Восьмеричный
Благородный Путь.
Восьмеричный Благородный Путь (санскр. агуа, a^tanga marga; кит. ба чжэн дао).
Восьмеричный Путь представляет собой источник
блаженства, тоесть нирваны. Это – синтез четырёхчленной
формулы, ибо первый шаг на этом Пути – Правильное
Воззрение (самма диттхи) – заключается в
познании или, по крайней мере, в признании факта страдания,
его источника, возможности его устранения и Пути, ведущего
к уничтожению страдания. Иными словами, тот, кто жаждет
вступить на Путь Освобождения, должен прежде всего осознать
несовершенство своего настоящего состояния существования,
должен обладать серьёзным намерением превзойти его, и,
кроме того, он должен иметь ясное представление о причинах
своего несовершенства и о методах их устранения. Таким
образом, Четвёртая Истина в начале суммирует результаты
трёх предшествующих Истин и только затем указывает
практические шаги к достижению Цели. Это весьма характерно
для метода Будды. Он не желал на своём пути никаких слепых
последователей, которые формально выполняли бы его
наставления без осознания их обоснованности и
необходимости, ибо для него ценность человеческого действия
заключалась не во внешнем проявлении, но в его мотивах, в
той установке сознания, которая обусловила это действие. Он
желал, чтобы ученики следовали за ним на основе их
собственного интуитивного проникновения в суть его
наставлений, но отнюдь не на основе их веры в величие его
мудрости. Существовала только одна возможная вера, которую
он ожидал от тех, кто хотел вступить на указанный им путь:
вера в их собственные внутренние силы. Это означает не
разновидность хладнокровного рационализма, но гармоничное
сочетание и содействие всех сил человеческой
психики, в числе которых интеллект проявляется как
распознающий и направляющий принцип (панниндрийя).
На начальном этапе ввиду ограниченности человеческого
сознания значение Четырёх Благородных Истин ещё не может
быть полностью осознано (в противном случае освобождение
было бы достигнуто немедленно, а остающиеся шаги на пути
были бы излишними), однако элементарный факт страдания и
его непосредственные причины столь наглядно проявляются в
каждой фазе жизни, что достаточно даже простого обозрения и
анализа своего собственного ограниченного переживания (в
направлении, указанном Учителем), чтобы убедить мыслящего
человека в обоснованности и приемлемости положений Будды. А
это автоматически пробуждает волю человека и придаёт ей
определённое направление.
1.
Правильное Воззрение
– Самьяк-дришти (самьяк (пали – салила) – "полный" или "совершенный") –
это не только непринятие готовых догм, наставлений или
положений веры, но и непредубеждённое, беспристрастное
интуитивное проникновение в природу вещей и всего
происходящего так, как оно есть на самом деле
(йатха бхутам). Слово "самма" имеет более
глубокий смысл, нежели "правильное": оно обозначает
полноту, целостность, совершенство действия или состояния в
противоположность чему-либо, что несовершенно или
односторонне. Этим термином непосредственно выражается
установка буддийской психологии; и хотя позднейшие
комментаторы (например, Буддхагхоша, живший спустя тысячелетие после
Будды)
противопоставляют ему понятие "миччха" (ложное), то
это отнюдь не меняет значение термина "самма",1 а
ещё лучше разъясняет буддийскую установку в отношении
"ложного". Таким образом, самма диттхи есть нечто
значительно большее, чем простое согласие с определёнными
предвзятыми религиозными или моральными идеями; это суть
полнота, всецелостность видения вещей и явлений (а не
заключается ли причина страдания мира в том, что каждый
расценивает действительность только со своей собственной
точки зрения?). Вместо того чтобы закрывать глаза на всё
нерадостное и несущее страдание, мы должны признать факт
страдания, а поступая так, мы обнаруживаем его причину, и
более того – что эта причина лежит в нас самих и
только нами может быть устранена. Так приходит к нам знание
высшей цели освобождения и пути, который ведёт к его
осуществлению. Самма диттхи – это переживание
(а не формальное интеллектуальное признание) Четырёх
Благородных Истин Будды.
2.
Только на основе такой установки сознания может
возникнуть совершенная, тоесть всецело охватывающая человека Решимость
– Самьяк-амкальпа,
требующая полного
осознания человеком всего своего мышления, слов и действий
(самьяк-вача, самьяк-камманта,
самьяк-аджива)
и ведущая
затем благодаря Правильной Собранности Разума
(самма сати) и Правильному Сосредоточению
(самма самадхи) к Совершенному Просветлению
(самьяк-самбодхи).
Поскольку алчность и ненависть (лобха
и доса) являются главными препятствиями на этом
пути,
то человек должен прежде всего освободить свой разум от
этих низменных качеств путём постепенной их замены
положительными противоположностями – щедростью и
любовью к ближнему (дана и метта, что
соответствует алобха и адоса).
3.
Правильная Речь
– Самьяк-вачв
определяется
как воздержание от лжи, клеветы, грубой речи и фривольных
разговоров. Однако то, что указанное определение не следует
понимать исключительно негативно, подтверждается
приводимыми в Ангуттара никаи, X, 176
разъяснениями:
"Он говорит истину, опираясь на истину, он
предан
истине, заслуживает доверия... Он никогда сознательно не
говорит ложь, ни ради своей выгоды, ни ради выгоды другого
человека, ни ради какой бы то ни было иной выгоды. То, что
он услышал здесь, он не повторяет в другом месте, дабы не
послужить там причиной разногласий и раздоров... Так творит
он согласие меж теми, кто расходится в мнениях, и поощряет
тех, кто обрёл согласие. Согласие радует его, он любит и
наслаждается согласием; и именно это согласие несут миру
его слова. Он избегает грубой речи и говорит слова
ласковые, успокаивающие ухо, полные любви, проникающие в
сердце, вежливые и дорогие на радость многим. Он избегает
фривольных разговоров и говорит в должное время, в согласии
с фактами, говорит необходимое и полезное, говорит о Дхарме, даёт
практические наставления; его речь
подобна сокровищу, в должный момент сопровождаемая
аргументами, размеренная и полная смысла. Это называется
Правильной Речью (самма вйча)".
4.
Правильное Поведение
– Самьяк-камманта
определяется негативно как отказ от уничтожения живого, от
воровства, от половой распущенности. При этом позитивная
сторона действий, которые не только формально "правильны",
но и совершенны, в смысле полного согласия с внутренней
установкой и с направлением к цели (самма самкаппа),
выражена в следующих словах: "Без палки или меча (тоесть без
применения насилия или принуждения), добросовестно, с
глубоким сочувствием он заботится о благе всех живых
существ".
5.
Правильный Образ Жизни
– Самьяк-аджива
определяется как воздержание от любых профессий и занятий,
которые могут повредить благу других существ, например:
торговля оружием, живыми существами, мясом, алкогольными
напитками, опасными для жизни ядами. Все, связанное с
обманом, вероломством, предательством, гаданием,2
хитростью, ростовщичеством, должно быть отброшено, но жизнь
чистая, справедливая и полезная, короче, такая жизнь,
которая ведет человека к своему собственному телесному и
духовному благополучию и в равной мере к благополучию
других окружающих существ – такой образ жизни
называется правильным.
6.
Шестым шагом Восьмеричного Пути является Правильное
Усилие
– Самьяк-вайама,
состоящее из четырёх фаз:
1) усилие к уничтожению зла, уже возникшего в нашем разуме;
2) усилие в предотвращении зла, которое ещё не возникло; 3)
усилие к созиданию блага, которое ещё не возникло; 4)
усилие к развитию блага, уже возникшего.
Благими качествами, которые необходимо развивать и
совершенствовать, являются семь факторов просветления
(сатта боджджханга), а именно: 1) собранность разума
(сати); 2) распознание истины
(дхамма-вичайя); 3) энергичность (вирийя); 4)
увлеченность, вдохновение, восторг (пити), 5)
безмятежная ясность (пассаддхи); 6) концентрация
(самадхи); 7) равностность (упеккха).
7.
Седьмой и восьмой шаги на Пути непосредственно опираются
на эти факторы в аспекте сати и самадхи.
Самьяк сати3 описывается как Четырёхчастное
памятование
– Самьяк-смрити
и ясное представление обо всём, что происходит
с телом (кайя), чувствами (ведана), разумом
(читта) и психическими элементами (дхамма).
Это размышление преимущественно аналитично. Оно во многих
отношениях предвосхищает методы и результаты современного
психоанализа. Но буддийская система психической культуры
идёт дальше. Она не ограничивается анализом и контролем над
сознанием в том его виде, как оно есть, но ведёт к
более высокому синтезу или интенсификации сознания
посредством самадхи.
8.
Правильное
Сосредоточение
– Самьяк-самадхи
– восьмой шаг на Пути. Его объекты те же, что и
объекты седьмой ступени, его ведущие факторы те же, что и
факторы шестой ступени. Но если прежде эти семь факторов
просветления существовали только в зачаточном состоянии, то
здесь, на ступени самадхи, они достигают своего
полного завершения, зрелости. И в то время как объекты
седьмой ступени по-прежнему остаются в сфере дискурсивного
(или понятийного) мышления, то на восьмой ступени они
поднимаются в сферу интуитивного сознания реализации.
Концентрация, хотя и не исчерпывает полностью значение самадхи,
является, однако, основной
характеристикой
этого состояния; и в этом отношении нам следует помнить,
что концентрация равносильна преобразованию сознания: она
устраняет посредством синтезирующей силы чистого
переживания противопоставление субъекта объекту, или,
точнее, создание такого понятийного разграничения. Я
называю это переживание чистым, поскольку оно не
отражается, не окрашивается промежуточным этапом мышления
или предвзятыми идеями, а этим обуславливается его
независимость от иллюзии и сопутствующих ей факторов
принятия и непринятия, алчности и отвращения. Когда это
переживание становится настолько глубоким, что всецело
охватывает наше сознание, вплоть до самых интимных истоков
(санкхара) коренных движителей (хету), тогда
и достигается освобождение (ниббана). Но даже если
это переживание не столь интенсивно и оказывает только
временное или иным образом ограниченное воздействие на наш
разум, оно всё же существенно расширяет наш кругозор,
усиливает наше доверие, углубляет наши взгляды, ослабляет
наши предрассудки и очищает наши устремления.
Таким образом, Правильное Сосредоточение, в свою
очередь, становится основой Правильного Воззрения,
Правильной Решимости и других ступеней Благородного
Восьмеричного Пути, который теперь переживается на более
высоком уровне, и этот спиралеобразный процесс продолжается
вплоть до достижения полного Освобождения.
Рис.
3. Три тенденции восьмеричного пути и
спираль прогресса.
ПАННА |
ШИЛА |
САМАДХИ |
1. Самма Диттхи.
2. Самма Самкаппа. |
3. Самма Вача.
4. Самма Каманта.
5. Самма Аджива. |
6. Самма Вайама.
7. Самма Сати.
8. Самма Самадхи. |
Если далее мы проанализируем Восьмеричный
Путь, то
обнаружим, что в его основе лежат три фундаментальных
принципа: Мудрость (панна), Нравственность
(шила) и Сосредоточение (самадхи, в широком
значении). Правильное Воззрение и Правильная Решимость
составляют основу Мудрости, принцип Логоса (панна).
Правильные Речь, Поведение и Образ Жизни представляют
принцип Нравственности, этику (шила). Правильное
Усилие, Правильная Собранность Разума и Правильное
Сосредоточение представляют принцип Сосредоточения
(самадхи).
Мудрость в своей высочайшей форме есть Просветление
(самма самбодхи); её истоком является искреннее
стремление к истине, беспристрастное признание законов
жизни в той мере, в какой они доступны сфере обычного
человеческого переживания. В такой форме она называется
Правильным Воззрением или Правильным Пониманием (самма
диттхи). Весьма существенным в духовной позиции
буддизма является то, что правильное понимание
есть первый
шаг на пути к освобождению, без него ни нравственность, ни
практика сосредоточения не имеют никакой ценности.
Нравственность – не что иное, как практическое
выражение правильного понимания. Если человек следует
определённым правилам только потому, что над ним висит
угроза наказания или его ожидает некое вознаграждение, то
его так называемая "нравственность" лишена всякой этической
ценности. С точки зрения буддизма нравственность – не
причина, но результат нашей духовной установки. Гармония
между этой установкой и нашими деяниями, тоесть наша
внутренняя правдивость – вот истинный смысл
нравственности (шила). И именно по этой причине самадхи
невозможно без шила, ибо
сосредоточение не может быть достигнуто без наличия
внутренней гармонии. Самадхи – это гармония
высшего совершенства.
Резюме: Мудрость (панна) суть
гармония
между нашим разумом и законами Действительности.
Нравственность (шила) суть гармония между нашими
убеждениями и нашими деяниями. Самадхи суть гармония
между нашими чувствами, нашим знанием и нашей волей,
единство всех наших творческих сил в переживании более
высокой реальности.
Связь между
Четырьмя Благородными Истинами,
Восьмеричным Путём и Двенадцатизвенной Патиччасамуппадой.
Проследим
неразрывную связь между Четырьмя Благородными
Истинами, Восьмеричным Путём и двенадцатизвенной формулой Обусловленного Возникновения
не только в их генетической
или временной последовательности, но также и в их
одновременных взаимоотношениях и в сложном параллелизме их
составляющих.
Четыре Благородные Истины содержат в себе как формулу Обусловленного Возникновения,
так и Восьмеричный Путь. С
другой стороны, последний включает в свой первый шаг Четыре
Благородные Истины, а поэтому и саму формулу Обусловленного
Возникновения. Четыре Благородные Истины представляют общую
структуру буддийской системы, в которой основные проблемы
излагаются в форме тезиса и антитезиса, причём последние в
общем случае могут быть обобщены в двух диаметральных
классах: дуккха и сукха. Каждый из них
анализируется 1) в отношении присущих ему признаков
и 2) в отношении причин или условий. Первая часть
этого анализа осуществляется посредством первой и третьей
Благородных Истин; анализ условий, определяющих
возникновение этих симптомов, находит своё отражение во
второй и четвёртой Благородных Истинах. Исследование причин
в аспекте дуккха осуществляется в форме двенадцатизвенной патиччасамуппада.
В аспекте сукха условия
счастья и
причины освобождения представлены в Восьмеричном Пути
(аттхангика магга).
Эти две формулы, в которых сжато выражены философское и
практическое учения буддизма, могут быть представлены двумя
окружностями, поскольку составляющие каждой из этих формул
не ограничены ни абсолютным началом, ни абсолютным концом.
Каждый фактор зависит от другого, определяя таким образом
неограниченное взаимоотношение в пределах каждого круга.
Взаимосвязь между самими окружностями представлена общей
точкой их соприкосновения, именно той, которая присуща
обеим формулам: Истина о Страдании.
Патиччасамуппада показывает, как индивидуум
под
влиянием заблуждения претерпевает различные переживания и
состояния сознания, пока не достигает той точки, где
страдание становится столь выраженным и сильным, что
индивидуум неизбежно приходит к размышлению о причинах его
возникновения. В этот момент он изменяет свою установку на
противоположную: он прослеживает в обратном порядке
возникновение страдания (либо посредством своего
собственного интеллектуального усилия, либо с помощью
других) и начинает понимать природу страдания. Это –
первый шаг в новом направлении: первый шаг Восьмеричного
Пути. Таким образом, страдание является поворотным пунктом,
в котором начинается путь освобождения от круговорота
обусловленности. И с каждым шагом на этом пути
нейтрализуются соответствующие противодействующие факторы патиччасамуппада.
Параллелизм составляющих
этих двух
окружностей, из которых вторая служит продолжением хода
(развития) первой, но в противоположном направлении, может
быть представлен, например, диаграммой.
В соответствии с
относительным и плавным характером
психологических границ и динамической природой двух этих
формул, представляющих процессы жизни (а не две части
математического равенства), их параллелизм является более
предметом согласованного движения (несмотря на
противоположность направлений), нежели точно
соответствующими парами дополняющих друг друга величин или
парами абсолютных противоположностей. Именно с учётом этого на
следующей диаграмме показыны дополнительные
взаимоотношения между составляющими двух формул, которые поясняются
следующим образом:
- Самма диттхи заключается в
правильном
понимании страдания (дуккха), его причин и путей к их
уничтожению.
- Самма самкаппа есть решимость
сознания,
основанная на совершенном знании предшествующего шага,
поэтому она является противодействием подсознательным
тенденциям (санкхара), которые обусловлены
неведением (авиджджа).
- Самма вача есть правильное
формулирование
мысли (последовательное, дискурсивное мышление) и ее
совершенное выражение речью. Таким образом, это
предполагает сознательный контроль разума (винняна;
в противоположность подсознанию – санкхара).
- Самма камманта – правильное
поведение,
подразумевает контроль над психофизическим комплексом
(нама-рупа) и органами чувств (салайатана).
- Самма аджйва – правильный образ
жизни,
касается внешней стороны нашей жизни и подразумевает
контроль наших связей и контактов (пхасса) с
окружающим миром.
- Самма вайама есть усилие сознания,
или
энергия, направляемая знанием; это – противодействие
эмоциональным импульсам (ведана).
- Самма сати – правильная собранность
разума, противопоставлена жажде (танха) и
привязанности (упадана).
- Самма самадхи есть такое состояние
совершенного сосредоточения и единения всех творческих сил,
которое контролирует процесс становления (бхава),
определяет перерождение (джати) и в конце концов
устраняет их вместе со всем присущим и неотделимым от них страданием.
Лама Анагарика Говинда.
Примечания.
1 –Первоначальное
значение термина "самма" (санскр. самйак) сохранилось
также и
в тибетском переводе слова: ян-даг = "совершенный" в
смысле "полный" (о тишине), "совершенный" (о свободе),
"истинный", "сущий", "всецело"; например: ян-даг-ргйал = в
совершенстве просветлённый;
ян-даг-сдом = "совершенная воздержанность"; ян-даг-ртогс =
истинное постижение.
2 – "Тот
бхикшу поступает правильно, для
которого предвестия, влияние планет, сновидения и приметы
не существуют. Он свободен от всех зол".
3
– Первоначально
термин "сати" обозначал
"воспоминание" (память; скр.: смрити), однако в пали
он утратил исходное значение "быть-в-прошлом" или
"идти-в-прошлое" и получил новое значение: "извлечение из
прошедшего в настоящее". Это – возведение прошлых
признаков всех воспринятых объектов на уровень
сознательного (в европейском психологическом значении)
восприятия и их полное представление (воображение). И
действительно, в анализе данного (настоящего) состояния
телесной или умственной деятельности объектом анализа
является уже результат прошлого состояния, который и
выступает в качестве объекта наших чувств (включая и
разум), превращаясь таким образом в предмет нашего
рассмотрения.
|