|
|
37 Практик Бодхисаттвы.
“rGyal-sras
lag-len so-bdun-ma” Тогме Зангпо (Thogs-med bzang-po), пер. Александра
Берзина. Первоначальная версия опубликована в: His Holiness the 14th
Dalai Lama. Four Essential Buddhist Commentaries Dharamsala, India:
Library of Tibetan Works & Archives, 1983.
Почтение Локешваре!
Неизменно почтительно, посредством трёх врат простираюсь перед высшими гуру и Защитником Авалокитешварой, которые, видя, что все явления лишены возникновения или исчезновения, прилагают усилия лишь ради блага существ-скитальцев.
Полностью просветлённые будды, источники блага и счастья, возникли в
силу того, что осуществляли возвышенную Дхарму. Более того, поскольку
это зависело от знания её практик, я объясню практику бодхисаттвы.
(1) Практика бодхисаттвы – сейчас,
когда мы обрели великий корабль [человеческого перерождения] с
временными свободами и богатствами, который сложно отыскать, слушать,
размышлять и медитировать без отвлечений, днём и ночью, чтобы освободить
себя и других из океана неуправляемого круговорота сансары.
(2) Практика бодхисаттвы – оставить
родной край, где привязанность к друзьям бросает нас из стороны в
сторону подобно воде; гнев к врагам жжёт подобно огню; а наивность,
из-за которой мы забываем, что принять, а что отбросить, окутывает
мраком.
(3) Практика бодхисаттвы – полагаться
на уединение, в котором, благодаря освобождению от вредящих объектов,
наши беспокоящие эмоции и помыслы постепенно заходят в тупик; благодаря
отсутствию отвлечений, созидательные практики естественным образом
возрастают; а в силу очищения осознавания, возрастает убеждённость в
Дхарме.
(4) Практика бодхисаттвы – отказаться
от забот лишь об этой жизни, в которой друзья и близкие, что долго были
вместе, вынуждены расстаться; собранное с трудом богатство и имущество
приходится оставить; а сознание-гость должно покинуть тело, временное
пристанище.
(5) Практика бодхисаттвы – отказаться
от дурных друзей, при общении с которыми три отравляющих эмоции
возрастают, слушание, размышление и медитация сокращаются, а любовь и
сострадание сходят на нет.
(6) Практика бодхисаттвы – больше
своего тела ценить наших возвышенных духовных наставников. Когда мы
вверяем себя им, наши недостатки уменьшаются, а положительные качества
увеличиваются, подобно растущей луне.
(7) Практика бодхисаттвы – принимать
надёжное направление Высших Драгоценностей, обращаясь за защитой к тем,
кто нас никогда не обманет. Ведь кого могут защитить мирские боги, если
сами они всё ещё заточены в темнице сансары?
(8) Практика бодхисаттвы – никогда не
совершать разрушительных действий, даже если это стоит нам жизни. Ведь
Могучий Мудрец провозгласил, что страдания худших перерождений, стерпеть
которые столь сложно, – это плоды разрушительных действий.
(9) Практика бодхисаттвы – искренне
стремиться к высшему неизменному состоянию освобождения, ведь
удовольствия трёх уровней вынужденного бытия – мгновенно исчезающие
явления, подобные росе на кончике травинки.
(10) Практика бодхисаттвы – развивать намерение бодхичитты освободить
бесчисленных существ, ведь если наши матери, что были добры к нам с
безначальных времён, страдают, зачем нам [лишь] собственное счастье?
(11) Практика бодхисаттвы – с чистой
[мотивацией] обменивать личное счастье на страдания других, потому что
[все] без исключения наши страдания возникают из желания личного
счастья, в то время как полностью просветлённый будда рождается из
пожелания блага другим.
(12) Даже если кто-либо из сильнейшего желания крадёт или побуждает иных украсть всё наше богатство, практика бодхисаттвы – посвящать ему своё тело, средства и созидательные действия трёх времён.
(13) Даже если мы совершенно ни в чём не повинны и кто-либо отрубает нам голову, практика бодхисаттвы – из сострадания принять на себя плохие для него последствия.
(14) Даже если кто-либо распространяет в тысяче, миллионе, миллиарде миров всевозможные неприятные слова о нас, практика бодхисаттвы – в ответ с любовью говорить о его достоинствах.
(15) Даже если кто-либо выявляет наши недостатки или дурно говорит [о
нас] посреди большого собрания существ-скитальцев, практика бодхисаттвы – почтительно склониться перед ним, различая [в нём своего] духовного учителя.
(16) Даже если человек, о котором мы заботились, лелея его, как собственное дитя, относится к нам как к врагу, практика бодхисаттвы – испытывать к нему особую любовь, как мать к своему заболевшему ребёнку.
(17) Даже если человек, равный нам или нас ниже, в силу своего высокомерия обращается [с нами] оскорбительно, практика бодхисаттвы – с почтением возносить его на макушку, подобно гуру.
(18) Даже если нам не хватает средств на жизнь и нас постоянно
оскорбляют люди, если мы страдаем от ужасных болезней или нам вредят
духи, практика бодхисаттвы – в ответ принимать на себя отрицательные силы и страдания всех существ-скитальцев и не отчаиваться.
(19) Даже если нам возносят сладостные хвалы, перед нами склоняет голову
множество существ-скитальцев или если мы обрели [состояние], сравнимое с
достатком Вайшраваны, [Защитника Богатства], практика бодхисаттвы – никогда не становиться тщеславными, осознавая, что мирское процветание лишено сущности.
(20) Практика бодхисаттвы – усмирить
поток своего ума вооружёнными силами любви и сострадания, ведь если мы
не обуздали врага – собственную враждебность, – даже если победим врагов
внешних, за ними последуют другие.
(21) Практика бодхисаттвы – немедленно
отказываться от любых объектов, усиливающих цепляние и привязанность,
потому что объекты желания подобны солёной воде: чем больше мы [им]
предаёмся, тем сильнее становится жажда.
(22) Практика бодхисаттвы – не пускать в
ум самосущих черт постигаемых объектов и ума, что их постигает,
осознавая, каковы явления. Неважно, какими явления кажутся, – они
возникают из нашего ума; а ум как таковой изначально свободен от
крайностей умственных построений.
(23) Практика бодхисаттвы – при встрече
с приятными объектами не считать их истинно существующими, хоть они и
представляются прекрасными, подобно летней радуге, и [таким образом]
освободиться от цепляния и привязанности.
(24) Практика бодхисаттвы – при встрече
с неблагоприятными условиями воспринимать их как обманчивые, ведь
различные страдания подобны сновидению о смерти нашего ребёнка и
воспринимать обманчивые видимости как истинные – пустая трата сил.
(25) Практика бодхисаттвы – даровать
щедро, не надеясь получить что-либо в ответ или что созреет карма, ведь
если те, кто желает просветления, должны отдавать даже своё тело, что уж
говорить о внешнем имуществе?
(26) Практика бодхисаттвы – сохранять
этическую самодисциплину без мирских намерений, ведь без этической
дисциплины мы и своих целей достичь не можем, а значит, желать
осуществления целей других – смехотворно.
(27) Практика бодхисаттвы – развивать привычку к терпению, без враждебности и отторжения к кому бы то ни было, потому что для бодхисаттвы, желающего богатства положительной силы, все, кто причиняет вред, равны кладам из самоцветов.
(28) Практика бодхисаттвы – проявлять
радостное усердие, источник всех достоинств, ради блага всех
существ-скитальцев, поскольку мы видим, что даже шраваки и
пратьекабудды, осуществляющие лишь собственные цели, обладают таким
усердием, что не стали бы обращать внимание даже на огонь, вспыхнувший у
них на голове.
(29) Практика бодхисаттвы – развивать
привычку к умственной устойчивости, которая превосходит четыре
бесформенных [поглощённости], осознавая, что исключительно восприимчивое
состояние ума, полностью наделённое спокойствием и устойчивостью, может
полностью устранить беспокоящие эмоции и состояния.
(30) Практика бодхисаттвы – развивать
привычку к распознаванию, сопряжённому с методами и свободному от
представлений о трёх кругах, поскольку без распознавания пять далеко
ведущих состояний не способны привести к полному просветлению.
(31) Практика бодхисаттвы – непрерывно
исследовать наш самообман и затем избавляться от него, ведь, не замечая
самообмана, можно начать делать то, что не является Дхармой, хотя по
форме [на внешнем уровне кажется] таковым.
(32) Практика бодхисаттвы – не говорить
о недостатках человека, вступившего в махаяну, потому что если под
влиянием беспокоящих эмоций и состояний мы говорим о недостатках бодхисаттв, то сами становимся хуже.
(33) Практика бодхисаттвы –
освободиться от привязанности к домам родственников, друзей и
покровителей, потому что из-за [стремления к] выгоде и уважению мы будем
ссориться друг с другом, а наше слушание, размышление и медитация будут
убывать.
(34) Практика бодхисаттвы – отказаться от грубых речей, неприятных для ума других, ведь грубые слова тревожат их ум и приводят в упадок наше поведение бодхисаттвы.
(35) Практика бодхисаттвы – вручить
солдатам памятования и бдительности оружие-противоядия и с силой
уничтожать беспокоящие эмоции и состояния, такие как привязанность и
тому подобное, стоит им впервые возникнуть, потому что, если мы привыкли
к беспокоящим эмоциям и состояниям, противоядиям сложно заставить их
отступить.
(36) Вкратце, практика бодхисаттвы –
[трудиться] для осуществления целей других, постоянно сохраняя
памятование и бдительность, дабы знать, каково состояние нашего ума, где
бы и какой бы форме поведения мы ни следовали.
(37) Практика бодхисаттвы – с помощью
распознавания совершенной чистоты трёх кругов, посвящать просветлению
созидательные силы от практик, таких как эти, чтобы устранить страдания
бесчисленных существ-скитальцев.
Следуя словам возвышенных существ и смыслу того, что было изречено в сутрах, тантрах и трактатах, я составил [эти] практики бодхисаттв, тридцать и семь, ради тех, кто желает упражняться на пути бодхисаттвы.
В силу того, что интеллект мой слаб, а образование ограниченно, изложены
они, возможно, не в той поэтической форме, которая порадует знатоков.
Однако поскольку я полагался на сутры и слова возвышенных существ,
думаю, [эти] практики бодхисаттвы не введут в заблуждение.
Тем не менее, поскольку человеку со столь притупленным умом, как у меня, сложно постичь глубины великих волн поведения бодхисаттв,
я прошу возвышенных существ проявить терпение ко множеству моих ошибок,
таких как противоречия, нехватка связности и тому подобное.
Благодаря проистекающей от этого созидательной силе, пусть все
существа-скитальцы, посредством высшей глубочайшей и обусловленной
бодхичитты, станут равны Защитнику Авалокитешваре, который никогда не пребывает в крайностях неуправляемого сансарного бытия и личного спокойствия нирваны.
Это сочинил в пещере Ринчен в Нгулчу дисциплинированный монах Тогме,
учитель писаний и логики, ради собственного блага и пользы других.
\
|
|
|