|
|
Шесть
Парамит.
- Парамита Жертвования
(dāna-pāramita – дана-парамита).
- Парамита Соблюдения Заповедей
(shīla-pāramita – шила-парамита).
- Парамита Терпения (kshānti-pāramita –
кшанти-парамита).
- Парамита Упорного Усилия
(vīrya-pāramita –
вирья-парамита).
- Парамита Правильного Самадхи
(dhyāna-pāramita – дхьяна-парамита).
- Парамита Мудрости (prajñā-pāramita
– праджня-парамита).
Парамита
Жертвования Бодхисаттв-Махасаттв.
Дана-парамита
должна проявляться не только в дарении обезличенных подарков, но и
более ценными дарами, основывающимися
на
сочувствии и понимании.
Для Бодхисаттвы-Махасаттвы совершенство
дана-парамиты проявляется в
полном предоставлении всего себя надежде Татхагат на Нирвану, в которую
смогут войти все без исключения.
"Никакое даяние,
поданное от чистого сердца высокодостойному лицу, не может быть малым,
ибо велики его результаты."
"если бы ты не
жертвовал во имя дхармы, то не осознал бы редкость и великую ценность
этих учений и не смог бы правильно практиковать их. Даже если бы ты
попробовал их практиковать, заслуга не возникла бы в тебе".
Парамита
Соблюдения Заповедей.
Шила-парамита
это не просто внешнее следование пяти обетам, поскольку в свете Парамит надлежит совершенствоваться в смирении,
простоте, самообуздании и бескорыстии.
Парамита
Терпения.
Кшанти-парамиту требуется проявлять не только по
отношению к внешним обстоятельствам и нравам
других людей, но и применительно к самому себе.
При
общении Татхагат с объектным миром в их умах не
возникает различий между собственными потребностями и нуждами других, а
также – между добром и злом. Для
них существует лишь непринуждённость и безусильная
своевременность безупречного поведения, безукоризненного поступка.
Совершенствование в терпении при полноте знания того и этого,
схватывания и схватывающего, но при отсутствии мыслей о различении и
привязанности, –
такова кшанти-парамита Татхагат.
Парамита
усердия Татхагат.
"Я указал моим ученикам путь,
которым они должны идти,
чтобы проявить четыре совершенных усилия. Препятствуя возникновению
пагубных, дурных вещей, если они еще не выявлены, и преграждая путь
развитию уже проявленных, способствуя выявлению полезных вещей, еще не
проявленных, и усиливая те, которые уже проявились, - ученик порождает
волю, устремление, развивает мужество, упражняет сердце и борется".
Вирья-парамита это
не просто трудолюбие и
внешне выказываемое упорство: оно требует гораздо большего умения
владеть собой для продвижения по Благородному Пути и в следовании
Дхарме в собственной жизни.
Прилагать
неослабевающие усилия от первого мгновения ночи и вплоть до её
окончания согласно требованиям необходимости и не различая удобств и
неудобств, –
такова вирья-парамита Татхагат.
Парамита
Правильного Самадхи означает вхождение в состояние отсутствия мышления
и внимательного
наблюдения
за тем, в каком структурном состоянии находится сознание. Проявляется
осознание-доказательство –
доведены ли до совершенства предыдущии стадии.
Внимательность
уступит место сосредоточенности (дхьяна-парамита),
причём разнородные осмысления,
рассудочные умозаключения и благоразумие уступят место внерассудочным сущностным и духовным
постижениям.
Не разделять себя и
других в мыслях о Нирване, но удерживать ум
сосредоточенным на Нирване, – такова дхьяна-парамита.
Парамита
Мудрости.
Праджня-парамита не
связана с
расчётливым здравомыслием и образованностью-начитанностью, но проявляет
себя истинным совершенством Всеобъемлющей Истины, являющей собою
Сострадание.
Когда
ум в Самадхи прекращает всякое различение и остаётся лишь совершенная преисполненная любви безóбразность, то в глубочайших недрах сознания
происходит непостижимое последнее преображение, и переживший это
достигает самовыявления Благородной Мудрости, –
такова высшая праджня-парамита.
\
|
|
|
|