2.4.4. Контроль над
дыханием с помощью мантр.
Oтрывок
из диссертации Джеймса Франсиса Хартцелла "Тантрическая Йога: Изучение
Ведических Предшественников, Историческая Эволюция, Литература,
Культуры, Доктрины и Практики Кашмирцев XI века". Перевод Elastic R.
Авторы Брахман считали, что Мантры – это
многозначные силы, существующие и в качестве версий космического огня,
и как силы способные усмирить внутренние дыхания. С помощью мантр можно
активизировать внутреннюю жизненную силу дыхания, и, следовательно,
знание, наделяющее мантрина мистической или эзотерической силой. Как
"пути к небесам" состоят из света, так и в ряде источников
отождествляют мантры с самим светом. В других источниках мантры
отождествляют с укротителями внутреннего огня, которые заставляют жреца
"полыхать" неуязвимым пламенем, пока горит жертвеный огонь. В одном
месте текста Шатапата говорится, что жрец усмиряет аванпрану [идущее
вниз дыхание] мантрой "Насыться, Агни, тебе поклоняюсь" и затем
говорится, что с этими словами всё тело вспыхивает от ногтей до
волосков на теле [сарвам атманам самиддха а накебхьо 'то ломабхья]
Всякие ритуальные действия описаны как интимно связанные с созданием и
поддержанием дыханий в жертвующем, и говорится, что эти дыхания
контролируются мантрами. Безусловно похоже, что практически каждый
аспект ритуальной системы – мантры, распевы, выполнение
жертвоприношений, огонь и подношения в то или иное время
отождествлялись с дыханиями. В ритуальной логике ведической системы
такое отождествление имеет свой совершенный смысл. Ритуалы выполняются,
чтобы поддержать и продлить жизнь жертвующего, и как гарантия того, что
после смерти посвященный попадет прямо на небеса, и, что самое важное,
ему будет позволено там, на небесах, воссоединиться с предками. В этом
смысле можно сказать, что ритуальная система Вед, сделав шаг вперёд в
логике моделирования типологии и идентификации, вывела вовне внутреннее
функционирование жизнетворных дыханий –
дыханий, которые сами являются внутренним воплощением космических сил.
Используя в ритуалах ведические мантры и распевы, жрец связывал и
укреплял дыхания жизни, скрепляя воедино жизнь приносящего жертвы, а
также подготавливая его к миру иному. Значит, жрец обладал мощной
силой, господствуя над мантрами. Как упоминалось выше, в ранних
повествованиях говорится, что мантра, прочитанная не на своём месте в
ритуале, могла означать смерть. Айтарейя Брахмана 6.26 объясняет,
почему Майтраваруна не должен повторять гимны Ахина и Экаха вместе с
Дуроханам: "Для поющего, строфы [Стотрия] – это
его душа, а Валакилья – его дыхание. Когда он повторяет
[гимны Ахина] вместе с Дурохана, то он забирает жизнь жертвующего с
помощью двух божеств [Индры и Варуны, которым принадлежит Дурохана]".
Тот Хотр, что сделает такое, потеряет и свою жизнь, прогневив богов.
Эта проблема заложена в самой доктрине, и неустанно подвергалась
нападкам буддистов, а заключалась проблема в вере в яджамана – что
жизнь человека в этом и следующем мире полностью зависит от жрецов –
исполнителей ритуала. Доктрина Будды, что любой человек может достичь
просветления своими усилиями представляет собой радикальный разрыв с
той зависимостью от жреческой иерархии, которая представлена в
доктринах Брахмана.
Другой важной аспект мантрического контроля над ветрами связан со
специфическим присвоением частей речи различным элементам Вселенной.
Считается, что мантры наделены мощной творческой способностью, и
потому, кагда они локализованы в теле в форме космических элементов,
это даёт практику доступ к творчеству в структуре космоса. Основное
внимание в тантрических системах уделяется систематическому применению
[ньяса] биджамантр или семенных слогов к различным частям физического
тела как на грубом физическом уровне, так и в более тонкой структуре.
Эта процедура ритуального посвящения очищает и активизирует для
посвящённого микро – и макрокосмические связи, или
тождества, между фонемами Санскрита и компонентами космоса. Такую
практику в очень развитой форме можно найти в начальном разделе главы 5
Калачакратантры,
и ещё она подробно изложена в работах Абхинавагупты по Тантре. В основе
этой практики лежит древний принцип. В части текста Айтарея Араньяка
[3.2.5], обсуждающем "тайное учение [упанишад] речи", говорится о том
что упрощенная версия этой практики была в моде уже в период ранних
Вед: глухие, шипящие и гласные присваивались трём Ведам, трём основным
дыханиям, трём мирам [Земле, Небу и Небесам], чувствам и пр. И снова мы
видим, что логика "типология-идентификация" в системе моделирования Вед
последовательна. Поскольку использование человеком санскритских мантр в
мире людей – это то же, что обладание ваджром в
мире богов, а мантры – это трансформированная версия
космического света, дающего жизнь и жара [огня], испускаемого Солнцем,
то полностью имеет смысл [по логике данной системы] утверждение, что
компоненты мантры, в рекурсиве, имеют ту же самую типологию –
идентификацию, что и все различные компоненты физической вселенной.
Соответственно, как говорится в тексте, "когда говорит тот, кто знает
это, звучит божественная лютня, слава его наполняет землю, и где бы ни
была слышна арийская речь, там он известен".
Так что, как мы видим из вышеизложенного, что сама модель привязки
частей речи к телу человека, которая столь серьёзно разработана в Калачакра-тантре [см. главу
11 этой диссертации] имеет, хотя и в значительно упрощённой форме,
предшественницу в Айтарейя Араньяка. И в завершение этого раздела по
поводу дыханий в ранних ведических доктринах, отметим, что
комментировать "перенос жертвоприношения вовнутрь" в Упанишад начали
уже в Брахманах. Подношение в пламени дыханий во время принятия пищи
стало основной идеей ранних Вед. Это "подношение дыхания" или
пранагнихотра подробно исследовалась Бодевичем в его работе по
Маханарайянопанишад – десятой книге Тайттирья Араньяка.
\
|