На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Sutta pitaka. Saṃyutta nikāya. Mahāvagga.
XLV. Magga-Samyutta.





Содержание.
\





XLV.1 Авиджжа сутта.
Неведение.


Так я слышал. Однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики1. Там он обратился к монахам:
Монахи!
Да, Преподобный Учитель, – отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
Монахи, неведение – это то, что приводит к порочным качествам, при которых отсутствует совесть, отсутствует заинтересованность. У невежественного человека, охваченного неведением, появляется неправильный взгляд. У имеющего неправильный взгляд появляется неправильный настрой. У имеющего неправильный настрой появляется неправильная речь. У имеющего неправильную речь появляются неправильные действия. Человек с неправильными действиями ведёт неправильную жизнь. У человека, ведущего неправильную жизнь, усилия неправильные. У человека, прилагающего неправильные усилия, сосредоточение внимания неправильное. У человека с неправильным сосредоточением внимания Самадхи неправильное.
Ясное понимание – это то, что приводит к благим качествам, при которых присутствуют и совесть, и заинтересованность. У человека с ясным пониманием появляется Правильный Взгляд. У имеющего Правильный Взгляд появляется правильный настрой (правильное мышление). У имеющего правильный настрой появляется правильная речь. У имеющего правильную речь появляются правильные действия. Человек с правильными действиями ведёт правильную жизнь. У человека, ведущего правильную жизнь, усилия правильные. У человека, прилагающего правильные усилия, сосредоточение внимания правильное. У человека с правильным сосредоточением внимания Самадхи правильное".




XLV.2 Упаддха сутта.
Полжизни.

Так я слышал. Однажды Самый Почитаемый жил среди Сакьев, и это произошло в городе Сакьев Саккара. В то время достопочтенный Ананда пришёл к Самому Почитаемому, и, придя, поклонился Самому Почитаемому, и сел рядом. Сев рядом, Ананда обратился к Самому Почитаемому:
– Ведь это половина святой жизни, Преподобный Учитель, – иметь замечательных друзей, товарищей и единомышленников!
– Не говори так, Ананда. Не говори так. Иметь замечательных друзей, товарищей и единомышленников – это в действительности полная святая жизнь. Когда монах имеет замечательных друзей, товарищей и единомышленников, можно ожидать, что он будет совершенствоваться и стараться в Восьмеричном Благородном Пути.
А как монах, имея замечательных друзей, товарищей и единомышленников, совершенствуется и старается в Восьмеричном Благородном Пути? В этом случае монах совершенствуется в Правильном Взгляде, основанном на уединении, основанном на беспристрастии (непривязанности), основанном на прекращении (отдалении), являющемся результатом отказа [от мирских желаний]. Он совершенствуется в Правильном Настрое, основанном на уединении, основанном на беспристрастии, основанном на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильной Речи, основанной на уединении, основанной на беспристрастии, основанной на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильных Действиях, основанных на уединении, основанных на беспристрастии, основанных на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильной Жизни, основанной на уединении, основанной на беспристрастии, основанной на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильных Усилиях, основанных на уединении, основанных на беспристрастии, основанных на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильном Сосредоточении Внимания, основанном на уединении, основанном на беспристрастии, основанном на прекращении, являющемся результатом отказа. Он совершенствуется в Правильном Самадхи, основанном на уединении, основанном на беспристрастии, основанном на прекращении, являющемся результатом отказа. Вот как монах, имея замечательных друзей, товарищей и единомышленников, совершенствуется и старается в Восьмеричном Благородном Пути.
Рассуждая таким образом, человек может понять, почему иметь замечательных друзей, товарищей и единомышленников – это в действительности полная святая жизнь. Ведь именно благодаря мне, как вашему замечательному другу, среди существ, подверженных рождениям, появились те, кто смог достичь освобождения от рождений; среди существ, подверженных старости, появились те, кто смог достичь освобождения от старости; среди существ, подверженных смерти, появились те, кто смог достичь освобождения от старости; среди существ, подверженных печали, скорби, боли, горю и отчаянию, появились те, кто смог достичь освобождения от печали, скорби, боли, горя и отчаяния. Вот как рассуждая, человек может понять, почему иметь замечательных друзей, товарищей и единомышленников – это в действительности полная святая жизнь.




XLV.8 Magga Vibhanga sutta.
Анализ Пути.

Так я слышал. Однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи!
– Да, Преподобный Учитель, – ответили монахи.
Самый Почитаемый сказал:
– Я преподам вам анализ Благородного Восьмеричного Пути. Слушайте внимательно моё объяснение.
– Да будет так, Преподобный Учитель, – ответили монахи.
Самый Почитаемый сказал:
"Что есть, монахи, Благородный Восьмеричный Путь? Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи.
А что есть, монахи, Правильный Взгляд? Это знание о страданиях, знание о возникновении страданий, знание о прекращении страданий, знание о пути практики, ведущем к прекращению страданий. Монахи, вот что называется Правильным Взглядом.
А что есть, монахи, Правильный Настрой? Это настрой на отречение, на свободу от злонамеренности, на непричинение вреда. Вот что называется Правильным Настроем.
А что есть, монахи, Правильная Речь? Это воздерживаться от лжи, воздерживаться от клеветы (речи, вызывающей раздоры), воздерживаться от оскорблений, воздерживаться от пустословия. Монахи, вот что называется Правильной Речью.
А что есть, монахи, Правильные Действия? Это воздерживаться от убийства (лишения жизни), воздерживаться от краж, воздерживаться от прелюбодеяния. Монахи, вот что называется Правильными Действиями.
А что есть, монахи, Правильная Жизнь? Это случай, когда ученик благородных, отказавшись от недобродетельной жизни, ведёт правильный образ жизни. Монахи, вот что называется Правильной Жизнью.
А что есть, монахи, Правильные Усилия?
(1) Это случай, когда монах вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для невозникновения плохих, порочных качеств, которые в нём ещё не возникли.
(2) Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для отказа от плохих, порочных качеств, которые в нём уже возникли.
(3) Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для возникновения благих качеств, которые в нём ещё не возникли.
(4) Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для сохранения, непрерывания, увеличения и расцвета, развития и созревания благих качеств, которые в нём уже возникли.
Монахи, вот что называется Правильными Усилиями.
А что есть, монахи, Правильное Сосредоточение Внимания?
(1) Это случай, когда монах живёт, сосредотачивая внимание на теле, на его внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду (то, что поддерживает привязанности) и страдания, свойственные миру.
(2) Он живёт, сосредотачивая внимание на чувствах, на их внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру.
(3) Он живёт, сосредотачивая внимание на уме, на его внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру.
(4) Он живёт, сосредотачивая внимание на качестве мыслей (фиксированные идеи, представления, тенденции в сознании), на их внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру.
Монахи, вот что называется Правильным Сосредоточением Внимания.
А что есть, монахи, Правильное Самадхи?
(1) Это случай, когда монах, в достаточной мере отдалившийся от чувственных желаний, отдалившийся от неблагих качеств, входит и остаётся в первой дхьяне: Блаженство и Удовольствие рождаются с отдалением и сопровождаются Обдумыванием и Анализом.
(2) С прекращением Обдумывания и Анализа, он входит и остаётся во второй дхьяне: Блаженство и Удовольствие рождаются медитативным сосредоточением, с концентрацией сознания, свободной от Обдумывания и Анализа, – с внутренней уверенностью.
(3) С отъединением от Блаженства он пребывает в беспристрастности, с сосредоточенным вниманием, бдительный, он физически чувствует Удовольствие. Он входит и остаётся в третьей дхьяне, о которой благородные говорят: "В удовольствии живёт тот, кто беспристрастен и сосредоточен".
(4) С отъединением от удовольствия и неудовольствия, – так же, как ранее перед этим исчезли восторг и беспокойство, – он входит и остаётся в четвёртой дхьяне: в чистоте беспристрастности и осознавания, за пределами страданий и удовольствий.
Монахи, вот что называется Правильным Самадхи".
Вот что сказал Самый Почитаемый. Получив удовлетворение, монахи возрадовались словам Самого Почитаемого.



\



Примечания.

1 Домовладелец Анатхапиндика выкупил у принца Джеты и преподнёс в дар монашеской общине будды Шакьямуни рощу, а затем построил в этой роще монастырь.





 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх