На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Сутра о мудрости и глупости.
О терпении.
Дзанлундо. Раздел II. Глава 11. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.

Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Раджагрихе, в роще Венувана, где обитали птички календаки. Вскоре после обретения Победоносным буддства первыми вступили в его общину и стали монахами пять человек во главе с Каундинья. За ними ещё тысяча человек во главе с Надикашьяпой, или Кашьяпой с реки, вместе с братьями также вступили в общину я стали монахами. В дальнейшем кроме них приняли монашество и стали пребывать в Дхарме множество других людей.
Обитатели Раджагрихи, преисполнившись великой радости, возносили хвалу, говоря:
– Приход Татхагаты в мир – великая редкость, многим живым существам принесёт он благо.
И они также говорили:
– Каундинья вместе с Надикашьяпой и его окружением, первыми вступившие в монашество, уже прежде во всех благих делах были заодно с Татхагатой, поэтому они первыми из всех и нектар Учения отведали.
Монахи, услышав подобные речи, подробно пересказали их Победоносному, на что Победоносный промолвил:
– В давно прошедшие времена я ради этих монахов дал великий обет: "Когда обрету буддство, то в первую очередь этим монахам сотворю благо".
Монахи, слыша такие слова, стали просить, взывая к милосердию Победоносного, обстоятельно поведать им о том, что за обет дал Победоносный.
– Слушайте внимательно и хорошенько запоминайте, – сказал им Победоносный, – а я вам расскажу.
И рассказал следующую историю.
Давным-давно, столько кальп назад, что измерить их, сосчитать или исчислить, умом окинуть или словами объяснить невозможно, в стране Варанаси жил царь по имени Цзёцюнг, или "Сварливый". В той стране был риши, которого звали Сёбацзен, или "Терпеливый". Этот риши вместе со своими учениками числом в пятьсот человек жил в горной местности, упражняясь в терпении.
Как-то раз царь вместе с жёнами, наложницами и советниками отправился в горы на прогулку. Местность располагала к отдыху, и царь заснул, а жёны и наложницы пошли дальше посмотреть лес, полюбоваться цветами. Шли они шли и увидали риши по имени Терпеливый, который сидел выпрямившись, погружённый в мысли. Вид риши вызвал у женщин помыслы о вере. Рассыпав около него различные цветы, они уселись перед риши и стали внимать словам Учения.
Царь, пробудившись ото сна, не обнаружил около себя своих жён и вместе с четырьмя советниками отправился на розыски. Увидев жён, сидевших перед риши, царь опросил его:
– Обрёл ли ты четыре беспредельные самадхи?
– Нет, – прозвучало в ответ.
– Обрёл ли ты четыре безмерных качества? – задал царь новый вопрос.
– Нет, – сказал риши.
– Но в таком случае обрёл ли ты четыре дхъяны? – спросил царь.
– Нет, также не обрёл, – ответил царю Терпеливый.
Тут царь пришёл в ярость и гневно произнёс:
– Если ты не обрёл этих добродетелей, то ты – заурядный простолюдин! Как можно верить пребывающему с женщинами в столь уединённом месте? Кто ты, постоянно здесь пребывающий? Чем ты занимаешься?
– Я упражняюсь в терпении, – последовал ответ.
Царь занёс меч над риши.Тогда царь выхватил свой меч и со словами: "Если ты говоришь, что упражняешься в терпении, то проверим, терпелив ли ты на самом деле" – отрубил риши обе руки и снова спросил:
– Кто ты?
– Я – Терпеливый, – отвечал риши.
Тогда царь отсёк ему обе ноги, но ответ был прежним:
– Я – Терпеливый.
Тут на шесть ладов содрогнулась земля и пятьсот учеников риши, летавшие по небу, спустились к своему наставнику и спросили его:
– Перенеся такие мучения, не ослаб ли ты в терпении?
– Нет, не ослаб, – отвечал им риши.
Царь же, перепугавшись, сказал риши:
– Как можно было поверить, что ты посвятил себя терпению?
– В моих словах нет лжи, – возразил царю Терпеливый, – и если они правдивы, то пусть силой их правды кровь превратится в молоко, а отсечённые конечности прирастут и станут как прежде.
И тут же кровь превратилась в молоко, а отрезанные конечности прижились и стали как прежде.
Царь же, убедившись, какой силой терпения обладает риши, испугался ещё больше и взмолился:
– Зачем я великому риши такие страдания причинил! Подумай обо мне в милосердии своём и зачти моё раскаяние в прощение мне.
И сказал на это царю Терпеливый:
– Ты поднял оружие из-за женщин, и хотя отсёк мне конечности, но терпение моё подобно земле. И когда в силу этого я обрету буддство, то мечом запредельной мудрости отсеку три твоих яда.
Тем временем наги и боги местных гор, видя вред и ущерб, который царь причинил риши, пришли в ярость. Они собрали тучи и готовились обрушиться громом, молнией и градом, чтобы умертвить царя со свитой.
Но риши сказал им:
– Ради меня не причиняйте ему ни зла, ни ущерба.
Тот царь, получив прощение риши, стал постоянно приглашать его к себе во дворец и делать ему разные пожертвования.
Странствующие брахманы, чтившие другого наставника, видя, что царь верит риши Терпеливому и чтит его, воспылали завистью. Из укромных мест они бросали в риши грязь и нечистоты.
И вот тысяча странствующих брахманов, которые в то время забрасывали меня грязью, и есть тысяча нынешних монахов во главе с Надикашьяпой. В то время я принёс обет: когда в силу непрерывного упражнения в терпении обрету буддство, то нектаром Учения омою их пыль и грязь, полностью очищу их от нечистых страстей.
– Монахи! Если вы хотите знать, кто был риши Терпеливый того времени, то не думайте ни на кого другого. Этим риши был я сам. Царь по имени Сварливый и четыре советника – это нынешние пять монахов во главе с Каундинья. Поскольку в то время я принёс обет, по которому результат упражнения в терпении я прежде всего употреблю для их блага, то, обретя буддство, я в первую очередь полностью спас этих монахов от страданий сансары.
Все монахи с удовольствием и радостью выслушали слова Победоносного.



\




 


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх