На главную страницу. В начало раздела. Назад. A
На главную страницу. В начало раздела. Назад.
Объяснение самого важного Буддхагуптой.
Из намтара Вайрочаны. Перевёл с тибетского А. Матвеев.

Итак, Буддхагупта
монах, искушённый во всех областях знания, и особенно в знании тайных заклинаний махайоги, искал самое важное нетрудное содержание сердца. Он просил Девараджу о знании сердца. В совершенстве одаряя его, (Девараджа) сказал о самом важном.

Мысль не составить и не разделить это великое постоянство,
В мысли рождается знание это царица знания.
Мысль не имеет границы это царица нектара.
Мысль без сосредоточения это великий круг.

И так Буддхагупта принял эту мысль в сердце и сказал о своём прозрении.

Я Буддхагупта.
Моя мысль извечна в великом блаженстве,
Что таится у всех, не познавших великую тайну.
Когда без труда я познал пробуждение, я созерцал.
Забыв созерцание и не-созерцание, я пробуждал.

Тогда Шрисинхапрапта, сын царя Лусра и царицы Нанки, занимался у пятисот пандитов. Великий монах, искушённый в пяти областях знания, он почитал за самое важное созерцание сердца. Просил Буддхагупту о знании сердца. В совершенстве одаряя его, [Буддхагупта] сказал о самом важном.

Неочевидное движение мысли
Всегда присутствует в очевидных вещах.
Неизменное прояснение мысли
Пробуждение, и не иначе!




Девараджа. В книге учителя по имени Юнтон Доржебал сказано Девараджа, в лхасском издании "Изображения Вайрочаны" напечатано Дайвараджа, а в "Методе разъяснения упадеши" уточняется
наставник богов Махара. Как бы то ни было, все согласны, что это учитель Буддхагупты.

Великое постоянство. Так называется запредельный вечности и не-вечности беспрепятственный универсальный механизм. Нет смысла рассуждать о постоянстве вечном и конечном. На самом деле постоянство извечно по отношению к неделимой и несоставленной сущности природных качеств и не знающей конца мудрости; постоянно работающий механизм этой сущности и называется Великим Совершенством.

Царица знания. На челе мысли могут отразиться блаженство, ясность, безразличие и любые другие характерные черты её, но в средоточии знания все они неразлучны и не существуют порознь. Поскольку эти характерные черты никак не влияют на знание, не существует вещей непознаваемых или же несовершенных. Эту универсальную закономерность знания называют царицей.

Царица нектара. "Нектар, кровь Мары"
символ полностью безгрешного совершенного счастья. В присутствии знания естество исполнено счастьем мира и спасения, всевозможных достоинств мудрости. Любое несовершенство становится невозможным. Именно поэтому лучше сказать царица.

Великий круг
жинхор. Жин означает центр или середину. Как только в центре рождается явление, сразу же появляется окружающая его граница хор. Таков порядок явлений. Жинхор символ полного и окончательного совершенства всевозможных явлений. Здесь, в средоточии великой мудрости, в присутствии обнаруживающего себя знания, в явлениях исчезают граница и центр. Здесь они полностью совершенны, как солнце и солнечные лучи или как радуга и хрусталь.

Эта великая сфера
тигле без углов и зазубрин деяний и имён иначе называется великий круг жинхор.
Другими словами, надобно постичь круг, естественно исполненный Великого Совершенства,
свободный от признаков, святой круг, сущность которого извечно чиста, природа совершенна, а сострадание безудержно.

Пять областей знания. Известны пять больших и пять малых областей знания. Пять больших составляют знание живописи и ремесла, знание медицины, грамматики, знание логики и философии. Пять малых
знание астрологии, поэзии, знание стихосложения, семантики, знание пения и танцев.

Всегда присутствующее в очевидных вещах. Здесь имеется в виду особенное осознание единственной истины, исполненной совершенства природы. Универсальное правило движения мысли не зависит от явлений. Это движение похоже на чистую поверхность зеркала. Творческая энергия зеркальной поверхности неудержима. Её проявления
всевозможные отражения в зеркале. Отражения не что иное, как само зеркало, также и все очевидные явления не что иное, как движение мысли. Присутствием здесь называют появление любых очевидных вещей с неудержимой и естественной творческой энергией, прояснение и знание их естества; появление здесь то же, что и познание.
Другими словами, когда в своём роде беспрепятственно появляются всевозможные вещи, появления их равновеликие в четырёх временах, не отличимы от прояснения и знания. "Очевидные вещи
украшения знания", так утверждается в "Разделе мысли" учения о совершенстве, и это действительно так.


\



 

На главную страницу. В начало раздела. Назад. Наверх.

На главную страницу. В начало раздела. Назад. Наверх.