Четыре
Благородных Истины.
Есть
ли на свете хоть одно живое
существо, которое не испытывает
страдания? Страдания проявляются во всём. Можно возразить: нет, есть
вещи, которые приносят мне больше радости, чем страданий. Вы боитесь
потерять эти вещи? Пока мы живём, мы вынуждены страдать. Ошибочно
думать, что смерть – последнее из страданий, мы обязательно
переродимся. А значит, страдания последуют за нами даже на Небеса. Одно
из страданий богов Мира Желаний – предвидеть свою будущую
смерть.
Страдания же в аду наивысшие, и смерть здесь может показаться лишь
избавлением от мук. Человек, осознавая жизнь в страданиях, однажды
задумывается: "Почему я страдаю? С какого-то момента страдания начали
наполнять мою жизнь, может быть, я стал обращать на них внимание.
Радости, к которым я стремился, растворяются как миражи. Жизнь полна
страданий – зачем обманывать себя? Можно пытаться не замечать
этого,
искать что-то новое, но я не хочу, я хочу разобраться в себе. Если
жизнь бессмысленна, то смерть ещё бессмысленнее. Поэтому, несомненно,
смысл в самой жизни должен быть. Но родился я ведь не для того, чтобы
страдать. Необходимо найти выход из этого лабиринта страданий. Где же
выход?" Так человек начинает искать путь избавления от страданий, и,
чаще всего, это заканчивается обращением к "национальной" религии. Люди
не желают страданий, но кто знает, как покончить с ними навсегда?
Две с половиной тысячи лет назад Мудрец из рода Шакья –
Архат, Самый
Почитаемый, Татхагата, Учитель Богов и Людей, Познавший все Миры,
Идущий в Высший
Мир, Непревзойдённый – будда Сакьямуни объявил,
что есть путь
избавления от
всех страданий. Будда объяснил своим ученикам, которых сначала было
пятеро, Четыре Благородных Истины: истину о страдании; истину о
происхождении страданий; истину о прекращении страданий; истину о
пути, ведущем к прекращению страданий. Четыре Благородных Истины были
объяснёны буддой
в трёх
циклах, или оборотах Колеса Закона. Первый цикл
– раскрытие значения Благородных Истин – законов,
действительных для
всех миров Вселенной, абсолютных для всех миров. Второй цикл
–
объяснение Благородных Истин как пути: страдания следует осознать,
затем надо устранить причины этих страданий; для полного прекращения
страданий необходимо реализовать Освобождение-Отдаление, для этого
буддой
открыт Благородный
Восьмеричный Путь, в практике которого надо
совершенствоваться. Третий цикл – раскрытие Благородных Истин
как
плода: будда
осознал все
страдания, он устранил причины своих
страданий; он достиг Освобождения, отдалившись от жажды желаний, жажды
существования и жажды не-существования; он достиг совершенства в
практике Благородного Восьмеричного Пути. Понять, практиковать и
овладеть в совершенстве Четырьмя Благородными Истинами –
значит понять
Учение будды,
практиковать
его и реализовать природу Будды.
"(1)
Монахи, вот Благородная
Истина о Страдании: рождение
есть страдание, старение есть страдание, [болезнь есть страдание],
смерть есть страдание. И горе, и скорбь, и физическая боль, и душевная
боль, и отчаяние есть страдание. С нелюбимым быть –
страдание, с
любимым разлука – страдание; не получать того, чего желаешь
–
страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченности (санскр.
скандха, пали
кхандха) есть страдание (пали
дуккха).
(2)
А вот, монахи, Благородная
Истина о Причине Страданий. Это
Жажда (пали
танха; т.е.
желание приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к
последующему Становлению (пали
бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается сильным
душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то
здесь, то там. Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям,
жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию).
(3)
А вот, монахи, Благородная
Истина о Прекращении Страданий.
Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это
Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление).
(4)
А вот, монахи, Благородная
Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению Страданий.
Это есть
Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд (пали
диттхи),
Правильный Настрой (пали
санкаппа), Правильная Речь (пали
вача), Правильные Действия (пали
камманта), Правильная Жизнь (пали
аджива), Правильные Усилия (ваяма),
Правильное Сосредоточение
Внимания (пали
сати), Правильное Самадхи (пали
самадхи)".
|