На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Дхаммика сутта.
Дхаммика.
Сутта нипата II.14
Переводчик неизвестен.





Так я слышал, однажды Самый Почитаемый пребывал близ Саваттхи в монастыре Анатхапиндики, что в Роще Джеты. В то время к Самому Почитаемому пришёл мирской последователь Дхаммика вместе с другими пятьюстами верующими-мирянами. Подойдя и уважительно поприветствовав Самого Почитаемого, он сел рядом. Сев рядом, мирской последователь Дхаммика обратился к Самому Почитаемому:
 – Великий мудрец Гаутама, прошу Вас объяснить, как следует поступать наилучшим образом вашим ученикам: и тем, кто покинул домашнюю жизнь, выбрав монашество, и тем последователям, кто ведёт мирскую жизнь? Вы ясно понимаете, какие поступки ведут в миры богов, а какие – к Окончательному Освобождению. Никто не сравнится с Вами в способности постижения глубокого смысла. Вы – великий Пробудившийся (Будда). Обретя всеведение и имея сострадание к живым существам, Вы провозгласили Дхарму. Раскрывая то, что не было видно, являя всестороннее виденье и чистоту, Вы проливаете свет на все миры. Ваша Дхарма, возвышенная, несущая радость, ясно преподносимая Вами, Преподобный Учитель, – это то, что мы все желаем слушать. Достигший Высшего Пробуждения, просим Вас дать разъяснение на наш вопрос. Пусть все собравшиеся здесь бхиккху и мирские последователи, пришедшие сюда, чтобы узнать Истину, услышат Учение, открывшееся Безупречному, так же как дэвы имеют возможность слышать прекрасные слова В
асавы1. [Будда сказал:]
"Монахи, слушайте меня, я объясню вам основы отшельничества: образ жизни, приемлемый для тех, кто покинул домашнюю жизнь. Зафиксируйте это в своей памяти. Те, кто стремится к благому и кто медитирует, должны практиковать это.
Монах не должен бродить по деревне в неподобающее время, но должен приходить в деревню за подаянием еды в должное время. Поскольку тот, кто приходит в неподобающее время, может захватиться Привязанностью, Пробудившийся не ходит за подаянием в неподобающее время. Объекты зрительного восприятия, звуки, вкусы, ароматы, осязательные восприятия захватывают сознание живых существ. Отстранившись от жажды к этим объектам чувств, в надлежащее время монах может войти в деревню для пищи, принимаемой утром. В должное время приняв пищу, он должен в одиночестве вернуться назад и сесть в уединении. Не теряя внутреннего сосредоточения, не отвлекая сознание внешними объектами, монах должен упражняться в самоконтроле.
Если он должен поговорить с учеником-мирянином, с кем-либо ещё или с другим бхиккху, монах должен говорить о возвышенной Дхарме, не злословя на других и не сплетничая. Некоторые люди выдают себя за тех, кто дискутирует с другими. Таким людям не хватает мудрости, и они не достойны похвалы, они захвачены Привязанностью, их умы отвлечены переживаниями.
Услышав Дхарму, проповеданную Сугатой, и размышляя над ней, ученик Непревзойденного в Мудрости должен мудро пользоваться едой, жилищем, местом для сна, местом для сиденья, водой для стирания одежды. Подобно лотосу, который не намокает от капли воды, монах должен не погрязать в цеплянии, пользуясь этими вещами.
Теперь я расскажу вам об обязанностях мирских последователей. Следуя им, ученик-мирянин сможет накапливать заслуги, поскольку тем, кто ведёт жизнь в миру, невозможно выполнять монашескую практику в полном объёме.
Такой человек не должен убивать живых существ, не должен быть причиной их убийства, не должен подталкивать других к убийству. Он не должен вредить никаким существам в этом мире, будь они сильные или слабые.
Ученик не должен брать [без разрешения] что-либо, что принадлежит другим. Он не должен красть, не должен подталкивать других к краже. Он должен полностью исключить воровство.
Мудрый человек должен отдалиться от прелюбодеяния, как [тот, кто остерегается падения] в яму с пылающим древесным углём. Если он не может вести жизнь в безбрачии, он не должен иметь отношения с чужими жёнами.
Он не должен произносить ложь ни при царском дворе, ни в какой-либо другой компании. Он сам не должен обманывать, и других не должен побуждать делать это. Он должен полностью прервать ложь.
Практикующий в миру, выбравший эту Дхарму в качестве своей практики, не должен пить опьяняющие напитки. Он сам не должен пить их, и других не должен побуждать делать это, осознавая, что это приводит к помутнению рассудка. Из-за опьяняющих напитков невежественные люди совершают дурные поступки и побуждают других бездумных людей поступать также. Он должен полностью прервать опьянение – причину для неблагих поступков, которая есть притупление ума, доставляющее наслаждение невежественным людям.

Не убивать живых существ;
Не брать того, что не дано;
Не лгать;
Не пить опьяняющие напитки;
Воздерживаться от прелюбодеяния;
Не есть пищу ночью, в неположенное время;
Не украшать себя цветочными гирляндами, не пользоваться духами;
Использовать пол как кровать или спать на циновке.
Вот что называется восьмикомпонентным обетом, который провозглашает Пробудившийся, достигший окончания страданий.
С радостным настроем соблюдайте упосатху, она становится полноценной при соблюдении этих восьми компонентов в четырнадцатый, пятнадцатый и восьмой дни лунного полумесяца, а также в специальные праздничные дни половины месяца. Утром по окончании упосатхи с чистым сердцем и радостным сознанием мудрый человек должен сделать подношение подходящей пищи и напитков общине монахов. В его обязанность входит поддерживать своего отца и свою мать, и он должен заниматься законным ремеслом. Практикующий в миру, с усердием выполняющий эти обязательства, перевоплотится в будущем на Н
ебесах Лучезарно Сияющих2".



Примечания.

1 Васава – одно из имён Индры.

2 Мир Лучезарно Сияющих относится к мирам второй дхьяны.






 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх