|
|
Жизнеописание Ламы
Шабкара, тибетского буддийского отшельника.
Шабкар Цогдрук Рангдрол
(1781-1851) назван его переводчиком "совершенным отшельником". Он являл
собой такой пример отшельника, что современники считали Шабкара перерождением Миларепы, тибетского буддийского йогина
девятого века, сочинителя песней доха, песен наставления, размышления и
вдохновения.
Песни Шабкара – часть его
автобиографии, которую он продиктовал своему ученику в 1837 году в
возрасте 56 лет как рассказ о первой части своей жизни. Вторая часть не
переводилась с тибетского, в неё более сжато включены другие песни и
менее детальная биографическая хронология.
Ранние годы.
Шабкар родился в Амдо, в
северо-западном Тибете. Ребёнком он любил рассказывать шутки и истории,
петь и читать стихи. Он был дружелюбным человеком, легко находившим
общий язык с другими. Когда ему было тринадцать, лама дал ему краткие
наставления. Когда Шабкар спросил
ламу, как лучше всего практиковать Дхарму, лама посоветовал ему
последовать примеру Миларепы и стать
отшельником. На следующий год Шабкар
начал годичный ретрит, за которым последовало несколько лет учёбы в
монастыре.
В юношеские годы его личные склонности и интерес к Дхарме объединились.
Он вспоминал: "Иногда я пел духовные песни досточтимого Владыки Калдена
Гьяцо старикам и вдохновлял их на повторение мантры "мани". Объясняя им
смысл песней, насколько мог, я обращал умы этих старых людей к Дхарме.
В одной из песней говорилось:
"Если вы стремитесь к
одиночеству в горах,
Под вершинами, окутанными туманом,
Есть естественные пещеры на крутых, скалистых склонах.
Пребывание в таких местах сразу же наполнит вас
совершенной радостью".
Когда бы я ни пел песни о горных затворничествах, я загадывал желание о
том, чтобы однажды мне удалось уйти в горный ретрит".
Это были первые шаги к осуществлению его желания. Шабкар был посвящён в монахи в двадцать
лет и по совету своего местного учителя отправился в путешествие в
Монголию, чтобы ненадолго остаться у Чогьяла Нгаи Вангпо, называемого
"Царём Дхармы", известного своими учениями и практикой. Последний
быстро распознал духовный потенциал своего нового ученика и вскоре дал Шабкару такой совет: "Скитайся от одного
горного затворничества к другому, не делая предпочтений".
Это убедило Шабкара стать отшельником.
Он рассказывал:
"Я ушёл из дома, из
мира,
Как от ямы с горячими угольями,
И унаследовал бесприютность и холод палатки".
Расставание Шабкара с матерью было
полно печали и слёз, что было характерно для манеры его отношений с
людьми, человечной, эмоциональной и сентиментальной, что не считается
типичным для отшельника. В своих воспоминаниях, например, он описывает
"безграничную печаль" при расставании с учениками или получении новости
о смерти знакомого человека. Он пишет, что когда он ещё раз посетил
родные места, его мать умерла и дом был наполовину разрушен: "Печаль
переполнила меня до глубины моего сердца". Дружелюбность, талант
рассказывать истории и занимать других скорее можно объяснить его
общительной натурой. Но это может удивить тех, кто не ожидает таких
эмоций от "совершенного затворника".
Жизнь отшельника.
Шабкар говорил, что "в
возрасте от двадцати до тридцати лет я в основном практиковал и
совершенствовал себя, а с тридцати до пятидесяти я работал главным
образом на благо других". Это не означает, что он был отшельником в
строгом смысле слова в течение десяти лет и не был им в последующие
двадцать. Точнее будет сказать, что десять лет он провёл в уединении, а
затем путешествовал и учил в последующие двадцать, ведя скорее жизнь
бездомного бродяги, нежели горного затворника. Следовательно, его
ранние годы были проведены в одиночестве, и Шабкар
делится озарениями этого периода в наставлениях о затворничестве. По
совету Царя Дхармы Шабкар совершает
путешествие в место, которое первый описывал как "приятное уединение
Цечунга… необычного места, выходящего на юг, солнечного зимой и
прохладного летом и осенью". Царь Дхармы продолжал: "Там есть вода,
дрова и всё необходимое. Там находится пещера под названием Тхаендри,
что на монгольском означает "Пещера для медитации в отшельничестве".
Иди туда и подними победное знамя духовной практики".
В этой пещере Шабкар совершал практику
простираний, начитывал мантры и медитировал. Он достиг совершенства в
контроле над каналами, энергиями и туммо, самопорождении жара, что
помогло ему противостоять горному холоду. Там он "постоянно ощущал
необычайное единство ясности и пустоты".
Отшельническая жизнь была для Шабкара образцом
и идеалом, и он часто призывал к ней, например в таком высказывании: "Я
склоняюсь к ногам отшельников прошлого, которые жили в горных ретритах.
Возносите благодарственные молитвы о том, чтобы я и другие могли
оставаться в горном уединении".
Однажды, скитаясь в горах, он набрёл на пещеру, в которой сидел
"отшельник, который оставил все мирские занятия". Шабкар приветствовал этого человека, и
они обменялись несколькими любезными фразами, прежде чем
расстаться. "Встретив это горного отшельника, я исполнился восхищения",
– отмечает он.
Шабкар неизменно советовал
ученикам, появившимся позднее, всегда начинать с осознания
непостоянства и смерти. Это причина для ухода от мирской жизни, её
удовольствий, её "цепляния и желаний": "Если вы устали от
привязанностей, вам будет не нужно богатство. Оставьте всё своё
имущество, и вы избавитесь также и от родственников. Оставьте родные
места, и привязанности и отвращение утихнут сами собой".
Когда достигнута такая направленность ума, следующий совет ученику
таков: "Оставайся в затворничестве, и твоя практика естественно
возрастёт. Живи в одиночестве, и преграды и мешающие обстоятельства
будут немногочисленны".
Рекомендации для
отшельнической жизни.
Шабкар рекомендует
отшельничество как подготовку к проникновению в суть и основанную на
первоначальном руководстве учителя практику в течение всей жизни, но не
в стенах монастыря в ходе формального обучения, и даже не в дружеском
сообществе. В действительности Шабкар
разработал набор правил для отшельнической жизни, и это одно из его
наиболее ценных открытий. Он использовал цифры как мнемонический приём,
разработав десять главных сокровищ святых прошлого, семь сокровищ
благородных, четыре предпочтения благородных и четыре Дхармы для
упражнения в добродетели. Таким образом, Шабкар
предлагает удобный и точный список рекомендаций для жизни в
отшельничестве.
- Десять сокровищ – это
десять деяний:
- 1.
Устреми ум к Дхарме.
- 2.
Практикуй Дхарму, живя как нищий.
- 3.
Веди жизнь нищего до самой смерти.
- 4.
Встреть смерть в пещере.
- 5.
Откажись от своего положения в обществе.
- 6.
Займи место среди псов (т.е. в низших слоях).
- 7.
Найди место среди небесных существ.
- 8.
Обрети непоколебимое намерение.
- 9.
Обрети безразличие к тому, что другие могут подумать о тебе.
- 10.
Сохраняй мудрость.
- Семь сокровищ
благородных таковы:
- 1.
Вера.
- 2.
Щедрость.
- 3.
Нравственность.
- 4.
Обучение.
- 5.
Скромность.
- 6.
Чувство стыда.
- 7.
Постижение.
- Семь сокровищ
благородных таковы:
- 1.
Простая пища.
- 2.
Простая одежда.
- 3.
Простое жильё.
- 4.
Простое имущество.
Четыре дхармы упражнения в добродетели
основаны на подобных наставлениях: не отвечать гневом на гнев,
оскорблением на оскорбление, злословием на злословие, ударом на удар.
"Соединяя добродетели и практику, отшельник может продвинуться по пути.
Не беспокойтесь о внешнем знании, советует Шабкар,
– оставьте мысли об этой жизни и оставайтесь в уединении в горном
ретрите". Таким образом, он связывает добродетели и практику с
уединением.
Шабкар разработал десять
преимуществ жизни в труднодоступных местах, основанные на сутре "Царь самадхи":
- 1.
Уменьшение активности.
- 2.
Удаление от шума и отвлечения.
- 3.
Свобода от ссор.
- 4.
Свобода от нанесения вреда.
- 5.
Вы не позволите развиться препятствующим эмоциям.
- 6.
Вы не создадите причин для разногласий.
- 7.
Вы
будете всегда наслаждаться совершенным покоем.
- 8.
Вы
будете держать тело, речь и ум под контролем.
- 9.
Вы
будете вести образ жизни, ведущий к освобождению.
- 10.
Вы
быстро достигнете совершенной свободы.
Шабкар везде отмечает:
"Уединённые места позволяют даже чувствительным новичкам благоприятно
продвигаться по пути без препятствий". В этом контексте Шабкар говорит о физическом месте. Он
видит в городах и деревнях опасность для отшельников, называя их
населёнными "божествами и демонами". Вместо этого он советует:
"Оставайтесь в горном уединении!" Его совет звучит как совет ученику,
стремящемуся стать садху.
Шабкар добавляет двенадцать
аскетических добродетелей, рекомендованных для отшельника:
- 1.
Одеваться в тряпье, найденное в мусорной куче.
- 2.
Иметь только три одеяния.
- 3.
Носить одежды и обувь, сделанные из ткани.
- 4.
Есть из единственного набора посуды.
- 5.
Жить только на подаяние.
- 6.
Не есть после полудня.
- 7.
Жить в отдалённых местах.
- 8.
Жить
под деревьями.
- 9.
Жить
на открытом воздухе.
- 10.
Жжить
на кладбищах.
- 11.
Спать в сидячем положении.
- 12.
Останавливаться там, где придётся.
Взращивание добродетели требует физического уединения:
В приятных рощах
дикого горного уединения,
Где мудрые и совершенные достигают высшей реализации,
Ты не отвлекаешься мирскими заботами.
В более длинной песни используется рефрен "Если ты останешься в
одиночестве" после каждой фразы. Например,
Если ты останешься в
одиночестве, не будет препятствующих обстоятельств.
Если ты останешься в одиночестве, твоя практика
добродетели возрастёт.
Если ты останешься в одиночестве, ты разовьёшь
бодхичитту…
"Невозможно полностью описать преимущества уединения, – заключает Шабкар. – Медитируйте, как риши…
Оставайтесь в одиночестве и будьте усердны в практике".
Шабкар-бродяга.
После уединения в Пещере Отшельника Шабкар
посетил ряд уединённых и благоприятных мест: Такемо Дзонг, Гопо Дзонг,
Крепость Гетхо и Тигрицы, остров Цоньинг, гору Мачен и крепость
Обезьяны белой горы. Эти места находятся в Непале и Тибете. К этому
времени слава Шабкара широко
распространилась, и многие люди из соседних мест и издалека приходили,
чтобы стать его учениками.
Будучи бродягой, Шабкар, однако,
вероятно, наставлял скорее крестьян и сельских жителей, паломников и
путешественников, нежели формальных учеников. Его отшельничество не
делало его недоступным. Он часто говорит о своём месте в мире:
"Моя родина – все
земли,
Куда бы я ни пошёл.
Мой монастырь – горное отшельничество,
Где бы оно ни находилось.
Моя семья – все существа шести уделов.
Моё имя – "Отшельник, получивший благословение Трёх
Драгоценностей".
Для Шабкара его жилище – повсюду:
"Из ретритной хижины –
моего собственного тела –
Я выметаю грязь…
Мой помощник в ретрите – пустота".
Этот отрывок соответствует его песни о постижении истинной реальности,
в которой хижина – это палатка:
"Все звуки – отклики
пустоты.
Мысли освобождаются в момент их возникновения.
Во время смерти сеть тела наконец разорвётся,
Снимая границы ретрита".
Шабкар останавливался, где
придётся, и, вероятно, путешествовал налегке. В одном из отрывков он
рассказывает о сборах своей "маленькой палатки и имущества", о том, как
он поднимает их на спину и отправляется в путь. Когда он находит
подходящую пещеру, он расстилает сено вместо матраца и остаётся там на
несколько дней. Его пищу легко перечислить: цампа, ячмень, мука, масло,
чёрный чай, а также съедобные растения и дикий чеснок.
Шабкар был известен как
рассказчик благодаря общительному и доброму отношению к странникам. Его
чувство юмора в неприятностях, его искренность в печали и его
сострадание стали отличительными чертами бродячего отшельника.
Как часто повествуется в историях об отшельниках, горный затворник
встречает вора. Обычно они заканчиваются тем, что отшельник убеждает
вора взять ещё. Такая история есть и в автобиографии Шабкара.
Его отношение к животным как к разумным существам описывается во многих
занимательных историях. Например, Шабкар
вступает в песенный диалог с пчёлами и утками. Вороны, кукушки и пчёлы
– все получают пользу от его наставлений, и время от времени он отдаёт
им всю свою пищу. Однажды, когда он пытался заснуть, его потревожил
крик совы, и он кинул в неё камешек, но немедленно упрекнул себя за
такую жестокость. В другой раз, гуляя, он набрёл на пруд, где плавало
множество почти утонувших насекомых. Шабкар
побежал туда с ложкой, тщательно вычёрпывая их в безопасное место, а
затем подождал, пока они не высохли на скале, в это время
прорывая канавы, чтобы осушить пруд.
Однажды, спускаясь осенью в горную равнину, Шабкар
понял, что все животные делали то же самое, потому что приближалась
зима. В сумерках какофония криков волков, медведей, диких яков и других
существ была так ужасающа, что он представил себя где-то в состоянии
бардо! Но он не был напуган.
Шабкар был известен тем,
что не ел мясо и сурово отговаривал других от этого, не позволяя им
убивать или мучить животных. В долгом возвращении назад в Центральный
Тибет он предотвратил забой многих овец своими наставлениями для
пастухов. Вот как Шабкар-отшельник
служил на благо других, включая всех живых существ.
Заключение.
Шабкар оставил два своих
образа для будущих поколений: отшельника и учителя. Как учитель он
призывает других к практике. Это учение, основанное главным образом на
личном опыте, показывает, что монастырское обучение не только не
необходимо для просветления, но может стать помехой из-за отсутствия
уединения. Как отшельник, Шабкар был
главным образом практиком, от горного затворника до бродячего
миротворца среди враждующих кочевников, от опытного медитирующего в
уединённых местах до доброго учителя и поэта. Но сохранился образ
отшельника. Песни Шабкара об
отшельнической жизни сияют солнцем глубокого смысла.
Во дворцах горных
затворничеств,
В прохладных хижинах из зелёной травы,
Под палаткой из белого хлопка,
Я, беспечный йогин,
Живу как хочу.
|
|
|