Сутра о мудрости и
глупости.
О терпении.
Дзанлундо.
Раздел II.
Глава 11. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так
было
однажды услышано мной.
Победоносный пребывал в Раджагрихе,
в роще Венувана, где обитали птички календаки. Вскоре после обретения
Победоносным буддства
первыми вступили в его общину и стали монахами пять человек во главе с
Каундинья.
За ними ещё тысяча человек во главе с Надикашьяпой, или
Кашьяпой с реки,
вместе с братьями также вступили в общину я стали монахами. В
дальнейшем кроме них приняли
монашество и стали пребывать в Дхарме множество других людей.
Обитатели Раджагрихи, преисполнившись великой радости, возносили хвалу,
говоря:
– Приход Татхагаты в мир – великая редкость,
многим
живым существам принесёт
он благо.
И они также говорили:
– Каундинья вместе с Надикашьяпой и его окружением, первыми
вступившие в монашество,
уже прежде во всех благих делах были
заодно с Татхагатой, поэтому они первыми из всех и нектар Учения
отведали.
Монахи, услышав подобные речи, подробно пересказали их Победоносному,
на что Победоносный
промолвил:
– В давно прошедшие времена я ради этих монахов дал великий
обет: "Когда обрету
буддство, то в первую очередь этим монахам сотворю благо".
Монахи, слыша такие слова, стали просить, взывая к милосердию
Победоносного, обстоятельно
поведать им о том, что за обет дал Победоносный.
– Слушайте внимательно и хорошенько
запоминайте, – сказал им
Победоносный, – а я вам расскажу.
И рассказал следующую историю.
Давным-давно, столько кальп назад, что измерить их, сосчитать или
исчислить, умом окинуть или
словами объяснить невозможно, в стране Варанаси жил царь по имени
Цзёцюнг, или "Сварливый".
В той стране был риши, которого звали Сёбацзен, или "Терпеливый". Этот
риши вместе
со своими учениками числом в пятьсот человек жил в горной местности,
упражняясь в терпении.
Как-то раз царь вместе с жёнами, наложницами и советниками отправился в
горы на прогулку.
Местность располагала к отдыху, и царь заснул, а жёны и наложницы пошли
дальше посмотреть
лес, полюбоваться цветами. Шли они шли и увидали риши по имени
Терпеливый, который сидел
выпрямившись, погружённый в мысли. Вид риши вызвал у женщин помыслы о
вере. Рассыпав около
него различные цветы, они уселись перед риши и стали внимать словам
Учения.
Царь, пробудившись ото сна, не обнаружил около себя своих жён и вместе
с четырьмя советниками
отправился на розыски. Увидев жён, сидевших перед риши, царь опросил
его:
– Обрёл ли ты четыре беспредельные самадхи?
– Нет, – прозвучало в ответ.
– Обрёл ли ты четыре безмерных
качества? – задал царь
новый вопрос.
– Нет, – сказал риши.
– Но в таком случае обрёл ли ты четыре
дхъяны? – спросил
царь.
– Нет, также не обрёл, – ответил царю
Терпеливый.
Тут царь пришёл в ярость и гневно произнёс:
– Если ты не обрёл этих добродетелей, то
ты – заурядный
простолюдин! Как можно
верить пребывающему с женщинами в столь уединённом месте? Кто ты,
постоянно здесь пребывающий?
Чем ты занимаешься?
– Я упражняюсь в терпении, – последовал
ответ.
Тогда
царь выхватил свой меч и со словами: "Если ты говоришь, что
упражняешься в терпении,
то проверим, терпелив ли ты на самом
деле" – отрубил риши обе
руки и снова
спросил:
– Кто ты?
– Я – Терпеливый, – отвечал
риши.
Тогда царь отсёк ему обе ноги, но ответ был прежним:
– Я – Терпеливый.
Тут на шесть ладов содрогнулась земля и пятьсот учеников риши, летавшие
по небу, спустились к
своему наставнику и спросили его:
– Перенеся такие мучения, не ослаб ли ты в терпении?
– Нет, не ослаб, – отвечал им риши.
Царь же, перепугавшись, сказал риши:
– Как можно было поверить, что ты посвятил себя терпению?
– В моих словах нет лжи, – возразил царю
Терпеливый, – и если они
правдивы, то пусть силой их
правды кровь превратится в молоко, а отсечённые конечности прирастут и
станут как прежде.
И тут же кровь превратилась в молоко, а отрезанные конечности прижились
и стали как прежде.
Царь же, убедившись, какой силой терпения обладает риши, испугался ещё
больше и взмолился:
– Зачем я великому риши такие страдания причинил! Подумай
обо мне
в милосердии своём и
зачти моё раскаяние в прощение мне.
И сказал на это царю Терпеливый:
– Ты поднял оружие из-за женщин, и хотя отсёк мне
конечности, но
терпение моё подобно земле.
И когда в силу этого я обрету буддство, то мечом запредельной мудрости
отсеку три твоих яда.
Тем временем наги и боги местных гор, видя вред и ущерб, который царь
причинил риши,
пришли в ярость. Они собрали тучи и готовились обрушиться громом,
молнией и градом,
чтобы умертвить царя со свитой.
Но риши сказал им:
– Ради меня не причиняйте ему ни зла, ни ущерба.
Тот царь, получив прощение риши, стал постоянно приглашать его к себе
во дворец и делать
ему разные пожертвования.
Странствующие брахманы, чтившие другого наставника, видя, что царь
верит риши Терпеливому и
чтит его, воспылали завистью. Из укромных мест они бросали в риши грязь
и нечистоты.
И вот тысяча странствующих брахманов, которые в то время забрасывали
меня грязью, и есть
тысяча нынешних монахов во главе с Надикашьяпой. В то время я принёс
обет: когда в силу непрерывного упражнения в терпении обрету буддство,
то
нектаром Учения омою
их пыль и грязь, полностью очищу их от нечистых страстей.
– Монахи! Если вы хотите знать, кто был риши Терпеливый того
времени, то не думайте ни на кого
другого. Этим риши был я сам. Царь по имени Сварливый и четыре
советника – это нынешние пять
монахов во главе с Каундинья. Поскольку в то время я принёс обет, по
которому результат
упражнения в терпении я прежде всего употреблю для их блага, то, обретя
буддство, я в первую
очередь полностью спас этих монахов от страданий сансары.
Все монахи с удовольствием и радостью выслушали слова Победоносного.
\
|