На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Ambalaṭṭhika Rāhulovāda suttaṃ.
Советы Рахуле в Амбалаттхике.
Sutta pitaka. Majjhimapaṇṇāsam. Majjhima nikāya 61.
Перевод с английского и пали Дмитрия А. Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху. Ред. Чой.



Я слышал, что однажды Благословенный жил в Раджагахе, в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике.
В то время досточтимый Р
ахула1 жил в Амбалаттхике (Манговой Косточке). Тогда Благословенный, выйдя из послеполуденного уединения, пошёл в то место, где досточтимый Рахула жил в Амбалаттхике. Почтенный Рахула издали увидел его приближение, и увидев его, подготовил сидение и воду для обмывания ног. Благословенный сел на подготовленное сидение, и сев, омыл свои ноги. Почтенный Рахула, поклонившись Благословенному, сел рядом.
Тогда Благословенный, у которого в ковшике осталось немного воды, сказал досточтимому Рахуле:
– Рахула, ты видишь этот небольшой остаток воды в ковшике?
– Да, господин.
– Вот так мало от аскета остаётся в том, кто без стыда говорит умышленную ложь.
Вылив небольшой остаток воды, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
– Рахула, ты видишь, как вылился этот небольшой остаток воды?
– Да, господин.
– Всё, что осталось от аскета в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, выливается точно так же.
Перевернув ковшик вверх дном, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
– Рахула, ты видишь, как этот ковшик для воды перевернулся вверх дном?
– Да, господин.
– Всё, что остаётся от аскета в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, переворачивается точно так же.
Перевернув ковшик для воды вверх дном, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
– Рахула, ты видишь, насколько пуст и опорожнён этот ковшик для воды?
– Да, господин.
– Всё, что остаётся от аскета в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, настолько же пусто и опорожнено.
Рахула, это похоже на царского слона: огромный, породистый, привыкший к битвам, с бивнями, как дышла колесницы. Войдя в битву, он использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни и хвост, но просто отводит свой хобот. Дрессировщик слонов замечает это и думает: "Этот царский слон не посвятил свою жизнь царю". Но когда царский слон ... войдя в битву, использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни, хвост и хобот, дрессировщик замечает это и думает: "Этот царский слон посвятил свою жизнь царю. Нет ничего, чего бы он бы не сделал".
То же относится к тому, кто без стыда говорит умышленную ложь: нет ничего плохого, я говорю тебе, чего он не сделает. Поэтому, Рахула, ты должен тренировать себя: "Я не скажу умышленной лжи даже в шутку".
– Как ты думаешь, Рахула, для чего нужно зеркало?
– Для отражения (осознавания), господин.
– Аналогично, Рахула, действия тела, действия речи, и действия интеллекта нужно выполнять, снова и снова осозновая.
Когда ты хочешь выполнить телесное действие, тебе нужно осозновать: "Это телесное действие, которое я хочу выполнить – причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознования, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое телесное действие совершенно не подобает тебе. Но если после осознования ты знаешь, что оно не причинит вреда ... что это было бы умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое телесное действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь телесное действие, тебе нужно осозновать: "Это телесное действие, которое я выполняю, – причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознования, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после осознования ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил телесное действие, тебе нужно осознавать: ... Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нём, рассказать о нём, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нём ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества.
Когда ты хочешь выполнить речевое действие, тебе нужно осознавать: "Это речевое действие, которое я хочу выполнить – причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое речевое действие совершенно не подобает тебе. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причинит вреда ... что это было бы умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое речевое действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь речевое действие, тебе нужно осознавать: "Это речевое действие, которое я выполняю, – причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил речевое действие, тебе нужно осознавать: ... Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нём, рассказать о нём, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нём ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества.
Когда ты хочешь выполнить задуманное, тебе нужно осознавать: "Это задуманное действие, которое я хочу выполнить – причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это задуманное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое действие интеллекта с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое задуманное действие совершенно не подобает тебе. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причинит вреда ... это было бы умелое действие интеллекта со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое задуманное действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь задуманное действие, тебе нужно осознавать: "Это задуманное действие, которое я выполняю, – причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое действие интеллекта, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил действие интеллекта, тебе нужно осознавать: ... Если, после осознавания, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое действие интеллекта с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно испытывать огорчение, стыд и недовольство в связи с этим. Чувствуя огорчение ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после осознавания ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое действие интеллекта со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества.
Рахула, все те брахманы и аскеты (самана) в прошлом, которые очистили свои действия тела, действия речи, и действия ума, сделали это с помощью именно такой многократной фиксации по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Все те брахманы и аскеты в будущем, которые будут очищать свои действия тела, действия речи, и действия ума, будут делать это с помощью именно такой многократной фиксации по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Все те брахманы и аскеты настоящего, которые очищают свои действия тела, действия речи, и действия ума, делают это с помощью именно такой многократной фиксации по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Поэтому, Рахула, ты должен тренироваться так: "Снова и снова фиксируя, я очищу действия тела, снова и снова фиксируя, я очищу действия речи, снова и снова фиксируя, я очищу действия мысли".
Вот что сказал Благословенный. Радостный, досточтимый Рахула восхитился его словам.


\



Примечание.

1Согласно комментарию это учение Будда изложил своему сыну Рахуле, когда тому было семь лет.




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх