|
|
Объяснение
самого важного Буддхагуптой.
Из
намтара Вайрочаны. Перевёл с тибетского А. Матвеев.
Итак, Буддхагупта –
монах, искушённый во всех областях знания, и особенно в знании тайных
заклинаний махайоги, искал самое важное –
нетрудное содержание сердца. Он просил Девараджу о знании сердца. В
совершенстве одаряя его, (Девараджа) сказал о самом важном.
Мысль не составить и
не разделить – это великое постоянство,
В мысли рождается знание – это
царица знания.
Мысль не имеет границы – это
царица нектара.
Мысль без сосредоточения – это
великий круг.
И так Буддхагупта принял эту мысль в сердце и сказал о своём прозрении.
Я –
Буддхагупта.
Моя мысль извечна в великом блаженстве,
Что таится у всех, не познавших великую тайну.
Когда без труда я познал пробуждение, я созерцал.
Забыв созерцание и не-созерцание, я пробуждал.
Тогда Шрисинхапрапта, сын царя Лусра и царицы Нанки, занимался у
пятисот пандитов. Великий монах, искушённый в пяти областях знания, он
почитал за самое важное созерцание сердца. Просил Буддхагупту о знании
сердца. В совершенстве одаряя его, [Буддхагупта] сказал о самом важном.
Неочевидное движение
мысли
Всегда присутствует в очевидных вещах.
Неизменное прояснение мысли –
Пробуждение, и не иначе!
Девараджа.
В книге учителя по имени Юнтон Доржебал сказано Девараджа, в лхасском
издании "Изображения Вайрочаны" напечатано Дайвараджа, а в "Методе
разъяснения упадеши" уточняется – наставник
богов Махара. Как бы то ни было, все согласны, что это учитель
Буддхагупты.
Великое
постоянство. Так называется запредельный вечности и не-вечности
беспрепятственный универсальный механизм. Нет смысла рассуждать о
постоянстве вечном и конечном. На самом деле постоянство извечно по
отношению к неделимой и несоставленной сущности природных качеств и не
знающей конца мудрости; постоянно работающий механизм этой сущности и
называется Великим Совершенством.
Царица
знания. На челе мысли могут отразиться блаженство, ясность,
безразличие и любые другие характерные черты её, но в средоточии знания
все они неразлучны и не существуют порознь. Поскольку эти характерные
черты никак не влияют на знание, не существует вещей непознаваемых или
же несовершенных. Эту универсальную закономерность знания называют
царицей.
Царица
нектара. "Нектар, кровь Мары" – символ
полностью безгрешного совершенного счастья. В присутствии знания
естество исполнено счастьем мира и спасения, всевозможных достоинств
мудрости. Любое несовершенство становится невозможным. Именно поэтому
лучше сказать царица.
Великий
круг – жинхор. Жин означает центр или
середину. Как только в центре рождается явление, сразу же появляется
окружающая его граница – хор. Таков порядок
явлений. Жинхор – символ полного и
окончательного совершенства всевозможных явлений. Здесь, в средоточии
великой мудрости, в присутствии обнаруживающего себя знания, в явлениях
исчезают граница и центр. Здесь они полностью совершенны, как солнце и
солнечные лучи или как радуга и хрусталь.
Эта
великая сфера – тигле –
без углов и зазубрин деяний и имён иначе называется великий круг –
жинхор.
Другими словами, надобно постичь круг, естественно исполненный Великого
Совершенства, – свободный от признаков, святой
круг, сущность которого извечно чиста, природа совершенна, а
сострадание безудержно.
Пять
областей знания. Известны пять больших и пять малых областей
знания. Пять больших составляют знание живописи и ремесла, знание
медицины, грамматики, знание логики и философии. Пять малых –
знание астрологии, поэзии, знание стихосложения, семантики, знание
пения и танцев.
Всегда
присутствующее в очевидных вещах. Здесь имеется в виду особенное
осознание единственной истины, исполненной совершенства природы.
Универсальное правило движения мысли не зависит от явлений. Это
движение похоже на чистую поверхность зеркала. Творческая энергия
зеркальной поверхности неудержима. Её проявления –
всевозможные отражения в зеркале. Отражения – не
что иное, как само зеркало, также и все очевидные явления –
не что иное, как движение мысли. Присутствием здесь называют появление
любых очевидных вещей с неудержимой и естественной творческой энергией,
прояснение и знание их естества; появление здесь то же, что и познание.
Другими словами, когда в своём роде беспрепятственно появляются
всевозможные вещи, появления их равновеликие в четырёх временах, не
отличимы от прояснения и знания. "Очевидные вещи –
украшения знания", – так утверждается в "Разделе
мысли" учения о совершенстве, и это действительно так.
|
|
|