Kukkuravatika sutta.
Подражание
поведению собак.
Sutta
pitaka. Majjhimapaṇṇāsam. Majjhima nikāya 57.
Так я слышал,
однажды Самый Почитаемый
жил среди Колиев, в небольшом
городе Колиев Халиддавасане. И вот тогда Пунна, молодой человек из рода
Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, а также Сения, голый
аскет, подражавший поведению собак, пришли к Самому Почитаемому.
Придя,
Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению
быков, выразил почтение Самому
Почитаемому и сел рядом. А Сения, голый
аскет, подражавший поведению собак, обменялся с Самым Почитаемым
вежливыми приветствиями; обменявшись с ним дружелюбными и вежливыми
приветствиями, он сел рядом, изогнувшись подобно собаке. Сев рядом,
Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению
быков, так сказал Самому
Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет
Сения, подражающий
поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли
пищу, которую ему положат. Он принял и длительное время соблюдает обет
поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое перерождение
ждёт его?
– Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня
об этом.
Во второй раз Пунна, молодой человек из рода
Колия, в аскетизме
подражавший поведению быков, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет
Сения, подражающий
поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли
пищу, которую ему положат. На длительное время он принял и соблюдает
обет поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое
перерождение ждёт его?
– Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня
об этом.
И в третий раз Пунна, молодой человек из рода
Колия, в аскетизме
подражавший поведению быков, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет
Сения, подражающий
поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли
пищу, которую ему положат. Он принял и длительное время соблюдает обет
поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое перерождение
ждёт его?
– Хорошо, Пунна, поскольку я не убедил тебя,
отговаривая: "Довольно,
Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом", – я отвечу тебе.
– Вот, Пунна, кто-то полностью и непрерывно
соблюдает обет поступать
так, как собака, он полностью и непрерывно соблюдает собачьи нормы
поведения, он полностью и непрерывно развивает ум, как у собаки, он
полностью и непрерывно думает, как собака. Полностью и непрерывно
соблюдая обет поступать так, как собака, полностью и непрерывно
соблюдая собачьи нормы поведения, полностью и непрерывно развивая ум,
как у собаки, полностью и непрерывно думая, как собака, с распадом
тела, после смерти, он переродится в сообществе собак. Если же он
придерживался такой веры: "Благодаря этим нормам поведения, или этому
обету, или этому самоистязанию, или этой святой жизни я стану богом или
кем-то из божественной свиты", – то это является ошибочным взглядом.
Пунна, говорю тебе, что тот, кто придерживается ошибочных взглядов,
перерождается в одном из двух видов существования: либо в аду, либо в
мире животных. В соответствии с этим, Пунна, в лучшем случае обет
поступать так, как собака, приведёт к перерождению в сообществе собак,
в худшем случае – к перерождению в аду.
Когда так было сказано, голый аскет Сения,
подражавший поведению
собак, зарыдал, залился слёзами. Тогда Самый Почитаемый так
сказал
Пунне, молодому человеку из рода Колия, в аскетизме подражавшему
поведению быков:
– Пунна, я не убедил тебя, отговаривая:
"Довольно, Пунна, оставь
это. Не спрашивай меня об этом".
– Преподобный Учитель, я не оттого плачу, что
так мне сказал Самый
Почитаемый. А оттого, что я принял и длительное время соблюдал обет
поступать так, как собака. Преподобный Учитель, ну а этот Пунна,
молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражающий поведению быков,
принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как бык. Каков
его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня
об этом.
Во второй раз голый аскет Сения, подражавший
поведению собак, так
сказал Самому
Почитаемому:
– Преподобный Учитель, этот Пунна, молодой
человек из рода Колия, в
аскетизме подражающий поведению быков, принял и длительное время
соблюдает обет поступать так, как бык. Каков его будущий удел, какое
перерождение ждёт его?
– Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня
об этом.
И в третий раз голый аскет Сения, подражавший
поведению собак, так
сказал Самому
Почитаемому:
– Преподобный Учитель, этот Пунна, молодой
человек из рода Колия, в
аскетизме подражающий поведению быков, принял и длительное время
соблюдает обет поступать так, как бык. Каков его будущий удел, какое
перерождение ждёт его?
– Хорошо, Сения, поскольку я не
убедил тебя, отговаривая: "Довольно,
Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом", – я отвечу тебе.
– Вот, Сения, кто-то полностью и непрерывно
соблюдает обет поступать
так, как бык, он полностью и непрерывно соблюдает бычьи нормы
поведения, он полностью и непрерывно развивает ум, как у быка, он
полностью и непрерывно думает, как бык. Полностью и непрерывно соблюдая
обет поступать так, как бык, полностью и непрерывно соблюдая бычьи
нормы поведения, полностью и непрерывно развивая ум, как у быка,
полностью и непрерывно думая, как бык, с распадом тела, после смерти,
он переродится в сообществе быков. Если же он придерживался такой веры:
"Благодаря этим нормам поведения, или этому обету, или этому
самоистязанию, или этой святой жизни я стану богом или кем-то из
божественной свиты", – то это является ошибочным взглядом. Сения,
говорю тебе, что тот, кто придерживается ошибочных взглядов,
перерождается в одном из двух видов существования: либо в аду, либо в
мире животных. В соответствии с этим, Сения, в лучшем случае обет
поступать так, как бык, приведёт к перерождению в сообществе быков, в
худшем случае – к перерождению в аду.
Когда так было сказано, Пунна, молодой человек
из рода Колия, в
аскетизме подражавший поведению быков, зарыдал, залился слезами. Тогда
Самый
Почитаемый так сказал голому аскету Сение, подражавшему поведению
собак:
– Сения, я не убедил тебя, отговаривая:
"Довольно, Сения, оставь
это. Не спрашивай меня об этом".
– Преподобный Учитель, я не оттого плачу, что
так мне сказал Самый
Почитаемый. А оттого, что я принял и длительное время соблюдал обет
поступать так, как бык. Преподобный Учитель, я верю, что Самый
Почитаемый способен дать наставление в Дхарме таким образом, чтобы
я
смог избавиться от последствий обета поступать так, как бык, и чтобы
этот голый аскет Сения, подражавший поведению собак, смог избавиться от
последствий обета поступать так, как собака.
– Тогда Пунна, слушай и хорошо обдумай то, что я
скажу вам.
– Да, Преподобный Учитель, – пообещал Самому
Почитаемому
Пунна,
молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков.
Самый
Почитаемый сказал:
"Пунна, есть четыре вида кармы, провозглашённых
мной после того, как
я непосредственно постиг их благодаря высшим мудростям. Каковы эти
четыре вида? Пунна, есть чёрная карма с чёрными (т.е. с плохими)
последствиями. Пунна, есть белая карма с белыми (т.е. с хорошими)
последствиями. Пунна, есть чёрно-белая карма с чёрными и белыми
последствиями. Пунна, есть ни-чёрная-и-ни-белая карма, не имеющая
чёрных и белых последствий, что способствует ликвидации кармы.
А что есть чёрная карма с чёрными последствиями,
Пунна? Вот, Пунна,
кто-либо совершает злобные поступки телом, совершает злобные поступки
речью, совершает злобные поступки умом. Совершая злобные поступки
телом, совершая злобные поступки речью, совершая злобные поступки умом,
он перерождается в мире злобы. Переродившись в мире злобы, он
испытывает на опыте соприкосновение с подобным злобным поведением.
Испытывая на опыте соприкосновение с подобным злобным поведением, он
чувствует великие страдания, аналогичные тем, что испытывают существа в
аду. Так, Пунна, существа перерождаются в соответствии с поступками, а,
переродившись, они на опыте испытывают соприкосновения. Поэтому, Пунна,
я говорю, что существа наследуют свою карму. Пунна, вот что называется
чёрной кармой с чёрными последствиями.
А что есть белая карма с белыми последствиями,
Пунна? Вот, Пунна,
кто-либо совершает добродетельные поступки телом, совершает
добродетельные поступки речью, совершает добродетельные поступки умом.
Совершая добродетельные поступки телом, совершая добродетельные
поступки речью, совершая добродетельные поступки умом, он перерождается
в мире добродетели. Переродившись в мире добродетели, он испытывает на
опыте соприкосновение с подобным добродетельным поведением. Испытывая
на опыте соприкосновение с подобным добродетельным поведением, он
чувствует великое счастье, аналогичное тому, что испытывают светозарные
боги (боги Небес Света). Так, Пунна, существа перерождаются в
соответствии с поступками, а, переродившись, они на опыте испытывают
соприкосновения. Поэтому, Пунна, я говорю, что существа наследуют свою
карму. Пунна, вот что называется белой кармой с белыми последствиями.
А что есть чёрно-белая карма с чёрными и белыми
последствиями,
Пунна? Вот, Пунна, кто-либо совершает злобные и добродетельные поступки
телом, совершает злобные и добродетельные поступки речью, совершает
злобные и добродетельные поступки умом. Совершая злобные и
добродетельные поступки телом, совершая злобные и добродетельные
поступки речью, совершая злобные и добродетельные поступки умом, он
перерождается в мире злобы и добродетели. Переродившись в мире злобы и
добродетели, он испытывает на опыте соприкосновение с подобным – и
злобным, и добродетельным – поведением. Испытывая на опыте
соприкосновение с подобным – и злобным, и добродетельным – поведением,
он чувствует смешанно и счастье, и страдания, аналогичные тем, что
испытывают люди, или некоторые боги, или некоторые обитатели скверных
миров. Так, Пунна, существа перерождаются в соответствии с поступками,
а, переродившись, они на опыте испытывают соприкосновения. Поэтому,
Пунна, я говорю, что существа наследуют свою карму. Вот что называется
чёрно-белой кармой с чёрными и белыми последствиями, Пунна.
Пунна, а что есть ни-чёрная-и-ни-белая карма, не
имеющая чёрных и
белых последствий, что способствует ликвидации кармы? Пунна, в этом
случае есть намерение отдалиться от чёрной кармы с чёрными
последствиями; есть намерение отдалиться от белой кармы с белыми
последствиями; есть намерение отдалиться от чёрно-белой кармы с чёрными
и белыми последствиями. Пунна, вот что называется ни-чёрной-и-ни-белой
кармой, не имеющей чёрных и белых последствий, что способствует
ликвидации кармы.
Пунна, таковы четыре вида кармы, провозглашённых
мной после того,
как я непосредственно постиг их благодаря высшим мудростям".
Когда это было сказано, Пунна, молодой человек
из рода Колия, в
аскетизме подражавший поведению быков, сказал Самому Почитаемому:
– Как превосходно, Преподобный Учитель! Как
замечательно,
Преподобный Учитель! Преподобный Учитель, это подобно тому, как если бы
то, что было перевернуто, вернули в исходное положение, или как если бы
сокрытое было раскрыто, или как если бы сбившемуся с пути объяснили
дорогу, или как если бы в темноту внесли масляный светильник, чтобы
зрячие смогли видеть формы. Подобным образом Самый Почитаемый через
многие способы сделал Дхарму понятной. Преподобный Учитель, я принимаю
прибежище в Самом
Почитаемом, в Дхарме и в Общине монахов. Пусть Самый
Почитаемый считает меня своим мирскими последователем, который
принял
прибежище в нём с сегодняшнего дня на всю жизнь.
А голый аскет Сения, подражавший поведению
собак, так сказал Самому
Почитаемому:
– Как превосходно, Преподобный Учитель! Как
замечательно,
Преподобный Учитель! Преподобный Учитель, это подобно тому, как если бы
то, что было перевернуто, вернули в исходное положение, или как если бы
сокрытое было раскрыто, или как если бы сбившемуся с пути объяснили
дорогу, или как если бы в темноту внесли масляный светильник, чтобы
зрячие смогли видеть формы. Подобным образом Самый Почитаемый через
многие способы сделал Дхарму понятной. Преподобный Учитель, я принимаю
прибежище в Самом
Почитаемом, в Дхарме и в Общине монахов. Преподобный
Учитель, я прошу Самого
Почитаемого в его присутствии посвятить меня в
монахи. Прошу Вас даровать мне Полное Посвящение.
– Сения, тот, кто прежде был последователем
другой религии и затем
пожелал принять монашество и полное посвящение в этой Дхарме и Винае
(Дисциплине), должен пройти испытательный срок в четыре месяца. По
окончании четырёх месяцев монахи, удовлетворённые выдержавшим
испытание, посвятят его в монашество. Также мне будет известно [в этот
период] о том, подходит ли человек для посвящения.
– Преподобный Учитель, пусть тот, кто прежде был
последователем
другой религии и затем пожелал принять монашество и полное посвящение в
этой Дхарме и Винае, должен пройти испытательный срок в четыре месяца;
и пусть по окончании четырёх месяцев монахи, удовлетворённые
выдержавшим испытание, посвятят его в монашество. Если так, пусть для
меня установят испытательный срок в четыре года, и пусть по окончании
четырёх лет монахи, удовлетворённые мной, посвятят меня в монашество.
И голый аскет Сения, подражавший поведению
собак, был принят в
монахи в присутствии Самого
Почитаемого и получил полное посвящение. И
вскоре после посвящения достопочтенный Сения, практикуя отъединение с
настойчивостью и сильной решимостью, быстро достиг высшей цели святой
жизни, ради которой молодые люди из благородного рода должным образом
уходят из дома в монашество. И уже в этой жизни, на личном опыте познав
высшие мудрости, он пришёл к достижению. И он осознал: "Исчерпаны
причины для перерождения, святость доведена до совершенства, сделано
то, что надлежало сделать. Не будет последующего рождения в этом мире".
Так достопочтенный Сения стал одним из архатов.
\
|