Сутра о мудрости и
глупости.
О бедной женщине, преподнёсшей в дар
материю.
Дзанлундо.
Раздел V.
Глава 18. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
В то время
Победоносный пребывал в
городе Шравасти, в саду Джетавана,
который предоставил ему Анантхапиндада. Тогда в той стране жена одного
домохозяина родила дочь.
Девочка отличалась от других детей благородным обликом и необычайной
красотой.
И на свет она появилась, окутанная мягкой белой материей.
Родители очень удивились этому и показали дочь гадальщику.
Гадальщик, посмотрев на девочку, установил, что она отмечена знаком
великой благой заслуги,
и нарёк её Гармо, что означает "Белая".
Девочка Гармо
росла, и вместе с этим
увеличивалась в размере материя,
покрывавшая её тело. Когда девочка выросла, то многие жители той
местности хотели взять её
в жены. Отец с матерью, подумав о свадебных украшениях для дочери,
обратились к мастеру и
заказали ему золотые и серебряные украшения. Увидев заказанные
украшения, дочь спросила
родителей:
– А это для
чего?
– Это твои
свадебные
украшения, – отвечали те.
– Но я хочу
вступить в
монашество и не собираюсь
замуж, – сказала
им дочь.
Родители
согласились с желанием
дочери и тут же достали материю,
собираясь шить монашеское
одеяние.
– Для чего
эта
материя? – спросила тогда дочь.
– Шить тебе
монашеское
одеяние, – ответили ей родители.
– У меня есть
монашеское
одеяние, и ничего не требуется
шить, – сказала та и
продолжала: – Отведите меня туда, где пребывает
Победоносный.
– Хорошо, – согласились
родители, – пойдём к
Победоносному.
Они направились к
месту пребывания
Победоносного и, придя туда,
поклонились ему в ноги.
– Прими дочь
в
монашество, – попросили они.
– Подойди во
благе! – повелел тогда Победоносный.
И тут же волосы
на голове девушки сами собой сбрились, а белая одежда на теле девушки
превратилась в оранжевое
монашеское одеяние.
Победоносный
поручил девушку
монахине Праджапати, и новая
монахиня, усердно прилежая, вскоре достигла архатства.
Тогда Ананда
спросил Победоносного:
– Что за
благую заслугу
обрела
в прежних рождениях монахиня Гармо,
если она родилась в семье домохозяина, на теле её было белое одеяние, а
вступив в монашество,
быстро достигла архатства?
И поведал тогда
Победоносный Ананде
следующее. Это было давным-давно,
когда в мир пришёл будда Сокьеп. Вместе со своими учениками он прибыл
творить пользу живым
существам, и все местные люди щедро совершали пожертвования этому
будде.
В то время один монах во имя блага многочисленных живых существ
призывал
всех людей этой местности выслушивать от будды Учение и приносить ему
дары.
В той местности, жила очень бедная женщина, которую звали Диника. Она
с мужем ничего не имела, кроме куска ткани, служившего им одеждой.
Когда мужу нужно было
идти по делу, то он набрасывал на себя этот кусок ткани, а жена сидела
голая, в куче травы.
Когда же нужно было идти жене, то она надевала ткань, а муж сидел голый
в куче травы.
Как-то раз этот
монах, который
стремился сотворить всем пользу, подошёл
к дверям бедняков и столкнулся там с той женщиной.
– Сходи
поклониться
будде, – сказал он, – и
сделай
ему пожертвование.
Затем монах,
восславив достоинства
дарения, указал на пагубные плоды
скупости.
Он рассказал также о том, как редки случаи появления в мире будд, о
том, как редко
выпадает возможность выслушать Учение, о том, как трудно обрести
человеческое рождение.
И добавил:
– Иди и
выслушай Учение.
Та женщина сказала:
– Достопочтенный,
подожди
немного. Я скоро вернусь.
После этого она
вошла в свою хижину
и обратилась к мужу с такими
словами:
– У дверей
стоит монах.
Он
говорит, чтобы мы пошли поклониться
будде,
выслушали Учение и поднесли будде подарок. В прежних рождениях, сказал,
он, мы не подносили
даров, вот и стали такими бедными. Ныне же нам следует что-нибудь
сделать ради будущих
рождений.
Муж ответил на это:
– Следует
поднести ему
подарок,
однако мы бедны, и у нас ничего
нет.
Какой же подарок мы можем сделать?
Тогда жена сказала:
– В прежних
рождениях мы
не
подносили даров, оттого и в этой жизни
так
бедны. Если и сейчас дара не сделаем, то до чего же дойдём в будущем
рождении? Я сделаю
подарок, разреши мне.
Муж подумал:
"Может быть, она
что-нибудь припрятала" – и
ответил:
– Делай
подарок.
Тогда жена сказала:
– Я с
радостью поднесу в
дар
наш кусок материи.
– Мы, кроме
этого куска
материи, ничего не
имеем, – возразил
муж, – если мы его подарим, то никуда не сможем выйти.
Как же
станем
добывать пропитание?
Но жена сказала:
– Человек
рождается и
умирает.
Если дара не
сделаем – умрём, сделаем
дар – также умрём. Но если сделаем подарок, то хоть
будем
иметь надежду
на лучшее в следующем рождении. Сделав подарок, и умереть легче.
– Делай
подарок, – хоть и с неудовольствием, но разрешил
муж.
Тогда жена,
выглянув наружу, сказала
монаху:
– О
достопочтенный,
зажмурься
ненадолго. Я вручу тебе дар.
– Если ты
вручаешь
дар, – произнёс монах, – то
вручай
его открыто, двумя руками, а я произнесу благословение дарению.
– Кроме этой
материи на
теле, у
меня ничего
нет, – отвечала
женщина, – нет у меня другого платья, чтобы выйти, а на
нечистое женское
тело смотреть негоже. Поэтому я вручу подарок, не выходя из хижины.
И с этими словами
она сняла с себя в
хижине кусок материи и вручила его
монаху.
Монах, произнеся
благословение
дарению, взял эту материю и пошёл туда,
где пребывал будда.
Когда он подошёл к Победоносному, тот сказал монаху:
– Дай
материю,
поднесённую
женщиной!
Монах вручил ту
материю будде, и
Победоносный принял её обеими руками.
Люди из царской
свиты, находившиеся
в то время около будды, с
презрением
подумали: "Будда взял в руки эту старую и дурно пахнущую
материю".
Победоносный,
зная мысли людей из многочисленной свиты, сказал:
– По-моему,
все подарки
свиты
уступают этому чистосердечному дару.
Многочисленная
свита, пришла в
изумление, а супруга царя, сняв свои
одежды и украшения, послала их той женщине. Царь также снял свои одежды
и украшения и послал
их её мужу, приказав, чтобы оба супруга прибыли в его свиту.
Будда Сокьеп
изложил многочисленным
окружающим Учение, отчего
большинство обрело освобождение
от мук сансары.
И сказал потом
Победоносный Ананде:
– В той
жизни, в то
время, та
бедная женщина и была нынешней
монахиней
Гармо. Подарив в то время кусок материи, она в течение девяносто одной
кальпы постоянно
рождалась одетой в материю, не знала бедности, и всего у неё было в
достатке. Услышав святое
Учение от того будды, она выразила желание обрести полное освобождение.
Сейчас, встретившись
со мной, она обрела архатство. Поэтому ты также, внимая Учению и творя
дары, прилежай изо всех
сил.
Многочисленная
свита, услышав эти
слова Победоносного, истинную радость
испытала.
|