... С позволения
Самого
Почитаемого
правитель богов Шакра
задал
ему первый вопрос:
– Преподобный
Учитель,
есть боги, люди, асуры, наги, гандхаббы
и многие другие виды живых существ, которые думают: "Пусть наша жизнь
будет свободна от враждебности, свободна от жестокости, свободна от
соперничества, свободна от злонамеренности, свободна от тех, кто
враждебен", но, тем не менее, их жизнь наполнена враждебностью,
жестокостью, соперничеством, злонамеренностью и связана с теми, кто
враждебен. Чем скованы эти существа?
Таков был первый вопрос Шакры
к Самому Почитаемому.
Самый
Почитаемый, выслушав вопрос, ответил:
– Боги, люди, асуры, наги, гандхаббы и многие другие виды живых
существ скованы завистью и жадностью, – вот отчего, даже если они
думают: "Пусть наша жизнь будет свободна от враждебности, свободна от
жестокости, свободна от соперничества, свободна от злонамеренности,
свободна от тех, кто враждебен", их жизнь наполнена враждебностью,
жестокостью, соперничеством, злонамеренностью и связана с теми, кто
враждебен.
Так ответил Самый
Почитаемый на вопрос правителя богов Шакры.
Довольный ответом, Шакра
был восхищен, и он воздал похвалу словам
Самого Почитаемого:
– О да, Самый
Почитаемый,
О да, Сугата. Услышав ответ Самого
Почитаемого на мой вопрос, я пресёк свои сомнения, я преодолел свои
затруднения.
Восхитившись и воздав похвалу словам Самого Почитаемого,
затем Шакра
задал ему следующий вопрос:
– Преподобный
Учитель,
но что является причиной для зависти и
жадности, отчего происходят они, что порождает их, каков их источник?
Наличие чего становится условием для их возникновения? Отсутствие чего
является условием для их невозникновения?
– "Нравится – не нравится" является причиной для зависти и
жадности,
от "нравится – не нравится" (т.е. от жажды) происходят они,
"нравится –
не нравится" порождает их, "нравится – не нравится" – их
источник.
Наличие "нравится – не нравится" становится условием для их
возникновения. Отсутствие "нравится – не нравится" является
условием
для их невозникновения.
– Но что, Преподобный
Учитель, является причиной для [пристрастия]
"нравится – не нравится", отчего происходит оно, что порождает
его,
каков его источник? Наличие чего становится условием для его
возникновения? Отсутствие чего является условием для его
невозникновения?
– Желание является причиной для [пристрастия] "нравится –
не
нравится", от желания происходит оно, желание порождает его, желание
–
его источник. Наличие желания становится условием для его
возникновения. Отсутствие желания является условием для его
невозникновения.
– А что, Преподобный
Учитель, является причиной для желания, отчего
происходит оно, что порождает его, каков его источник? Наличие чего
становится условием для его возникновения? Отсутствие чего является
условием для его невозникновения?
– Суждение (работа сознания, рассудочное мышление) является
причиной
для желания, от суждения происходит оно, суждение порождает его,
суждение – его источник. Наличие суждения становится условием для
его
возникновения. Отсутствие суждения является условием для его
невозникновения.
– А что, Преподобный
Учитель, является причиной для суждения, отчего
происходит оно, что порождает его, каков его источник? Наличие чего
становится условием для его возникновения? Отсутствие чего является
условием для его невозникновения?
– Восприятия и различные уровни запутанности ума (то, что
определяется сформированным опытом, фиксированные идеи) являются
причиной для суждения, от восприятий и различных уровней запутанности
ума происходит оно, восприятия и различные уровни запутанности ума
порождают его, восприятия и различные уровни запутанности ума –
его
источник. Наличие восприятий и различных уровней запутанности ума
становится условием для его возникновения. Отсутствие восприятий и
различных уровней запутанности ума является условием для его
невозникновения.
– Преподобный
Учитель,
каким же образом практикует монах, чья
практика приводит к правильному прекращению восприятий и различных
уровней запутанности ума?
– Правитель богов, знай, что есть два вида радости, – к
одному из
них надо стремиться, к другому – нет. Есть два вида печали,
– к одному
из них надо стремиться, к другому – нет. Есть два вида
безразличия, – к
одному из них надо стремиться, к другому – нет.
"Правитель богов, знай, что есть два вида радости, – к одному из
них
надо стремиться, к другому – нет", – так было сказано. В
отношении чего
так было сказано? Когда знаешь о чувстве радости: "От такой радости
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются",
–
то не следует стремиться к такому виду радости. Когда знаешь о чувстве
радости: "От такой радости неблагие качества ума уменьшаются, а благие
качества увеличиваются", – то следует стремиться к такому виду
радости.
А также этот вид радости может сопровождаться Обдумыванием и Анализом
или быть свободным от Обдумывания и Анализа. Из двух видов радости
последний является наивысшим. "Правитель богов, знай, что есть два вида
радости, – к одному из них надо стремиться, к другому –
нет", – так
было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано.
"Правитель богов, знай, что есть два вида печали, – к одному из
них
надо стремиться, к другому – нет", – так было сказано. В
отношении чего
так было сказано? Когда знаешь о чувстве печали: "От такой печали
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются",
–
то не следует стремиться к такому виду печали. Когда знаешь о чувстве
печали: "От такой печали неблагие качества ума уменьшаются, а благие
качества увеличиваются", – то следует стремиться к такому виду
печали.
А также этот вид печали (сострадание) может сопровождаться Обдумыванием
и Анализом или быть свободным от Обдумывания и Анализа. Из двух видов
печали последний является наивысшим. "Правитель богов, знай, что есть
два вида печали, – к одному из них надо стремиться, к другому
– нет", –
так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано.
"Правитель богов, знай, что есть два вида безразличия, – к одному
из
них надо стремиться, к другому – нет", – так было сказано.
В отношении
чего так было сказано? Когда знаешь о чувстве безразличия: "От такого
безразличия неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества
уменьшаются", – то не следует стремиться к такому виду
безразличия.
Когда знаешь о чувстве безразличия: "От такого безразличия неблагие
качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются", – то
следует стремиться к такому виду безразличия. А также этот вид
безразличия (беспристрастность) может сопровождаться Обдумыванием и
Анализом или быть свободным от Обдумывания и Анализа. Из двух видов
безразличия последний является наивысшим. "Правитель богов, знай, что
есть два вида безразличия, – к одному из них надо стремиться, к
другому
– нет", – так было сказано, и вот, в отношении чего так
было сказано.
Вот каким образом, правитель богов, практикует монах, чья практика
приводит к правильному прекращению восприятий и различных уровней
запутанности ума.
Так ответил Самый
Почитаемый на вопрос правителя богов Шакры.
Довольный ответом, Шакра
был восхищен, и он воздал похвалу словам
Самого Почитаемого:
– О да, Самый
Почитаемый,
О да, Сугата. Услышав ответ Самого
Почитаемого на мой вопрос, я пресёк свои сомнения, я преодолел свои
затруднения.
Восхитившись и воздав похвалу словам Самого Почитаемого, Шакра затем
задал ему следующий вопрос:
– Преподобный
Учитель,
а как монах практикует самоограничение
согласно монашеской дисциплине (санскр. Пратимокша / свод заповедей для
монахов и монахинь)?
– Правитель богов, знай, что есть два вида телесного поведения,
– к
одному из них надо стремиться, к другому – нет. Есть два вида
поведения
речи, – к одному из них надо стремиться, к другому – нет.
Есть два вида
поведения ума, – к одному из них надо стремиться, к другому
– нет.
"Правитель богов, знай, что есть два вида телесного поведения, –
к
одному из них надо стремиться, к другому – нет", – так было
сказано. В
отношении чего так было сказано? Когда знаешь о телесном поведении: "От
такого телесного поведения неблагие качества ума увеличиваются, а
благие качества уменьшаются", – то не следует стремиться к такому
виду
телесного поведения. Когда знаешь о телесном поведении: "От такого
телесного поведения неблагие качества ума уменьшаются, а благие
качества увеличиваются", – то следует стремиться к такому виду
телесного поведения. "Правитель богов, знай, что есть два вида
телесного поведения, – к одному из них надо стремиться, к другому
–
нет", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было
сказано.
"Правитель богов, знай, что есть два вида поведения речи, – к
одному
из них надо стремиться, к другому – нет", – так было
сказано. В
отношении чего так было сказано? Когда знаешь о поведении речи: "От
такого поведения речи неблагие качества ума увеличиваются, а благие
качества уменьшаются", – то не следует стремиться к такому виду
поведения речи. Когда знаешь о поведении речи: "От такого поведения
речи неблагие качества ума уменьшаются, а благие качества
увеличиваются", – то следует стремиться к такому виду поведения
речи.
"Правитель богов, знай, что есть два вида поведения речи, – к
одному из
них надо стремиться, к другому – нет", – так было сказано,
и вот, в
отношении чего так было сказано.
"Правитель богов, знай, что есть два вида поведения ума, – к
одному
из них надо стремиться, к другому – нет", – так было
сказано. В
отношении чего так было сказано? Когда знаешь о поведении ума: "От
такого поведения ума неблагие качества ума увеличиваются, а благие
качества уменьшаются", – то не следует стремиться к такому виду
поведения ума. Когда знаешь о поведении ума: "От такого поведения ума
неблагие качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются",
–
то следует стремиться к такому виду поведения ума. "Правитель богов,
знай, что есть два вида поведения ума, – к одному из них надо
стремиться, к другому – нет", – так было сказано, и вот, в
отношении
чего так было сказано.
Правитель богов, вот как монах практикует самоограничение согласно
монашеской дисциплине.
Так ответил Самый
Почитаемый на вопрос правителя богов Шакры.
Довольный ответом, Шакра
был восхищен, и он воздал похвалу словам
Самого Почитаемого:
– О да, Самый
Почитаемый,
О да, Сугата. Услышав ответ Самого
Почитаемого на мой вопрос, я пресёк свои сомнения, я преодолел свои
затруднения.
Восхитившись и воздав похвалу словам Самого Почитаемого, Шакра затем
задал ему следующий вопрос:
– Преподобный
Учитель,
а как монах практикует самоограничение по
отношению к восприятиям органами чувств?
– Правитель богов, знай, что есть два вида форм, воспринимаемых
глазами, – к одному из них надо стремиться, к другому –
нет. Есть два
вида звуков, воспринимаемых ушами, – к одному из них надо
стремиться, к
другому – нет. Есть два вида запахов, воспринимаемых носом,
– к одному
из них надо стремиться, к другому – нет. Есть два вида вкусов,
воспринимаемых языком, – к одному из них надо стремиться, к
другому –
нет. Есть два вида тактильных ощущений, воспринимаемых телом, – к
одному из них надо стремиться, к другому – нет. Есть два вида
мыслей,
воспринимаемых разумом, – к одному из них надо стремиться, к
другому –
нет.
Когда это было сказано, правитель богов Шакра сказал Самому
Почитаемому:
– Преподобный
Учитель,
я понял глубокое значение кратких положений,
излагаемых Самым
Почитаемым. Если знаешь, что от данного вида форм,
воспринимаемых глазами, неблагие качества ума увеличиваются, а благие
качества уменьшаются, то не следует стремиться к такому виду форм,
воспринимаемых глазами. Но если знаешь, что от данного вида форм,
воспринимаемых глазами, неблагие качества ума уменьшаются, а благие
качества увеличиваются, то следует стремиться к такому виду форм,
воспринимаемых глазами.
Если знаешь, что от данного вида звуков, воспринимаемых ушами,
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются, то
не следует стремиться к такому виду звуков, воспринимаемых ушами. Но
если знаешь, что от данного вида звуков, воспринимаемых ушами, неблагие
качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются, то следует
стремиться к такому виду звуков, воспринимаемых ушами.
Если знаешь, что от данного вида запахов, воспринимаемых носом,
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются, то
не следует стремиться к такому виду запахов, воспринимаемых носом. Но
если знаешь, что от данного вида запахов, воспринимаемых носом,
неблагие качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются, то
следует стремиться к такому виду запахов, воспринимаемых носом.
Если знаешь, что от данного вида вкусов, воспринимаемых языком,
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются, то
не следует стремиться к такому виду вкусов, воспринимаемых языком. Но
если знаешь, что от данного вида вкусов, воспринимаемых языком,
неблагие качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются, то
следует стремиться к такому виду вкусов, воспринимаемых языком.
Если знаешь, что от данного вида тактильных ощущений, воспринимаемых
телом, неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества
уменьшаются, то не следует стремиться к такому виду тактильных
ощущений, воспринимаемых телом. Но если знаешь, что от данного вида
тактильных ощущений, воспринимаемых телом, неблагие качества ума
уменьшаются, а благие качества увеличиваются, то следует стремиться к
такому виду тактильных ощущений, воспринимаемых телом.
Если знаешь, что от данного вида мыслей, воспринимаемых разумом,
неблагие качества ума увеличиваются, а благие качества уменьшаются, то
не следует стремиться к такому виду мыслей, воспринимаемых разумом. Но
если знаешь, что от данного вида мыслей, воспринимаемых разумом,
неблагие качества ума уменьшаются, а благие качества увеличиваются, то
следует стремиться к такому виду мыслей, воспринимаемых разумом.
Так я понял глубокое значение кратких положений, излагаемых Самым
Почитаемым. Услышав ответ Самого Почитаемого на
мой вопрос, я пресёк
свои сомнения, я преодолел свои затруднения.
Восхитившись и воздав похвалу словам Самого Почитаемого,
затем Шакра
задал ему следующий вопрос:
– Преподобный
Учитель,
учат ли все священнослужители и созерцатели
(брахманы и шраманы) одинаковым доктринам, придерживаются ли они
одинаковых заповедей, желают ли они одного и того же, стремятся ли они
к одной и той же цели?
– Нет, правитель богов, не все священнослужители и созерцатели
учат
одинаковым доктринам, не все придерживаются одинаковых заповедей, не
все желают одного и того же, не все стремятся к одной и той же цели.
– Преподобный
Учитель,
почему все священнослужители и созерцатели не
учат одинаковым доктринам, почему все они не придерживаются одинаковых
заповедей, почему все они не желают одного и того же, почему все они не
стремятся к одной и той же цели?
– Мир состоит из множества особенностей, множества разнообразных
особенностей. Из-за того, что мир состоит из множества разнообразных
особенностей, то те особенности, на которых фиксируются живые существа,
они оправдывают и признают, говоря: "Только это истинно, остальное
–
неистинно". Вот почему не все священнослужители и созерцатели учат
одинаковым доктринам, вот почему не все придерживаются одинаковых
заповедей, вот почему не все желают одного и того же, вот почему не все
стремятся к одной и той же цели.
– Преподобный
Учитель,
а все ли священнослужители и созерцатели
достигли совершенства: полностью свободны от Уз, ведут чистую святую
жизнь, – все ли они совершенны?
– Нет, правитель богов, не все священнослужители и созерцатели
достигли совершенства: полностью свободны от Уз, ведут чистую святую
жизнь, – не все они совершенны.
– Преподобный
Учитель,
почему не все священнослужители и созерцатели
достигли совершенства: полностью свободны от Уз, ведут чистую святую
жизнь, – почему не все они совершенны?
– Только те монахи, кто освободился через полное прекращение
жажды,
являются людьми, достигшими совершенства, – они полностью
свободны от
Уз, ведут чистую святую жизнь, – они совершенны. Вот почему не
все
священнослужители и созерцатели достигли совершенства: полностью
свободны от Уз, ведут чистую святую жизнь, – вот почему не все
они
совершенны.
Так ответил Самый
Почитаемый на вопрос правителя богов Шакры.
Довольный ответом, Шакра
был восхищен, и он воздал похвалу словам
Самого Почитаемого:
– О да, Самый
Почитаемый,
О да, Сугата. Услышав ответ Самого
Почитаемого на мой вопрос, я пресёк свои сомнения, я преодолел свои
затруднения.
Восхитившись и воздав похвалу словам Самого Почитаемого,
затем Шакра
сказал ему:
– Захваченность – это болезнь; захваченность – это
нарыв;
захваченность – это стрела. Она соблазняет и затягивает существ в
то
или иное состояние существования, и это причина перерождения существ в
высоких и низких мирах. Хотя другие священнослужители и созерцатели не
оставили мне шанса задать им эти вопросы, Самый Почитаемый
ответил на
них подробно, и этим он удалил стрелу моих сомнений и затруднений.
– Правитель богов, не помнишь ли ты, как задавал эти вопросы
другим
священнослужителям и созерцателям?
– Да, Преподобный
Учитель, я помню, как задавал эти вопросы другим
священнослужителям и созерцателям.
– Если это тебя не затруднит, не мог бы ты рассказать мне, как
они
отвечали?
– Я не испытываю никаких затруднений, сидя рядом с Самым Почитаемым
или с кем-либо, кто подобен ему.
– Тогда расскажи мне, правитель богов.
– Появляясь перед теми, кого я считал священнослужителями и
созерцателями, которые живут в уединении, в пустынном месте, я задавал
им эти вопросы. Но когда я их спрашивал, они терялись. Теряясь, они
задавали мне встречный вопрос: "Кто ты?"
На этот вопрос я отвечал: "Уважаемый, я – Шакра, правитель богов".
Тогда затем они спрашивали меня: "А благодаря какой карме ты достиг
этого состояния?"
И я учил их Дхарме так, как я её слышал и как её понял. И они
радовались, говоря: "Мы узрели Шакру, правителя богов, и
он отвечал на
наши вопросы!" Таким образом, вместо того, чтобы учить меня, всё они
просто становились моими учениками. Преподобный Учитель, отныне
я –
ученик Самого Почитаемого,
Вошедший в Поток, тот, кто привержен и
никогда не будет обречён на уделы скорби; тот, кто направляется к
Пробуждению.
– Правитель богов, можешь ли ты вспомнить случай, когда раньше
испытывал подобное счастье и радость?
– Да, я помню, Преподобный
Учитель.
– И как же раньше ты испытывал подобное счастье и радость?
– Однажды,
Преподобный Учитель,
боги и асуры сражались друг против
друга. И в этой битве боги победили, а асуры понесли поражение. Выиграв
битву, мне, как победителю в битве, пришла мысль: "Какой бы ни была
божественная пища асуров, какой бы ни была божественная пища дэвов,
дэвы теперь насладятся обоими видами". Однако тогда я обрёл счастье и
радость в мире борьбы и оружия. Оно не привело к непривязанности, к
беспристрастности, к прекращению [жажды], к спокойствию, к
Просветлению, к Пробуждению, к Освобождению. Но счастье и радость,
которое я испытал, услышав Дхарму Самого Почитаемого,
случилось там,
где нет борьбы (насилия), где нет оружия. Оно ведёт к непривязанности,
к беспристрастности, к прекращению, к спокойствию, к Просветлению, к
Пробуждению, к Освобождению. …
Затем Шакра, король
богов, коснулся земли своей рукой и сказал три
раза: "Привержен Архату, Самому Почитаемому, Достигшему Правильного
Пробуждения! Привержен Архату, Самому Почитаемому, Достигшему
Правильного Пробуждения! Привержен Архату, Самому Почитаемому,
Достигшему Правильного Пробуждения!"
Когда было дано это объяснение, у Шакры открылось
незапятнанное,
чистое око Дхармы (виденье Дхармы): "Всё, что имеет причины
возникновения, подвержено прекращению". И то же самое испытали
[присутствовавшие на проповеди] 80000 других богов.
Таковы были вопросы, на которые по просьбе Шакры ответил Самый
Почитаемый. А проповедь эта получила название "Вопросы Шакры".