|
|
Иконография
Вайшраваны.
Обычно Вайшравана изображается с восемью благоприятнми символами –
золотые рыбы, раковина, драгоценная ваза, цветок лотоса, колесо, знамя
победы, вечный узел, и зонтик – теми атрибутами,
которые по приданию Будда получил после своего просветления под деревом
Бодхи. Эти символы, являются очень популярными среди всех верующих и их
можно найти не только в монастырях, но и во многих домах мирян. Они
могут быть нарисованы на стенах, вырезаны из дерева или даже выполнены
из драгоценных металлов. Кроме их очевидной декоративной функции, эти
восемь символов являются благоприятным предзнаменованием духовного и
материального благосостояния. Значение восьми благоприятных символов
вкратце может быть выражено следующим образом:
Две золотых рыбки представляют освобождение из океана сансары. Так же,
как рыбы не боятся бушующих вод глубокого океана, также и человек,
идущий по духовному пути не боится превратностей жизни.
Белая раковина, спираль которой завёрнута вправо, объявляет всему
миру своим звуком о просветлении Будды. И
поэтому раковина символизирует способность всех живых существ к
просветлению и освобождению.
Из драгоценной вазы проливается бесконечный дождь долгой жизни,
здоровья и процветания, доступного всем существам, следующим Учению
Будды.
Цветок лотоса представляет духовную чистоту и сострадание и
символизирует безупречные действия тела, речи и ума приводящих к
просветлению.
Золотое колесо с восемью спицами известно как символ самой Дхармы, где
спицы символизируют буддистский восьмичленный путь.
Знамя победы, которое установлено на вершине горы Меру в центре
Вселенной, объявляет победу Дхармы над силами неведения.
Вечный узел, также известный как знак удачи, может интерпретироваться
по-разному. Одно из значений, это представление бесконечного круга
существования; другое значение – сложная связь
между мудростью и состраданием в достижении состояния Будд; а также
бесконечная любовь и гармония полного пробуждения.
Наконец зонтик – символ королевской власти,
представляет защиту от злых влияний, которое даруется сострадательными
Буддами.
Также встречаются изображения Пита Джамбхала, идама, одной из форм
Джамбхалы. Пита Джамбхалу изображают жёлтого цвета, сидящим в
"односторонней позе"
(ардхапарьянкасана), правая нога спущена с трона на раковину (шанкха),
установленную на вазу (кумбха), в левой руке –
мангуст (накула), изрыгающая драгоценности –
эмблема богатства, в правой руке – драгоценность
(ратна) или цитрон (джамбхира). Внизу – сосуд с
жертвенными подношениями (панчакамагуна).
Танка Джамбхалы.
Танка Джамбхалы.
Чёрный Дзамбхала.
Навадэва Махапита
Вайшравана. Начало XX века.
Пита Джамбхала.
Махапита
Вайшравана. (Бурятия, XIX век).
|
|
|