|
|
Цзун бэнь и.
Основание Учения.
Изначальное отсутствие (бэнь
у), истинное свойство (сатьялакшана, ши-сян), природа
дхармы (дхармата, фасин), пустотность природы (снн-кун),
собрание внешних причин (юань хуэй) – у
всех этих слов смысл одинаков1.
Почему так? Всё множество дхарм рождается из совокупности внешних
причин. Совокупность внешних причин порождает все дхармы, так что нет
ничего нерождённого. Когда эти причины устраняются, всё погибает. Если
нечто истинно есть (чжэнь ю), то оно не подвержено гибели. Зная
это, можно понять, что нечто, кажущееся нам действительным, на самом же
деле по природе своей пусто и в этой пустотности постоянно (син чан цзы-кун)2.
Поэтому и говорят о пустотности природы. Поскольку природа пуста,
говорят о природе дхарм, [которая и есть эта пустотность]. Истинным
свойством является пустотность природы дхарм. Ничто не привело к
пустоте сущностного свойства, оно само по себе есть отсутствие, поэтому
и названо "изначальное отсутствие".
Когда говорят о "не-наличии" (бу ю) и "не-отстутствии" (бу у),
то это не то наличие, которое устанавливается при положительном взгляде
на вещи, как обладающие постоянством, и не то отсутствие, которое
является после устранения ложных взглядов. Если почитать наличие
наличествующим, то отсутствие следует полагать отсутствующим, если же
наличие есть не-наличие, то нет и отсутствия. Если созерцать дхармы, не
считая существующим отсутствие, то это и будет осознанием истинного
признака дхарм. Это называется созерцанием кажущегося существующим и
неприверженностью к свойствам. Таким образом, свойство дхарм (дхрмалакшана,
фасян) есть свойство отсутствия свойства, сердце мудреца
привержено к неприверженности. [Последователи] трёх колесниц в равной
степени обретают путь, созерцая пустотность природы [дхарм]3.
Пустотность природы [дхарм] есть истинное свойство всех дхарм. Видение
истинного свойства всех дхарм есть истинное созерцание (чжэнь-гуань).
Уклоняющиеся от этого впадают в ложное созерцание
(я-гуань). Не понимая этого, последователи
двух колесниц впадают в заблуждение. Лишь третья колесница осознаёт
дхармы как не имеющие различий [между собой], только сознанию
свойственно различать большое и малое4.
"Упайя-праджня" (оухэ божо) есть название великой мудрости5.
Истинное свойство всех дхарм –
это есть праджня, ненужность формального доказательства – это заслуга упайи.
Преображение живых существ –
это есть искусный метод, сила праджни в её неподверженности мирской
загрязнённости. Врата мудрости созерцают пустоту, врата метода касаются
[мирского] бытия. Касаясь мирского, метод никогда не был загрязнён
поэтому через его посредство, находясь в средоточии наличия, пребывают
незагрязнёнными, созерцают пустоту, не пресыщаясь наличием, и поэтому,
созерцая пустоту, не познают6. Такова сила
созерцания –
полнота всей мудрости! Сила созерцания –
полнота всей мудрости! Так было всегда. Истина прекращения в нирване
гласит о совершенном и непосредственном прекращении
[причинно-зависимого возникновения]. В ней [нирване] навечно исчезают
рождение и смерть –
поэтому и говорят о прекращении. И нет никакого другого прекращения.
Примечания.
1 – В
этой фразе Сэн-чжао вводит определения истинной реальности.
"Изначальное отсутствие" означает отсутствие у истинной реальности
любой определённости, невозможность познать её с помощью дискурсивного
познания. "Истинное свойство" есть синоним "одного свойства" (экалакшана,
и-сян), в значении "истинная реальность" (бхутататхата). "Природа
дхармы" (дхармата или дхармадхату) –
всеобщий принцип, лежащий в основе феноменального мира. "Собрание
внешних причин" есть обозначение любой формы сансарического бытия,
иллюзорного по своей природе, обусловленного присущим каждому живому
существу "семенем" истинной реальности.
2 – Истинной
реальностью, по учению мадхъямиков, оказывается "пустотность" (шуньята).
3 –
Поскольку "пустотность" является основанием всякой вещи, наличие
оказывается реально не существующим, т. е. оно не наделено своим
основным свойством "наличествования". Соответственно и оппозиционное
наличию понятие отсутствия также становится "не-отсутствующим".
Поскольку все дхармы по своей природе пусты, но не есть
"отсутствующие", то возникает "кажимость бытия" (иными словами,
"условное наличие" (цэя ю), пустотность которого интуитивно постигается
мудрецом, следующим путём неприверженности к крайним воззрениям наличия
и отсутствия.
4 – Три колесницы –
шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв.
5 –
Упайя-праджня – сочетание двух терминов:
искусные методы спасения, применяемые бодхисаттвами для
спасения живых существ, и мудрость – праджня.
Методы эти разнятся в зависимости от конкретной обстановки и умственных
способностей слушателей. Праджня – есть
собственно мудрость. В понимании мадхъямиков истинная реальность,
лежащая в основании дхарм, определяется также как праджня-парамита.
Таким образом, пустотность всех дхарм оказывается содержанием праджни,
которая есть в этом случае не столько само познание, сколько предмет
познания, истинная реальность, не подверженная мирской загрязнённости.
Упайя же (искусные методы) есть, следовательно, способ познания, не
нуждающийся в логическом дискурсе и формальных доказательствах, то есть
интуитивный.
6 – Прибегая к
упайе, даже находясь в средоточии наличия, т. е. иллюзорного бытия,
мудрец предохраняет себя от абсолютизации крайних воззрений наличия и
отсутствия и оберегается от дискурсивного познания.
|
|
|
|