![]()  | 
      
      
        
          
            | 
            
             | 
           
          
             
            
              
            
              
            
            37 Практик Бодхисаттвы. 
            “rGyal-sras
 lag-len so-bdun-ma” Тогме Зангпо (Thogs-med bzang-po), пер. Александра 
Берзина. Первоначальная версия опубликована в: His Holiness the 14th 
Dalai Lama. Four Essential Buddhist Commentaries Dharamsala, India: 
Library of Tibetan Works & Archives, 1983.
              
Почтение Локешваре! 
 
Неизменно почтительно, посредством трёх врат простираюсь перед высшими гуру и Защитником Авалокитешварой, которые, видя, что все явления лишены возникновения или исчезновения, прилагают усилия лишь ради блага существ-скитальцев. 
 
Полностью просветлённые будды, источники блага и счастья, возникли в 
силу того, что осуществляли возвышенную Дхарму. Более того, поскольку 
это зависело от знания её практик, я объясню практику бодхисаттвы. 
 
(1) Практика бодхисаттвы – сейчас, 
когда мы обрели великий корабль [человеческого перерождения] с 
временными свободами и богатствами, который сложно отыскать, слушать, 
размышлять и медитировать без отвлечений, днём и ночью, чтобы освободить
 себя и других из океана неуправляемого круговорота сансары. 
 
(2) Практика бодхисаттвы – оставить 
родной край, где привязанность к друзьям бросает нас из стороны в 
сторону подобно воде; гнев к врагам жжёт подобно огню; а наивность, 
из-за которой мы забываем, что принять, а что отбросить, окутывает 
мраком. 
 
(3) Практика бодхисаттвы – полагаться 
на уединение, в котором, благодаря освобождению от вредящих объектов, 
наши беспокоящие эмоции и помыслы постепенно заходят в тупик; благодаря 
отсутствию отвлечений, созидательные практики естественным образом 
возрастают; а в силу очищения осознавания, возрастает убеждённость в 
Дхарме. 
 
(4) Практика бодхисаттвы – отказаться 
от забот лишь об этой жизни, в которой друзья и близкие, что долго были 
вместе, вынуждены расстаться; собранное с трудом богатство и имущество 
приходится оставить; а сознание-гость должно покинуть тело, временное 
пристанище. 
 
(5) Практика бодхисаттвы – отказаться 
от дурных друзей, при общении с которыми три отравляющих эмоции 
возрастают, слушание, размышление и медитация сокращаются, а любовь и 
сострадание сходят на нет. 
 
(6) Практика бодхисаттвы – больше 
своего тела ценить наших возвышенных духовных наставников. Когда мы 
вверяем себя им, наши недостатки уменьшаются, а положительные качества 
увеличиваются, подобно растущей луне. 
 
(7) Практика бодхисаттвы – принимать 
надёжное направление Высших Драгоценностей, обращаясь за защитой к тем, 
кто нас никогда не обманет. Ведь кого могут защитить мирские боги, если 
сами они всё ещё заточены в темнице сансары? 
 
(8) Практика бодхисаттвы – никогда не 
совершать разрушительных действий, даже если это стоит нам жизни. Ведь 
Могучий Мудрец провозгласил, что страдания худших перерождений, стерпеть
 которые столь сложно, – это плоды разрушительных действий. 
 
(9) Практика бодхисаттвы – искренне 
стремиться к высшему неизменному состоянию освобождения, ведь 
удовольствия трёх уровней вынужденного бытия – мгновенно исчезающие 
явления, подобные росе на кончике травинки. 
 
(10) Практика бодхисаттвы – развивать намерение бодхичитты освободить 
бесчисленных существ, ведь если наши матери, что были добры к нам с 
безначальных времён, страдают, зачем нам [лишь] собственное счастье? 
 
(11) Практика бодхисаттвы – с чистой 
[мотивацией] обменивать личное счастье на страдания других, потому что 
[все] без исключения наши страдания возникают из желания личного 
счастья, в то время как полностью просветлённый будда рождается из 
пожелания блага другим. 
 
(12) Даже если кто-либо из сильнейшего желания крадёт или побуждает иных украсть всё наше богатство, практика бодхисаттвы – посвящать ему своё тело, средства и созидательные действия трёх времён. 
 
(13) Даже если мы совершенно ни в чём не повинны и кто-либо отрубает нам голову, практика бодхисаттвы – из сострадания принять на себя плохие для него последствия. 
 
(14) Даже если кто-либо распространяет в тысяче, миллионе, миллиарде миров всевозможные неприятные слова о нас, практика бодхисаттвы – в ответ с любовью говорить о его достоинствах. 
 
(15) Даже если кто-либо выявляет наши недостатки или дурно говорит [о 
нас] посреди большого собрания существ-скитальцев, практика бодхисаттвы – почтительно склониться перед ним, различая [в нём своего] духовного учителя. 
 
(16) Даже если человек, о котором мы заботились, лелея его, как собственное дитя, относится к нам как к врагу, практика бодхисаттвы – испытывать к нему особую любовь, как мать к своему заболевшему ребёнку. 
 
(17) Даже если человек, равный нам или нас ниже, в силу своего высокомерия обращается [с нами] оскорбительно, практика бодхисаттвы – с почтением возносить его на макушку, подобно гуру. 
 
(18) Даже если нам не хватает средств на жизнь и нас постоянно 
оскорбляют люди, если мы страдаем от ужасных болезней или нам вредят 
духи, практика бодхисаттвы – в ответ принимать на себя отрицательные силы и страдания всех существ-скитальцев и не отчаиваться. 
 
(19) Даже если нам возносят сладостные хвалы, перед нами склоняет голову
 множество существ-скитальцев или если мы обрели [состояние], сравнимое с
 достатком Вайшраваны, [Защитника Богатства], практика бодхисаттвы – никогда не становиться тщеславными, осознавая, что мирское процветание лишено сущности. 
 
(20) Практика бодхисаттвы – усмирить 
поток своего ума вооружёнными силами любви и сострадания, ведь если мы 
не обуздали врага – собственную враждебность, – даже если победим врагов
 внешних, за ними последуют другие. 
 
(21) Практика бодхисаттвы – немедленно 
отказываться от любых объектов, усиливающих цепляние и привязанность, 
потому что объекты желания подобны солёной воде: чем больше мы [им] 
предаёмся, тем сильнее становится жажда. 
 
(22) Практика бодхисаттвы – не пускать в
 ум самосущих черт постигаемых объектов и ума, что их постигает, 
осознавая, каковы явления. Неважно, какими явления кажутся, – они 
возникают из нашего ума; а ум как таковой изначально свободен от 
крайностей умственных построений. 
 
(23) Практика бодхисаттвы – при встрече
 с приятными объектами не считать их истинно существующими, хоть они и 
представляются прекрасными, подобно летней радуге, и [таким образом] 
освободиться от цепляния и привязанности. 
 
(24) Практика бодхисаттвы – при встрече
 с неблагоприятными условиями воспринимать их как обманчивые, ведь 
различные страдания подобны сновидению о смерти нашего ребёнка и 
воспринимать обманчивые видимости как истинные – пустая трата сил. 
 
(25) Практика бодхисаттвы – даровать 
щедро, не надеясь получить что-либо в ответ или что созреет карма, ведь 
если те, кто желает просветления, должны отдавать даже своё тело, что уж
 говорить о внешнем имуществе? 
 
(26) Практика бодхисаттвы – сохранять 
этическую самодисциплину без мирских намерений, ведь без этической 
дисциплины мы и своих целей достичь не можем, а значит, желать 
осуществления целей других – смехотворно. 
 
(27) Практика бодхисаттвы – развивать привычку к терпению, без враждебности и отторжения к кому бы то ни было, потому что для бодхисаттвы, желающего богатства положительной силы, все, кто причиняет вред, равны кладам из самоцветов. 
 
(28) Практика бодхисаттвы – проявлять 
радостное усердие, источник всех достоинств, ради блага всех 
существ-скитальцев, поскольку мы видим, что даже шраваки и 
пратьекабудды, осуществляющие лишь собственные цели, обладают таким 
усердием, что не стали бы обращать внимание даже на огонь, вспыхнувший у
 них на голове. 
 
(29) Практика бодхисаттвы – развивать 
привычку к умственной устойчивости, которая превосходит четыре 
бесформенных [поглощённости], осознавая, что исключительно восприимчивое
 состояние ума, полностью наделённое спокойствием и устойчивостью, может
 полностью устранить беспокоящие эмоции и состояния. 
 
(30) Практика бодхисаттвы – развивать 
привычку к распознаванию, сопряжённому с методами и свободному от 
представлений о трёх кругах, поскольку без распознавания пять далеко 
ведущих состояний не способны привести к полному просветлению. 
 
(31) Практика бодхисаттвы – непрерывно 
исследовать наш самообман и затем избавляться от него, ведь, не замечая 
самообмана, можно начать делать то, что не является Дхармой, хотя по 
форме [на внешнем уровне кажется] таковым. 
 
(32) Практика бодхисаттвы – не говорить
 о недостатках человека, вступившего в махаяну, потому что если под 
влиянием беспокоящих эмоций и состояний мы говорим о недостатках бодхисаттв, то сами становимся хуже. 
 
(33) Практика бодхисаттвы – 
освободиться от привязанности к домам родственников, друзей и 
покровителей, потому что из-за [стремления к] выгоде и уважению мы будем
 ссориться друг с другом, а наше слушание, размышление и медитация будут
 убывать. 
 
(34) Практика бодхисаттвы – отказаться от грубых речей, неприятных для ума других, ведь грубые слова тревожат их ум и приводят в упадок наше поведение бодхисаттвы. 
 
(35) Практика бодхисаттвы – вручить 
солдатам памятования и бдительности оружие-противоядия и с силой 
уничтожать беспокоящие эмоции и состояния, такие как привязанность и 
тому подобное, стоит им впервые возникнуть, потому что, если мы привыкли
 к беспокоящим эмоциям и состояниям, противоядиям сложно заставить их 
отступить. 
 
(36) Вкратце, практика бодхисаттвы – 
[трудиться] для осуществления целей других, постоянно сохраняя 
памятование и бдительность, дабы знать, каково состояние нашего ума, где
 бы и какой бы форме поведения мы ни следовали. 
 
(37) Практика бодхисаттвы – с помощью 
распознавания совершенной чистоты трёх кругов, посвящать просветлению 
созидательные силы от практик, таких как эти, чтобы устранить страдания 
бесчисленных существ-скитальцев. 
 
Следуя словам возвышенных существ и смыслу того, что было изречено в сутрах, тантрах и трактатах, я составил [эти] практики бодхисаттв, тридцать и семь, ради тех, кто желает упражняться на пути бодхисаттвы. 
 
В силу того, что интеллект мой слаб, а образование ограниченно, изложены
 они, возможно, не в той поэтической форме, которая порадует знатоков. 
Однако поскольку я полагался на сутры и слова возвышенных существ, 
думаю, [эти] практики бодхисаттвы не введут в заблуждение. 
 
Тем не менее, поскольку человеку со столь притупленным умом, как у меня, сложно постичь глубины великих волн поведения бодхисаттв,
 я прошу возвышенных существ проявить терпение ко множеству моих ошибок,
 таких как противоречия, нехватка связности и тому подобное. 
 
Благодаря проистекающей от этого созидательной силе, пусть все 
существа-скитальцы, посредством высшей глубочайшей и обусловленной 
бодхичитты, станут равны Защитнику Авалокитешваре, который никогда не пребывает в крайностях неуправляемого сансарного бытия и личного спокойствия нирваны. 
 
Это сочинил в пещере Ринчен в Нгулчу дисциплинированный монах Тогме, 
учитель писаний и логики, ради собственного блага и пользы других. 
            
            \ 
            
            
             
             
             
              
             
              
             | 
           
          
            | 
            
            
             | 
           
        
       
       |