|
|
Четырнадцатый
Кармапа Тхегчог Дордже.
Четырнадцатый Кармапа Тхегчог Дордже родился в Кхаме, в Салмо Ганг –
деревне, которой владела семья Дананг. Это знаменательное событие
произошло в год Огненной Змеи (1798г.).
Пока мать носила его во чреве, ей снились необычайные сны,
предсказывавшие рождение воплощённого учителя. А в день родов в небе
появились радуги и в округе распустились цветы хотя то была середина
зимы. Новорождённый сразу произнёс санскритский алфавит.
Вести об особенном ребёнке, развитом не по годам, вскоре разошлись во
все концы, и Лама Другчен Чёкьи Нангва отправил своих помощников на
поиски воплощения своего учителя. Достигнув деревни Салмо Ганг,
посланцы встретились с ещё двумя поисковыми группами – одна из них
представляла Ситу Ринпоче, а другая – Гьялцаба Ринпоче. Отряды
объединились и вместе нашли мальчика, после чего доставили его в
монастырь Огмин. Обстоятельства его рождения в точности совпали с
описанием, оставленным Тринадцатым Кармапой Дудулом
Дордже в своём письме. Услышав об этом, Девятый Ситупа Пэма
Ньингдже Вангпо официально признал в мальчике четырнадцатое воплощение
Кармапы и посвятил его в сан послушника. Следующие несколько лет
Тхегчог Дордже провёл в Огмине, изучая доктрины традиций Кагью и
Ньингма.
После коронации Четырнадцатый Кармапа переехал в Цурпху и там продолжал
своё образование. Когда ему исполнилось девятнадцать лет, он стал
полностью посвящённым монахом, получив обеты от Ситу Ринпоче и Другчена
Чёкьи Нангвы. В период обучения Тхегчог Дордже посвятил много усилий
перепланировке и ремонту монастыря, окружавших его ступ и храмов. Его
Святейшество был блестящим знатоком разных искусств и ремёсел, включая
скульптуру и обработку металлов.
Четырнадцатый Кармапа был также видным учёным и авторитетным
лингвистом. Он написал множество стихотворных произведений и слыл
особенно искусным в риторике и поэтике. Время его руководства линией
преемственности Карма Кагью считается периодом тибетского Возрождения,
связанного большей частью с появлением движения Рима. Это философское
движение, зародившееся в Кхаме, развивалось под руководством учителей
многих духовных традиций. Среди этих выдающихся мастеров – Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае, Кхьенце Вангпо и Тертон Чёгьюр
Лингпа. Возникновение Римэ не было связано с попыткой создать новую
школу или организацию – напротив, его участники стремились сохранить
все традиции и дать каждому человеку доступ к этой сокровищнице знаний.
В числе приверженцев этого движения были не только философы и йогины,
но и талантливые художники, поэты, врачи и даже представители точных
наук, такие как Мипам Ринпоче.
Тхегчог Дордже испытывал влияние Римэ и сам участвовал в нём. Он обучал
Джамгёна Конгтрула
и Джамьянга Кхьенце Вангпо,
а первому из них давал и особые, тайные поучения. Великий Тертон Чёгьюр
Лингпа передал ему редкую садхану Ваджракилайи. Впоследствии
Кармапа ввёл в распорядок монастыря Цурпху обязательное ежегодное
исполнение этого ритуала, попеременно с церемониями Десятого дня,
посвящёнными Гуру Падмасамбхаве.
Четырнадцатый Кармапа был знаменит своим аскетизмом и строгостью
монашеской жизни. Будучи воплощением сострадания, Тхегчог Дордже
требовал от своих учеников скрупулёзного исполнения монастырских правил.
В 1860-е годы Кармапа путешествовал по Кхаму, повсюду много делая для
блага людей. Во время своих странствий он нашёл Десятого Ситу Пэма
Кюнзанга и короновал его в монастыре Палпунг. Там же он дал много
поучений Конгтрулу Лодрё Тхае, знаменитому учёному и основателю Римэ.
Когда учитель возвратился в Цурпху, Лодрё Тхае последовал за ним, чтобы
продолжать учиться. Незадолго до кончины Тхегчога Дордже Конгтрул
Ринпоче получил от него полномочия на руководство линией
преемственности в период до появления следующего Кармапы.
Тхегчог Дордже покинул тело в 1868 году в возрасте семидесяти лет. Его
главными учениками были Джамгён
Конгтрул Лодрё Тхае, Другчен Мипам Чёкьи Гьямцо, Дечен Чёгьюр
Лингпа, Паво Цуглаг Ньингче и Джамьянг
Кхьенце Вангпо.
|
|
|