РАСПОЛОЖЕНИЕ-ЗАПИСЬ,
ВРАЩЕНИЕ, ВОЛНА.
Три способа
расположения мантры.
- Мантра
расположена по спирали, выходящей из
центра (сердца) в
правом вращении.
- Мантра
расположена по спирали, выходящей из
центра в левом
вращении.
- Мантра
расположена концентрически.
Два
способа записи
мантры.
- Мантра
записана в правом вращении (по солнцу,
по часовой
стрелке).
- Мантра
записана в левом вращении.
Два
способа
вращения
мантры.
- Мантра
вращается вправо;
- Мантра
вращается влево.
Простое
комбинирование легко
обнаруживает, что есть “запрещённые”
сочетания перечисленных свойств мантры. Мантра не должна вращаться в
“обратную сторону” , не должна пятиться –
начало мантры, например, слог ОМ
должен всегда двигаться в сторону,
противоположную её записи. (Но есть редчайшие исключения, вызванные
причинами ритуального характера, когда мантра вращается и записана так,
что прочитывание её происходит в обратном порядке –
от
последнего слога
к первому.)
Учтя подобный “запрет” , обнаруживается шесть разрешённых сочетаний
расположения, записи
и вращения мантры.
При
этом надо учесть, что:
A – мантра
вращается МЫСЛЬЮ;
B –
запись
мантры и её расположениe – это РЕЧЬ;
C – “бегущая
волна”, видимая при вращении диска с мантрой (наружу или
внутрь), – ТЕЛО.
Если
волна (тело) втягивается в
центр – это признак
бодхисаттвы-царя. Бодхисаттва-царь (Манджушри),
отдавая свою
речь как
жертву-нектар существам тонких форм мира самбхогакаи, стяжает
совершенство тончайшего тела на благо усмиряемых. Первым покидает
сансару.
Если волна (тело) исходит наружу – это
признак
бодхисаттвы-пастуха.
Бодхисаттва-пастух (Авалокитешвара),
отдавая свое тело как
жертву-нектар существам грубых форм, сферы деятельности нирманакаи,
стяжает совершенную Проповедь перед лицом спасаемых. Последним покидает
сансару.
Если волны нет – это свидетельство
возможности
квантового,
скачкообразного изменения состояния – это
признак
бодхисаттвы-лодочника. Бодхисаттва-лодочник (Ваджрапани)
хранит и тело,
и речь (тайные проповеди Будды), сопровождая совершенствующегося и
спонтанно одаривая его знанием, хранящимся до востребования.
* * *
Вообще
же подобные структуры
запечатлены, как знаки на теле человека –
ноздри, ушные раковины, строение ладоней, поверхность стоп
и т.п.,
отражая на внешнем, в буквальном смысле поверхностном уровне, тайну
происхождения и строения живого.
Ключ
для
латинской транслитерации тибетского
написания мантр на санскрите.
Сводная
Таблица:
- строчные
согласные – зеркальные (log yig) в
тибетском
- строчная m
– анусвара; напр. Hum
- r, l
– гласные r(i) l(i); напр.
SAmSKrITA
- долгота
гласной передается регистром буквы: строчная –
долгая,
прописная – краткая
- двоеточие
– висарга; напр. Om
a:
Hum
- е
– двойная огласовка звуком 'е'
- о
– двойная огласовка звуком 'о'