На главную страницу В начало раздела. Назад A
На главную страницу В начало раздела. Назад
Сердце Ясного Света.

Поклон Славному Самантабхадре!

Просветлённое, центростремительное космическое пространство
Дхармакаи запредельной радости,
От века же безусловно совершенно.
С ясным, живым знанием приветствую
Извечного Спасителя Неизменный С
вет1.

В распахнутом центре жизни2
Сияет Великий Свет, не сокрушимый ничем,
И тает в начале своём.
Послушайте, как я узнал.

Прекрасно алмазное сердце Ясного Света
В драгоценном дворце, убранном солнцем и л
уной3
Сущность, Природа и Энергия с
острадания4
Совершенны в сердце, постигшем ясную шунью.

Из трёх волн ума5
Сущность тела – волна шуньи Дхармакаи –
Выявилась при отказе от страстных желаний;
Природа света – волна ясного до дна самосовершенства –
Выявилась, когда сияющий цвет пространства
Трансформировался наружу;
Милосердная Энергия знания –
волна беспрепятственного раскрытия –
Выявилась в свободе, в независимости и в неисчезновении.
Трансформированное вовне как есть, так и есть.

Три волны реализуются в коренных каналах,
Где внутреннее знание – вспышку ясности шуньи –
Истинно надо видеть, чтобы понять.

И тогда в любом созерцании
Через покойное, движение мысли – взгляд и прозрение,
Трижды неколебимое живое знание наполнит небо.
Алмазную привязь Царя з
нания6
Нужно без колебаний заточить в тюрьму
Сияющего радостного с
вета7,
Тогда три волны ума естественно трансформируются.

В волне Сущности невообразимо ясна шунья.
Волна Природы трансформировалась в мудрость пространства.
Волна Милосердного знания уничтожает врагов свободы,
После чего исчезает.

Три волны в одно время примиряют врагов,
Так распространяется центральная проповедь
Самовозникшего Ясного Света.
И когда волна проявляется наружу –
Внутри центростремительное изначально чистое,
Законченное знание без п
одозрений8,
Согласное подобной небу проповеди Победоносного.
Живая мысль чиста и светла,
Явления непостижимо ясны.

Это главное при выходе "из черепа".

Живые существа,
Силою добродетели придите в Тело Света!

Среди снежных гор
Сочинил йог Царской Колесницы
Нацог-Рандол.

Гео! Гео! Гео!


\



Примечания.

1 – Спаситель Неизменный Свет (mgon-po ‘od-mi ‘gyur-ba). Свет понимается как выход из сингулярности дхармакаи, из непроявленности. Эпитет неизмённый придаёт Свету значение фундаментальной константы бытия. Если нет этой константы, то невозможно возникновение жизни. Жизнь и бытие здесь синонимы. Нет бытия без жизни, "пустых" Вселенных не бывает. Поэтому Свет называется Спасителем, то есть тем, кто выводит непроявленность на очередной цикл сознательного существования.

2 – Распахнутый центр жизни. Нет смысла искать этот центр в обычном пространстве, и не нужно думать, что он единичен. У Вселенной нет одного центра; там, где сознание, там и центр. Все живые, сознающие, равноправны между собой, каждый есть центр, через который прорастает древо жизни Вселенной.

3 "…убранном солнцем и луной" – устойчивые атрибуты сознания, то есть индивидуализированного ригпа. Ибо зеркало знания – ригпа, есть невидимая грань высочайшей осцилляции шуньи и ясности (проявленности). Полное совпадение шуньи и ясности – это ригпа. Осцилляция их, несовпадение – сознание, алмазное сердце Ясного Света, заключённое как бы в пространстве, "ограниченном" солнцем и луной.

4 Сущность, Природа и Энергия сострадания – классическая триада, с помощью которой объясняется Основа – один из трёх аспектов дзогченовского учения.

5 Три волны (gdangs gsum). В этой шлоке Сущность, Природа и Энергия называются тремя волнами, реализующими соответственно шуньяту, ясность и сострадание, где последнее трактуется как всесвязность живого, наделённого свободой, независимостью и неисчезновением. Эти три свойства сострадания напоминают теорию так называемого Единого Сознания, в которой множественность сознании рассматривается как проекция Единого Сознания в "плоскости" времени и пространства. Такое прочтение текста сближает его с идеями йогачаров о сознании-сокровищнице – алая-виджняне и напоминает текст "Дхармовое совершенство" (См. "Гаруда", 1992 г. №2).

6 Алмазная привязь Царя знания (rig-gdangs rgyal-po rdo-rje lu-gu-rgyud). В первом выпуске "Гаруды", в эссе "Прыжок в пасть льва" алмазная привязь сравнивается с понятием суперструны сознания. Суперструна как бы соединяет все мыслимые состояния сознания вплоть до ригпа. Но цель совершенствования не в том, чтобы превратиться в безличностное знание – ригпа, а в том, чтобы зацепиться за это своеобразное дно бытия, его основу, с тем чтобы затем свободно проявляться на любом желаемом уровне состояния сознания. Это зацепиться и означает алмазную привязь, или суперструну сознания. Её можно сравнить с нитью, на которую нанизаны бусины чёток: нить – суперструна, каждая бусина – желаемое состояние сознания. Сравнение с чётками понятия суперструны сознания, или алмазной привязи, было дано автору этих примечаний почтенным тибетским ламой Камтулом Ринпоче во время его визита в 1990 г. в Ленинград.

7 – Тюрьма света – индивидуальное сознание. Это кульминация текста. Найден Царь знания – Великое ригпа, начинается спонтанное, стихийное разворачивание сознания вовне. Подобное переживание – сильная встряска, без предварительной практики этот процесс не управляем и может испугать. Необходимо заключить все три волны ума в одно тигле (бинду), или в тюрьму света – в этом задача управления взрывным процессом обнаружения и трансформации чистого присутствия. Здесь нет места волевым актам или сосредоточению, управлять здесь означает минимальнейшее усилие простого наблюдения. И тогда сознание освобождается от клетки тела, свободно покидая и свободно возвращаясь в него. Научиться этому значит освоить практику тогэл (thod-rgal) – так называемое искусство выхода за пределы черепа.

8 – Волна проявляется наружу... – ...внутри... знание. В этой фразе – один из механизмов практики тогэл и один из её результатов. Импульс мысли, пустой, ясной, полной любви, не отличимый и синхронный с актом чувственного пятисоставного контакта, мгновенно рождает в сердце законченное знание.

Примечания В.М. Монтлевича.



 

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх