На главную страницу В начало раздела. Назад A
На главную страницу В начало раздела. Назад
Общее Изложение Самого Тайного.
Лончен Рабжам. Перевод с Тибетского В.Е. Ушакова.

zab mo yang tig las dza,,
gsang ba bla med spyi babs bzhugs so
,,

Из собpания самых глубоких и сокpовенных учений

сочинение под индексом dza.

* * *

Будет проповедано общее изложение несравненной колесницы.

Приветствую великий простор пустого дхату!

Из несозданного пространства в сострадательную каю восставшего, Царя Ригпа саморождённого Самантабхадру, Естество пяти светов, самосовершенство пяти семей, Всепроникающее сострадание источающего приветствую!
С почтением склоняюсь пред природой ума исконно всесовершенным Буддой;
Пред Сущностью без основы, без корня;
Пред Природой совершенной полнотой ясного света;
Пред состраданием (туг-дже Энергия) распахнувшимся необъятным простором.
Есть внешнее, внутреннее, тайное и очень тайное. Из них поведаю очень тайное несравненного царя общее изложение девяти колесниц.

* * *

Есть три:  Основа, Путь и Плод.

Через них раскрою два:  Чистоту и самосовершенство.
Сначала расскажу о чистоте, всего три:
Вначале о чистоте Основы изначально нет у неё ни основы, ни корня;
Затем о чистоте Пути пуст мой ум, нет у него корня;
В заключение о чистоте Плода достиг исконной земли, истощающей всё.
[Теперь расскажу] о самосовершенстве, всего три.
[Вначале] о самосовершенстве Основы бескрайне светлое Ригпа не склонно ни к сансаре, ни к нирване [оно] пребывает в основе, [из которой] вышли все [дхармы].
Затем о самосовершенстве Пути во дворце Читты мирные и гневные [божества] вибрации пяти естественно ясных светов из глаз в безоблачном небе проявили [так достиг] процветания в познания.
Наконец о самосовершенстве Плода с концом обучения всё проявленное растворилось в дхармате это великое самосовершенство внутреннего пространства.

* * *

Вибрацию Ригпа так живым понимать должно:

Эта естественная вибрация есть гневное Тело пяти семейств, вездесущая Мудрость пустоты и ясности.

* * *

[Теперь расскажу] о методе, которым являет себя естество сансары и нирваны.

Из области великой чистоты возникло бескрайне светлое Ригпа как радуга в небе.
Будда самосовершенной Основы исконный владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в нирване искони пробуждён, от начала [пробуждённость] распространяет.
Про этот порыв творчества Ригпа [так скажу].
Лишь двинулся и уже знает себя:  изначальный Самантабхадра извечно свободная Основа.
Благодаря этому не копятся кармические следы.
В тот миг, когда движущийся узнал себя, в тот же миг совершенный Будда, чьи благие качества [уже] изначально завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями какой-нибудь будущей причины. Коли искони самосовершенен в основе, что за нужда добиваться этого усердием и трудами.
Поэтому в этот же самый миг узришь весь мандал познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.

* * *

Из обители Будды Основы творчество Ригпа, распространившись, непрестанно продолжает распространяться. Вследствие неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно принимается за субъект и объект,
так возникают "я" и "другое" и всё разнообразие двойственного мира.
От наличия причин и условий возникают три вида ума:  грубый, тонкий и очень тонкий и три соответствующих им мира:  сначала без образа, затем мир образа, и, наконец, мир страстей.
Если же какой такой мятущийся множественный ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в движении, узнаёт в пустоте своё лицо тут же освободится, и разве есть освобождение выше этого.

* * *

Что же до естества пяти светов Ригпа, то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и пустоту, то сообразно с этим различают два творчества проявленное и пустое.
Проявленное творчество это тело и вишая и всё разнообразие проявляющихся феноменов. Его называют ещё самосовершенным творчеством.
Пустое творчество это мятущийся ум. Хоть и без основы, без корня, но различные мысли непрестанно возникают; но лишь мелькнули и где же искать их? Говорят, что они естественно возникают из чистого творчества.
Поскольку [вследствие неведения то, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды], проявляется столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили условием и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два метода тречхо и тхогей.
Тхогей освобождает тело и вишаю в естественную вибрацию пяти светов.
В этом случае говорят, что изначальное Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.
Тречхо освобождает движение мысли. Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением, движение мысли освобождает себя. Оставить всё как есть, пусть естественно явленное пребывает в своей природе. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не имеет корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.

* * *

Изначальное естественное состояние непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути, истощившее движение мысли Ригпа саморождённой вибрацией пяти естественных светов самопроизвольно проявилось мирными, гневными и т.п.

Без всякой причины, как луна в реке, как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нём как хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.
Распространил оттуда чудодейные лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных бодхисаттв-махасаттв. Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в усмиряемом мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.
В этом учении говорится об истине. Нет в нём ничего придуманного, всё как есть. Составил же его Жармед Лонгъян Обширное пространство недеяния (byar med klong yangs) на славной горе Чхимпу.

Благо! Благо! Благо!


\




 

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх