Sutta pitaka. Saṃyutta
nikāya. Sagāthāvagga.
II.
Devaputta-Samyutta.
Содержание.
- 3. Nānātitthiya-vagga.
- II.21
Siva.
- II.22
Khema.
- II.23
Serin.
- II.24
Ghatīkara.
- II.25
Jantu.
- II.26
Rohitassa.
- II.27
Nanda.
- II.28
Nandivisāla.
- II.29
Susīma.
- II.30
Sutta.
/ II.1 Патиччасамуппада
сутта.
Взаимозависимое
происхождение.
Так я слышал, однажды Самый
Почитаемый пребывал в Саваттхи, в Роще
Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И там Самый Почитаемый обратился к
монахам:
– Монахи!
– Да, Преподобный Учитель, – с готовностью отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
– Я объясню вам взаимозависимое происхождение, монахи. Послушайте и
хорошо обдумайте то, о чём я вам расскажу.
– Да будет так, Преподобный Учитель, – отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
– Что такое взаимозависимое происхождение, монахи? От Неведения,
монахи, происходит Сформированный Опыт. От Сформированного Опыта
происходит Различение (Сознание). От Различения происходит Имя-и-Форма.
От Имени-и-Формы происходят Шесть Органов Чувств и Их Объекты. От Шести
Органов Чувств и Их Объектов происходит Контакт (Касание). От Контакта
происходят Ощущения. От Ощущений происходит Жажда. От Жажды происходит
Захваченность. От Захваченности происходит Становление. От Становления
происходит Рождение. От Рождения происходит Старение и Смерть,
появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
возникает вся совокупность страданий. Вот что называется
взаимозависимым происхождением, монахи.
– Но если полностью отдалиться от привязанностей и прекратить так
Неведение, то прекратится Сформированный Опыт. С прекращением
Сформированного Опыта прекращается Различение. С прекращением
Различения прекращаются Имя-и-Форма. С прекращением Имени-и-Формы
прекращаются Шесть Органов Чувств и Их Объекты. С прекращением Шести
Органов Чувств и Их Объектов прекращается Контакт. С прекращением
Контакта прекращаются Ощущения. С прекращением Ощущений прекращается
Жажда. С прекращением Жажды прекращается Захваченность. С прекращением
Захваченности прекращается Становление. С прекращением Становления
прекращается Рождение. С прекращением Рождения прекращаются Старение и
Смерть, исчезают горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
прекращается вся совокупность страданий.
Так сказал Самый Почитаемый. Согласившись, монахи возрадовались словам
Самого Почитаемого.
/ II.2 Вибханга сутта.
Анализ
(взаимозависимого происхождения).
[В Саваттхи]
– Я объясню вам взаимозависимое происхождение, монахи. Я проведу
анализ его. Послушайте и хорошо обдумайте то, о чём я вам расскажу.
– Да будет так, Преподобный Учитель, – отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
– Что такое взаимозависимое происхождение, монахи? От Неведения,
монахи, происходит Сформированный Опыт. От Сформированного Опыта
происходит Различение. От Различения происходит Имя-и-Форма. От
Имени-и-Формы происходят Шесть Органов Чувств и Их Объекты. От Шести
Органов Чувств и Их Объектов происходит Контакт. От Контакта происходят
Ощущения. От Ощущений происходит Жажда. От Жажды происходит
Захваченность. От Захваченности происходит Становление. От Становления
происходит Рождение. От Рождения происходит Старение и Смерть,
появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
возникает вся совокупность страданий.
Что такое Старение и Смерть, монахи?
Кого ни возьми из живущих, все они подвержены старению: они
дряхлеют, зубы их разрушаются, волосы седеют, на коже появляются
морщины, их жизнь сокращается, восприятия их органов чувств ослабевают
(теряют прежнюю силу). Вот что называется старением.
А что есть смерть, монахи? Кого ни возьми из живущих, все они
подвержены смерти: умиранию, разложению, исчезновению, лишению жизни,
кончине; их накопления разрушаются, с телом
приходится расстаться, жизненные элементы распадаются. Вот что
называется смертью. Вот что такое старение, и вот что такое смерть,
монахи, когда говорится о Старении и Смерти.
Что такое Рождение, монахи? Кого ни возьми из живущих, все они
подвержены рождению: появлению на свет, возникновению, перевоплощению,
новому рождению, их накопления возникают, проявляются шесть органов
чувств и их объекты. Вот что называется Рождением, монахи.
Что такое Становление, монахи? Есть три вида становления
(устремлённости к существованию), монахи: становление в Мире Страстей,
становление в Мире Форм и становление в Мире Без Форм. Вот что
называется Становлением, монахи.
Что такое Захваченность, монахи? Есть четыре вида захваченности,
монахи: захваченность чувственными желаниями, захваченность [ложными]
воззрениями (неправильным взглядом), захваченность [ложными] обетами и
заповедями, захваченность [ложными] представлениями о душе. Вот что
называется Захваченностью, монахи.
Что такое Жажда, монахи? Есть шесть видов жажды, монахи: жажда
формы, жажда звуков, жажда запаха, жажда вкуса, жажда прикосновения и
жажда интеллектуального восприятия (т.е. жажда идей, представлений).
Вот что называется Жаждой, монахи.
Что такое Ощущения, монахи? Есть шесть видов ощущений, монахи:
зрительное ощущение вследствие контакта глаза с формой, слуховое
ощущение вследствие контакта уха со звуком, вкусовое ощущение
вследствие контакта языка с объектом вкуса, обонятельное ощущение
вследствие контакта носа с запахом, тактильное ощущение вследствие
контакта тела с объектом телесного восприятия, интеллектуальное
ощущение вследствие контакта ума с объектом интеллектуального
восприятия. Вот что называется Ощущениями, монахи.
Что такое Контакт (Касание), монахи? Есть шесть видов контакта,
монахи: контакт глаза с формой, контакт уха со звуком, контакт языка со
вкусом (с объектом вкуса), контакт носа с запахом, контакт тела с
объектом тактильного восприятия, контакт ума с объектом
интеллектуального восприятия. Вот что называется Контактом, монахи.
Что такое Шесть Органов Чувств и Их Объекты, монахи? Это глаз и
форма, ухо и звук, нос и запах, язык и вкус, тело и прикосновение, ум и
мысль. Вот что называется Шестью Органами Чувств и Их Объектами, монахи.
Что такое Имя-и-Форма, монахи? Ощущения, представления, намерения,
касание и размышление – вот что называется Именем. Четыре великих
фундаментальных элемента (т.е. Земля, Вода, Огонь, Ветер) и всё, что
имеет отношение к четырём великим фундаментальным элементам, – вот что
называется Формой. Вот что такое Имя, и вот что такое Форма, монахи,
когда говорится об Имени-и-Форме.
Что такое Различение (Сознание), монахи? Есть шесть различений,
монахи: зрительное различение (букв: сознание глаз, различение глаз),
слуховое различение, обонятельное различение, вкусовое различение,
тактильное различение, интеллектуальное различение. Вот что называется
Различением, монахи.
Что такое Сформированный Опыт, монахи? Есть три вида сформированного
опыта, монахи: сформированный опыт тела, сформированный опыт речи и
сформированный опыт ума. Вот что называется Сформированным Опытом,
монахи.
Что такое Неведение, монахи? Монахи, это неведение в отношении
страданий, неведение в отношении происхождения страданий, неведение в
отношении прекращения страданий, неведение в отношении пути, ведущего к
прекращению страданий. Вот что называется Неведением, монахи.
Таким образом, монахи, от Неведения происходит Сформированный Опыт.
От Сформированного Опыта происходит Различение. От Различения
происходит Имя-и-Форма. От Имени-и-Формы происходят Шесть Органов
Чувств и Их Объекты. От Шести Органов Чувств и Их Объектов происходит
Контакт. От Контакта происходят Ощущения. От Ощущений происходит Жажда.
От Жажды происходит Захваченность. От Захваченности происходит
Становление. От Становления происходит Рождение. От Рождения происходит
Старение и Смерть, появляются горе и плачь, страдания, несчастья и
тревоги. И так возникает вся совокупность страданий.
Но если полностью отдалиться от привязанностей (пали rāga) и
прекратить так Неведение, то прекратится Сформированный Опыт. С
прекращением Сформированного Опыта прекращается Различение. С
прекращением Различения прекращаются Имя-и-Форма. С прекращением
Имени-и-Формы прекращаются Шесть Органов Чувств и Их Объекты. С
прекращением Шести Органов Чувств и Их Объектов прекращается Контакт. С
прекращением Контакта прекращаются Ощущения. С прекращением Ощущений
прекращается Жажда. С прекращением Жажды прекращается Захваченность. С
прекращением Захваченности прекращается Становление. С прекращением
Становления прекращается Рождение. С прекращением Рождения прекращаются
Старение и Смерть, исчезают горе и плачь, страдания, несчастья и
тревоги. И так прекращается вся совокупность страданий.
/ II.3 Патипада сутта.
Путь.
[В Саваттхи]
– Я объясню вам, что есть неправильный путь и
что есть
правильный
путь, монахи. Послушайте и хорошо обдумайте то, о чём я вам расскажу.
– Да будет так, Преподобный Учитель, – отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
"Что такое неправильный путь, монахи? От Неведения, монахи,
происходит Сформированный Опыт. От Сформированного Опыта происходит
Различение (Сознание). От Различения происходит Имя-и-Форма. От
Имени-и-Формы происходят Шесть Органов Чувств и Их Объекты. От Шести
Органов Чувств и Их Объектов происходит Контакт (Касание). От Контакта
происходят Ощущения. От Ощущений происходит Жажда. От Жажды происходит
Захваченность. От Захваченности происходит Становление. От Становления
происходит Рождение. От Рождения происходит Старение и Смерть,
появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
возникает вся совокупность страданий. Вот что называется неправильным
путём, монахи.
Что такое правильный путь, монахи? Но если
полностью отдалиться
от
привязанностей и прекратить так Неведение, то прекратится
Сформированный Опыт. С прекращением Сформированного Опыта прекращается
Различение. С прекращением Различения прекращаются Имя-и-Форма. С
прекращением Имени-и-Формы прекращаются Шесть Органов Чувств и Их
Объекты. С прекращением Шести Органов Чувств и Их Объектов прекращается
Контакт. С прекращением Контакта прекращаются Ощущения. С прекращением
Ощущений прекращается Жажда. С прекращением Жажды прекращается
Захваченность. С прекращением Захваченности прекращается Становление. С
прекращением Становления прекращается Рождение. С прекращением Рождения
прекращаются Старение и Смерть, исчезают горе и плачь, страдания,
несчастья и тревоги. И так прекращается вся совокупность страданий. Вот
что называется правильным путём, монахи".
/ II.4 Випасси сутта.
Сутта о
Випасси.
[В Саваттхи]
Монахи, Випасси
–
Самый Почитаемый, Архат, Достигший Высшего Правильного Пробуждения,
Пробудившийся Прошлого, Достигший Непревзойдённого Пробуждения –
однажды подумал так: "Поистине, в страданиях существа рождаются,
стареют, умирают, проходят от одной формы существования к другой и
вновь рождаются. Несомненно, должен быть способ избавления от страданий
старения и смерти".
И тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал:
"От чего возникает
старение и смерть? Каково условие для старения и смерти?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть рождение, то есть и старение со
смертью. Рождение является условием для старения и смерти".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
рождение? Каково условие для рождения?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть становление, то есть и рождение. Становление
является условием для рождения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
становление? Каково условие для становления?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть захваченность, то есть и
становление. Захваченность является условием для становления".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
захваченность? Каково условие для захваченности?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть жажда, то есть и захваченность.
Жажда является условием для захваченности".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
жажда? Каково условие для жажды?" И вот, монахи, Бодхисаттва Випасси,
правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному пониманию:
"Если есть ощущение, то есть и жажда. Ощущение является условием для
жажды".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
ощущение? Каково условие для ощущения?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть касание (контакт), то есть и ощущение. Касание
является условием для ощущения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
касание? Каково условие для касания?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть шесть органов чувств и их объекты, то есть и
касание. Шесть органов чувств и их объекты являются условием для
касания".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникают шесть
органов чувств и их объекты? Каково условие для шести органов чувств и
их объектов?" И вот, монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая
суть явлений, пришёл к доскональному пониманию: "Если есть имя-и-форма,
то есть и шесть органов чувств и их объекты. Имя-и-форма являются
условием для шести органов чувств и их объектов".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
имя-и-форма? Каково условие для имени-и-формы?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть сознание (различение), то есть и
имя-и-форма. Сознание являются условием для имени-и-формы".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
сознание? Каково условие для сознания?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть сформированный опыт, то есть и сознание.
Сформированный опыт являются условием для сознания".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "От чего возникает
сформированный опыт? Каково условие для сформированного опыта?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть неведение, то есть и сформированный
опыт. Неведение являются условием для сформированного опыта".
Таким образом, от Неведения происходит Сформированный Опыт. От
Сформированного Опыта происходит Сознание. От Сознания происходит
Имя-и-Форма. От Имени-и-Формы происходят Шесть Органов Чувств и Их
Объекты. От Шести Органов Чувств и Их Объектов происходит Касание. От
Касания происходит Ощущение. От Ощущений происходит Жажда. От Жажды
происходит Захваченность. От Захваченности происходит Становление. От
Становления происходит Рождение. От Рождения происходит Старение и
Смерть, появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
возникает вся совокупность страданий.
Условия происхождения – вот тот закон, монахи, который не был
известен ранее и который был обнаружен Бодхисаттвой Прошлого Випасси.
Возникло знание. Возникла мудрость. Возникло постижение. Возникла
ясность.
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет старения и смерти? С прекращением чего прекратятся старение и
смерть?" И вот, монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть
явлений, пришёл к доскональному пониманию: "При отсутствии рождения не
будет старения и смерти. С прекращением рождения прекратятся старение и
смерть".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет рождения? С прекращением чего прекратится рождение?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии становления не будет рождения.
С прекращением становления прекратится рождение".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет становления? С прекращением чего прекратится становление?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии захваченности не будет
становления. С прекращением захваченности прекратится становление".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет захваченности? С прекращением чего прекратится захваченность?" И
вот, монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений,
пришёл к доскональному пониманию: "При отсутствии жажды не будет
захваченности. С прекращением жажды прекратится захваченность".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет жажды? С прекращением чего прекратится жажда?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии ощущений не будет жажды. С
прекращением ощущений прекратится жажда".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет ощущений? С прекращением чего прекратятся ощущения?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии касания не будет ощущений. С
прекращением касания прекратятся ощущения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет касания? С прекращением чего прекратится касание?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии шести органов чувств и их
объектов не будет касания. С прекращением шести органов чувств и их
объектов прекратится касание".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет шести органов чувств и их объектов? С прекращением чего
прекратится [различение] шести органов чувств и их объектов?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии имени-и-формы не будет шести
органов чувств и их объектов. С прекращением имени-и-формы прекратится
[различение] шести органов чувств и их объектов".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет имени-и-формы? С прекращением чего прекратится имя-и-форма?" И
вот, монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений,
пришёл к доскональному пониманию: "При отсутствии сознания (различения)
не будет имени-и-формы. С прекращением сознания прекратится
имя-и-форма".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет сознания? С прекращением чего прекратится сознание?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии сформированного опыта не будет
сознания (различения). С прекращением сформированного опыта прекратится
сознание".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Випасси подумал: "При отсутствии чего не
будет сформированного опыта? С прекращением чего прекратится
сформированный опыт?" И вот, монахи, Бодхисаттва Випасси, правильно
различая суть явлений, пришёл к доскональному пониманию: "При
отсутствии неведения не будет сформированного опыта. С прекращением
неведения прекратится сформированный опыт".
Таким образом, с прекращением Неведения прекращается Сформированный
Опыт. С прекращением Сформированного Опыта прекращается Сознание. С
прекращением Сознания прекращается Имя-и-Форма. С прекращением
Имени-и-Формы прекращаются Шесть Органов Чувств и Их Объекты. С
прекращением Шести Органов Чувств и Их Объектов прекращается Касание. С
прекращением Касания прекращается Ощущение. С прекращением Ощущений
прекращается Жажда. С прекращением Жажды прекращается Захваченность. С
прекращением Захваченности прекращается Становление. С прекращением
Становления прекращается Рождение. С прекращением Рождения прекращаются
Старение и Смерть, исчезают горе и плачь, страдания, несчастья и
тревоги. И так прекращается вся совокупность страданий.
Условия прекращения – вот тот закон, монахи, который не был известен
ранее и который был обнаружен Бодхисаттвой Прошлого Випасси. Возникло
знание. Возникла мудрость. Возникло постижение. Возникла ясность.
/ II.5 Сикхи сутта.
Сутта о
Сикхи.
[В Саваттхи]
Монахи, Сикхи –
Самый Почитаемый, Архат, Достигший Высшего Правильного Пробуждения,
Пробудившийся Прошлого, Достигший Непревзойдённого Пробуждения –
однажды подумал так: "Поистине, в страданиях существа рождаются,
стареют, умирают, проходят от одной формы существования к другой и
вновь рождаются. Несомненно, должен быть способ избавления от страданий
старения и смерти".
И тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
старение и смерть? Каково условие для старения и смерти?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть рождение, то есть и старение со
смертью. Рождение является условием для старения и смерти".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От
чего возникает
рождение? Каково условие для рождения?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть становление, то есть и рождение. Становление
является условием для рождения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
становление? Каково условие для становления?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть захваченность, то есть и
становление. Захваченность является условием для становления".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
захваченность? Каково условие для захваченности?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть жажда, то есть и захваченность.
Жажда является условием для захваченности".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает жажда?
Каково условие для жажды?" И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно
различая суть явлений, пришёл к доскональному пониманию: "Если есть
ощущение, то есть и жажда. Ощущение является условием для жажды".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От
чего возникает
ощущение? Каково условие для ощущения?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть касание (контакт), то есть и ощущение. Касание
является условием для ощущения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
касание? Каково условие для касания?" И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи,
правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному пониманию:
"Если есть шесть органов чувств и их объекты, то есть и касание. Шесть
органов чувств и их объекты являются условием для касания".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникают шесть
органов чувств и их объекты? Каково условие для шести органов чувств и
их объектов?" И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть
явлений, пришёл к доскональному пониманию: "Если есть имя-и-форма, то
есть и шесть органов чувств и их объекты. Имя-и-форма являются условием
для шести органов чувств и их объектов".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
имя-и-форма? Каково условие для имени-и-формы?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть сознание (различение), то есть и
имя-и-форма. Сознание являются условием для имени-и-формы".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
сознание? Каково условие для сознания?" И вот, монахи, Бодхисаттва
Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к доскональному
пониманию: "Если есть сформированный опыт, то есть и сознание.
Сформированный опыт являются условием для сознания".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "От чего возникает
сформированный опыт? Каково условие для сформированного опыта?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "Если есть неведение, то есть и сформированный
опыт. Неведение являются условием для сформированного опыта".
Таким образом, от Неведения происходит Сформированный Опыт. От
Сформированного Опыта происходит Сознание. От Сознания происходит
Имя-и-Форма. От Имени-и-Формы происходят Шесть Органов Чувств и Их
Объекты. От Шести Органов Чувств и Их Объектов происходит Касание. От
Касания происходит Ощущение. От Ощущений происходит Жажда. От Жажды
происходит Захваченность. От Захваченности происходит Становление. От
Становления происходит Рождение. От Рождения происходит Старение и
Смерть, появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так
возникает вся совокупность страданий.
Условия происхождения – вот тот закон, монахи, который не был
известен ранее и который был обнаружен Бодхисаттвой Прошлого Сикхи.
Возникло знание. Возникла мудрость. Возникло постижение. Возникла
ясность.
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет старения и смерти? С прекращением чего прекратятся старение и
смерть?" И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть
явлений, пришёл к доскональному пониманию: "При отсутствии рождения не
будет старения и смерти. С прекращением рождения прекратятся старение и
смерть".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет рождения? С прекращением чего прекратится рождение?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии становления не будет рождения.
С прекращением становления прекратится рождение".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет становления? С прекращением чего прекратится становление?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии захваченности не будет
становления. С прекращением захваченности прекратится становление".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет захваченности? С прекращением чего прекратится захваченность?" И
вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл
к доскональному пониманию: "При отсутствии жажды не будет
захваченности. С прекращением жажды прекратится захваченность".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет жажды? С прекращением чего прекратится жажда?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии ощущений не будет жажды. С
прекращением ощущений прекратится жажда".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет ощущений? С прекращением чего прекратятся ощущения?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии касания не будет ощущений. С
прекращением касания прекратятся ощущения".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет касания? С прекращением чего прекратится касание?" И вот, монахи,
Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии шести органов чувств и их
объектов не будет касания. С прекращением шести органов чувств и их
объектов прекратится касание".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет шести органов чувств и их объектов? С прекращением чего
прекратится [различение] шести органов чувств и их объектов?" И вот,
монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл к
доскональному пониманию: "При отсутствии имени-и-формы не будет шести
органов чувств и их объектов. С прекращением имени-и-формы прекратится
[различение] шести органов чувств и их объектов".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет имени-и-формы? С прекращением чего прекратится имя-и-форма?" И
вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений, пришёл
к доскональному пониманию: "При отсутствии сознания (различения) не
будет имени-и-формы. С прекращением сознания прекратится имя-и-форма".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет сознания? С прекращением чего прекратится сознание (различение)?"
И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно различая суть явлений,
пришёл к доскональному пониманию: "При отсутствии сформированного опыта
не будет сознания. С прекращением сформированного опыта прекратится
сознание".
Тогда, монахи, Бодхисаттва Сикхи подумал: "При отсутствии чего не
будет сформированного опыта? С прекращением чего прекратится
сформированный опыт?" И вот, монахи, Бодхисаттва Сикхи, правильно
различая суть явлений, пришёл к доскональному пониманию: "При
отсутствии неведения не будет сформированного опыта. С прекращением
неведения прекратится сформированный опыт".
Таким образом, с прекращением Неведения прекращается Сформированный
Опыт. С прекращением Сформированного Опыта прекращается Сознание. С
прекращением Сознания прекращается Имя-и-Форма. С прекращением
Имени-и-Формы прекращаются Шесть Органов Чувств и Их Объекты. С
прекращением Шести Органов Чувств и Их Объектов прекращается Касание. С
прекращением Касания прекращается Ощущение. С прекращением Ощущений
прекращается Жажда. С прекращением Жажды прекращается Захваченность. С
прекращением Захваченности прекращается Становление. С прекращением
Становления прекращается Рождение. С прекращением Рождения прекращаются
Старение и Смерть, исчезают горе и плачь, страдания, несчастья и
тревоги. И так прекращается вся совокупность страданий.
Условия прекращения – вот тот закон, монахи, который не был известен
ранее и который был обнаружен Бодхисаттвой Прошлого Сикхи. Возникло
знание. Возникла мудрость. Возникло постижение. Возникла ясность.
2.
Anāthapindika-vagga.
/ II.11 Ахара сутта.
Поддерживающие
факторы.
[В Саваттхи]
"Монахи, есть четыре поддержки1
существования, или четыре захваченности стремящихся к перерождению,
или четыре поддерживающих фактора. Каковы эти четыре? Это материальная
пища, грубая или изысканная; во-вторых, контакт; в-третьих, намерения;
в-четвёртых, различение. Монахи, таковы четыре поддержки существования,
или четыре захваченности стремящихся к перерождению, или четыре
поддерживающих фактора.
Монахи, каков же источник возникновения этих четырёх поддерживающих
факторов? Чем они обусловлены? Что их порождает? Каково их
происхождение? Жажда является их источником, жаждой они обусловлены,
жажда их порождает, от жажды происходят эти четыре поддерживающих
фактора.
А каков источник возникновения этой жажды, монахи? Чем она
обусловлена? Что порождает её? Каково её происхождение? Ощущения
являются её источником, ощущениями она обусловлена, ощущения её
порождают, от ощущений происходит жажда.
А каков источник возникновения этих ощущений, монахи? Чем они
обусловлены? Что их порождает? Каково их происхождение? Контакт2
является их
источником, контактом они обусловлены, контакт их порождает, от
контакта происходят ощущения.
А каков источник возникновения этого контакта, монахи? Чем он
обусловлен? Что порождает его? Каково его происхождение? Шесть органов
чувств и их объекты являются его источником, шестью органами чувств и
их объектами он обусловлен, шесть органов чувств и их объекты его
порождают, от шести органов чувств и их объектов происходит контакт.
А каков источник возникновения этих шести органов чувств и их
объектов, монахи? Чем они обусловлены? Что порождает их? Каково их
происхождение? Имя-и-форма являются
их источником, именем-и-формой они обусловлены, имя-и-форма их
порождают, от имени-и-формы происходят шесть органов чувств и их
объекты.
А каков источник возникновения этих имени-и-формы, монахи? Чем они
обусловлены? Что порождает их? Каково их происхождение? Различение
является их источником, различением они обусловлены,
различение их порождает, от различения происходят имя-и-форма.
А каков источник возникновения этого различения, монахи? Чем оно
обусловлено? Что порождает его? Каково его происхождение?
Сформированный опыт является его источником,
сформированным опытом оно обусловлено, сформированный опыт его
порождает, от сформированного опыта происходит различение.
А каков источник возникновения этого сформированного опыта, монахи?
Чем он обусловлен? Что порождает его? Каково его происхождение?
Неведение является его источником, неведением он обусловлен, неведение
его порождает, от неведения происходит сформированный опыт.
Таким образом, монахи, от неведения происходит сформированный опыт.
От сформированного опыта происходит различение. От различения
происходят имя-и-форма. От имени-и-формы происходят шесть органов
чувств и их объекты. От шести органов чувств и их объектов происходит
контакт. От контакта происходят ощущения. От ощущений происходит жажда.
От жажды происходит захваченность. От захваченности происходит
становление. От становления происходит рождение. От
рождения происходят старение и смерть, появляются горе и плачь,
страдания, несчастья и тревоги. И так возникает вся совокупность
страданий.
Но если полностью отдалиться от привязанностей и
прекратить так неведение, прекратится сформированный опыт. С
прекращением сформированного опыта прекращается различение. С
прекращением различения прекращаются имя-и-форма. С прекращением
[различения] имени-и-формы прекращаются шесть органов чувств и их
объекты. С прекращением [различения] шести органов чувств и их объектов
прекращается контакт. С прекращением контакта прекращаются ощущения. С
прекращением ощущений прекращается жажда. С прекращением жажды
прекращается захваченность. С прекращением захваченности прекращается
становление. С прекращением становления прекращается рождение. С
прекращением рождения прекращаются старение и смерть, исчезают горе и
плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так прекращается вся
совокупность страданий".
Примечания.
1 – Поддержка
(пали āhāra / букв.
пища; поддержка).
2 – Контакт
/ касание –
восприятие объектов органами чувств.
|