Общее Изложение Самого Тайного.
Лончен
Рабжам.
Перевод
с Тибетского В.Е. Ушакова.
Из собpания
самых
глубоких и
сокpовенных учений
сочинение под
индексом dza.
* * *
Будет проповедано общее
изложение
несравненной колесницы.
Приветствую
великий простор
пустого
дхату!
Из несозданного
пространства
в сострадательную
каю восставшего, Царя Ригпа – саморождённого Самантабхадру,
Естество
пяти
светов, самосовершенство пяти семей, Всепроникающее сострадание
источающего – приветствую!
С почтением
склоняюсь пред
природой
ума – исконно всесовершенным Буддой;
Пред
Сущностью – без основы, без корня;
Пред
Природой – совершенной полнотой ясного
света;
Пред
состраданием (туг-дже – Энергия) – распахнувшимся необъятным
простором.
Есть
внешнее, внутреннее,
тайное
и очень тайное. Из них поведаю очень тайное – несравненного царя –
общее
изложение девяти колесниц.
* * *
Есть три: Основа,
Путь и Плод.
Через них
раскрою два: Чистоту
и самосовершенство.
Сначала
расскажу о чистоте,
всего – три:
Вначале – о чистоте Основы – изначально нет у неё ни основы,
ни корня;
Затем – о чистоте Пути –
пуст мой
ум, нет у него корня;
В
заключение – о чистоте Плода – достиг исконной земли,
истощающей всё.
[Теперь расскажу] о
самосовершенстве,
всего – три.
[Вначале] – о
самосовершенстве Основы – бескрайне светлое Ригпа не
склонно ни к сансаре, ни к нирване – [оно]
пребывает в основе, [из которой] вышли все [дхармы].
Затем – о самосовершенстве
Пути – во дворце Читты мирные и гневные [божества] вибрации
пяти естественно ясных светов из глаз в безоблачном небе проявили –
[так
достиг] процветания в познания.
Наконец – о самосовершенстве
Плода – с концом обучения всё проявленное растворилось в
дхармате – это
великое
самосовершенство внутреннего пространства.
* * *
Вибрацию Ригпа так живым
понимать
должно:
Эта
естественная вибрация есть
гневное Тело пяти семейств, вездесущая Мудрость пустоты и ясности.
* * *
[Теперь
расскажу] о методе,
которым
являет себя естество сансары и нирваны.
Из области
великой чистоты
возникло
бескрайне светлое Ригпа – как радуга в небе.
Будда
самосовершенной Основы – исконный
владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в
нирване – искони пробуждён, от начала
[пробуждённость] распространяет.
Про этот
порыв творчества
Ригпа
[так скажу].
Лишь
двинулся – и уже знает
себя:
изначальный Самантабхадра
– извечно свободная Основа.
Благодаря
этому не копятся
кармические
следы.
В тот миг,
когда движущийся
узнал
себя, в тот же миг – совершенный Будда, чьи благие
качества [уже]
изначально
завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями
какой-нибудь
будущей причины. Коли искони самосовершенен в основе, что за нужда
добиваться
этого усердием и трудами.
Поэтому в
этот же самый миг
узришь
весь мандал познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.
* * *
Из обители Будды Основы
творчество
Ригпа, распространившись, непрестанно продолжает распространяться.
Вследствие
неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно
принимается
за субъект и объект, – так возникают "я" и "другое" и
всё
разнообразие
двойственного мира.
От наличия причин и условий
возникают
три вида ума: грубый, тонкий и очень тонкий – и три
соответствующих
им мира: сначала – без образа, затем – мир образа, и, наконец, –
мир страстей.
Если же
какой такой
мятущийся множественный
ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в
движении,
узнаёт в пустоте своё лицо – тут же освободится, и разве есть
освобождение
выше этого.
* * *
Что же до естества пяти
светов Ригпа,
то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и
пустоту,
то сообразно с этим различают два творчества – проявленное и пустое.
Проявленное
творчество – это
тело
и вишая и всё разнообразие проявляющихся феноменов. Его называют ещё
самосовершенным
творчеством.
Пустое
творчество – это
мятущийся
ум. Хоть и без основы, без корня, но различные мысли непрестанно
возникают;
но лишь мелькнули – и где же искать их? Говорят, что
они естественно
возникают
из чистого творчества.
Поскольку
[вследствие
неведения
то, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды],
проявляется
столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили
условием
и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два
метода – тречхо и тхогей.
Тхогей – освобождает тело и
вишаю
в естественную вибрацию пяти светов.
В этом
случае говорят, что
изначальное
Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.
Тречхо – освобождает
движение мысли.
Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением,
движение
мысли освобождает себя. Оставить всё как есть, пусть естественно
явленное
пребывает в своей природе. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не
имеет
корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.
* * *
Изначальное
естественное
состояние
непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути,
истощившее
движение мысли Ригпа саморождённой вибрацией пяти естественных светов
самопроизвольно
проявилось мирными, гневными и т.п.
Без всякой
причины, как луна
в реке,
как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нём как
хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.
Распространил
оттуда
чудодейные
лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных
бодхисаттв-махасаттв.
Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в
усмиряемом
мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.
В этом
учении говорится об
истине.
Нет в нём ничего придуманного, всё как есть. Составил же его Жармед
Лонгъян – Обширное пространство недеяния
(byar med klong yangs) на славной горе
Чхимпу.
Благо! Благо! Благо!
|