На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Kukkuravatika sutta.
Подражание поведению собак.
Sutta pitaka. Majjhimapaṇṇāsam. Majjhima nikāya 57.

Будда

Так я слышал, однажды Самый Почитаемый жил среди Колиев, в небольшом городе Колиев Халиддавасане. И вот тогда Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, а также Сения, голый аскет, подражавший поведению собак, пришли к Самому Почитаемому. Придя, Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, выразил почтение Самому Почитаемому и сел рядом. А Сения, голый аскет, подражавший поведению собак, обменялся с Самым Почитаемым вежливыми приветствиями; обменявшись с ним дружелюбными и вежливыми приветствиями, он сел рядом, изогнувшись подобно собаке. Сев рядом, Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет Сения, подражающий поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли пищу, которую ему положат. Он принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом.
Во второй раз Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет Сения, подражающий поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли пищу, которую ему положат. На длительное время он принял и соблюдает обет поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом.
И в третий раз Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, вот этот голый аскет Сения, подражающий поведению собак, поступает так, как трудно поступать: он ест с земли пищу, которую ему положат. Он принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как собака. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Хорошо, Пунна, поскольку я не убедил тебя, отговаривая: "Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом", – я отвечу тебе.
– Вот, Пунна, кто-то полностью и непрерывно соблюдает обет поступать так, как собака, он полностью и непрерывно соблюдает собачьи нормы поведения, он полностью и непрерывно развивает ум, как у собаки, он полностью и непрерывно думает, как собака. Полностью и непрерывно соблюдая обет поступать так, как собака, полностью и непрерывно соблюдая собачьи нормы поведения, полностью и непрерывно развивая ум, как у собаки, полностью и непрерывно думая, как собака, с распадом тела, после смерти, он переродится в сообществе собак. Если же он придерживался такой веры: "Благодаря этим нормам поведения, или этому обету, или этому самоистязанию, или этой святой жизни я стану богом или кем-то из божественной свиты", – то это является ошибочным взглядом. Пунна, говорю тебе, что тот, кто придерживается ошибочных взглядов, перерождается в одном из двух видов существования: либо в аду, либо в мире животных. В соответствии с этим, Пунна, в лучшем случае обет поступать так, как собака, приведёт к перерождению в сообществе собак, в худшем случае – к перерождению в аду.
Когда так было сказано, голый аскет Сения, подражавший поведению собак, зарыдал, залился слёзами. Тогда Самый Почитаемый так сказал Пунне, молодому человеку из рода Колия, в аскетизме подражавшему поведению быков:
– Пунна, я не убедил тебя, отговаривая: "Довольно, Пунна, оставь это. Не спрашивай меня об этом".
– Преподобный Учитель, я не оттого плачу, что так мне сказал Самый Почитаемый. А оттого, что я принял и длительное время соблюдал обет поступать так, как собака. Преподобный Учитель, ну а этот Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражающий поведению быков, принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как бык. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом.
Во второй раз голый аскет Сения, подражавший поведению собак, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, этот Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражающий поведению быков, принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как бык. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
– Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом.
И в третий раз голый аскет Сения, подражавший поведению собак, так сказал Самому Почитаемому:
– Преподобный Учитель, этот Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражающий поведению быков, принял и длительное время соблюдает обет поступать так, как бык. Каков его будущий удел, какое перерождение ждёт его?
Хорошо, Сения, поскольку я не убедил тебя, отговаривая: "Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом", – я отвечу тебе.
– Вот, Сения, кто-то полностью и непрерывно соблюдает обет поступать так, как бык, он полностью и непрерывно соблюдает бычьи нормы поведения, он полностью и непрерывно развивает ум, как у быка, он полностью и непрерывно думает, как бык. Полностью и непрерывно соблюдая обет поступать так, как бык, полностью и непрерывно соблюдая бычьи нормы поведения, полностью и непрерывно развивая ум, как у быка, полностью и непрерывно думая, как бык, с распадом тела, после смерти, он переродится в сообществе быков. Если же он придерживался такой веры: "Благодаря этим нормам поведения, или этому обету, или этому самоистязанию, или этой святой жизни я стану богом или кем-то из божественной свиты", – то это является ошибочным взглядом. Сения, говорю тебе, что тот, кто придерживается ошибочных взглядов, перерождается в одном из двух видов существования: либо в аду, либо в мире животных. В соответствии с этим, Сения, в лучшем случае обет поступать так, как бык, приведёт к перерождению в сообществе быков, в худшем случае – к перерождению в аду.
Когда так было сказано, Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, зарыдал, залился слезами. Тогда Самый Почитаемый так сказал голому аскету Сение, подражавшему поведению собак:
– Сения, я не убедил тебя, отговаривая: "Довольно, Сения, оставь это. Не спрашивай меня об этом".
– Преподобный Учитель, я не оттого плачу, что так мне сказал Самый Почитаемый. А оттого, что я принял и длительное время соблюдал обет поступать так, как бык. Преподобный Учитель, я верю, что Самый Почитаемый способен дать наставление в Дхарме таким образом, чтобы я смог избавиться от последствий обета поступать так, как бык, и чтобы этот голый аскет Сения, подражавший поведению собак, смог избавиться от последствий обета поступать так, как собака.
– Тогда Пунна, слушай и хорошо обдумай то, что я скажу вам.
– Да, Преподобный Учитель, – пообещал Самому Почитаемому Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков.
Самый Почитаемый сказал:
"Пунна, есть четыре вида кармы, провозглашённых мной после того, как я непосредственно постиг их благодаря высшим мудростям. Каковы эти четыре вида? Пунна, есть чёрная карма с чёрными (т.е. с плохими) последствиями. Пунна, есть белая карма с белыми (т.е. с хорошими) последствиями. Пунна, есть чёрно-белая карма с чёрными и белыми последствиями. Пунна, есть ни-чёрная-и-ни-белая карма, не имеющая чёрных и белых последствий, что способствует ликвидации кармы.
А что есть чёрная карма с чёрными последствиями, Пунна? Вот, Пунна, кто-либо совершает злобные поступки телом, совершает злобные поступки речью, совершает злобные поступки умом. Совершая злобные поступки телом, совершая злобные поступки речью, совершая злобные поступки умом, он перерождается в мире злобы. Переродившись в мире злобы, он испытывает на опыте соприкосновение с подобным злобным поведением. Испытывая на опыте соприкосновение с подобным злобным поведением, он чувствует великие страдания, аналогичные тем, что испытывают существа в аду. Так, Пунна, существа перерождаются в соответствии с поступками, а, переродившись, они на опыте испытывают соприкосновения. Поэтому, Пунна, я говорю, что существа наследуют свою карму. Пунна, вот что называется чёрной кармой с чёрными последствиями.
А что есть белая карма с белыми последствиями, Пунна? Вот, Пунна, кто-либо совершает добродетельные поступки телом, совершает добродетельные поступки речью, совершает добродетельные поступки умом. Совершая добродетельные поступки телом, совершая добродетельные поступки речью, совершая добродетельные поступки умом, он перерождается в мире добродетели. Переродившись в мире добродетели, он испытывает на опыте соприкосновение с подобным добродетельным поведением. Испытывая на опыте соприкосновение с подобным добродетельным поведением, он чувствует великое счастье, аналогичное тому, что испытывают светозарные боги (боги Небес Света). Так, Пунна, существа перерождаются в соответствии с поступками, а, переродившись, они на опыте испытывают соприкосновения. Поэтому, Пунна, я говорю, что существа наследуют свою карму. Пунна, вот что называется белой кармой с белыми последствиями.
А что есть чёрно-белая карма с чёрными и белыми последствиями, Пунна? Вот, Пунна, кто-либо совершает злобные и добродетельные поступки телом, совершает злобные и добродетельные поступки речью, совершает злобные и добродетельные поступки умом. Совершая злобные и добродетельные поступки телом, совершая злобные и добродетельные поступки речью, совершая злобные и добродетельные поступки умом, он перерождается в мире злобы и добродетели. Переродившись в мире злобы и добродетели, он испытывает на опыте соприкосновение с подобным – и злобным, и добродетельным – поведением. Испытывая на опыте соприкосновение с подобным – и злобным, и добродетельным – поведением, он чувствует смешанно и счастье, и страдания, аналогичные тем, что испытывают люди, или некоторые боги, или некоторые обитатели скверных миров. Так, Пунна, существа перерождаются в соответствии с поступками, а, переродившись, они на опыте испытывают соприкосновения. Поэтому, Пунна, я говорю, что существа наследуют свою карму. Вот что называется чёрно-белой кармой с чёрными и белыми последствиями, Пунна.
Пунна, а что есть ни-чёрная-и-ни-белая карма, не имеющая чёрных и белых последствий, что способствует ликвидации кармы? Пунна, в этом случае есть намерение отдалиться от чёрной кармы с чёрными последствиями; есть намерение отдалиться от белой кармы с белыми последствиями; есть намерение отдалиться от чёрно-белой кармы с чёрными и белыми последствиями. Пунна, вот что называется ни-чёрной-и-ни-белой кармой, не имеющей чёрных и белых последствий, что способствует ликвидации кармы.
Пунна, таковы четыре вида кармы, провозглашённых мной после того, как я непосредственно постиг их благодаря высшим мудростям".
Когда это было сказано, Пунна, молодой человек из рода Колия, в аскетизме подражавший поведению быков, сказал Самому Почитаемому:
– Как превосходно, Преподобный Учитель! Как замечательно, Преподобный Учитель! Преподобный Учитель, это подобно тому, как если бы то, что было перевернуто, вернули в исходное положение, или как если бы сокрытое было раскрыто, или как если бы сбившемуся с пути объяснили дорогу, или как если бы в темноту внесли масляный светильник, чтобы зрячие смогли видеть формы. Подобным образом Самый Почитаемый через многие способы сделал Дхарму понятной. Преподобный Учитель, я принимаю прибежище в Самом Почитаемом, в Дхарме и в Общине монахов. Пусть Самый Почитаемый считает меня своим мирскими последователем, который принял прибежище в нём с сегодняшнего дня на всю жизнь.
А голый аскет Сения, подражавший поведению собак, так сказал Самому Почитаемому:
– Как превосходно, Преподобный Учитель! Как замечательно, Преподобный Учитель! Преподобный Учитель, это подобно тому, как если бы то, что было перевернуто, вернули в исходное положение, или как если бы сокрытое было раскрыто, или как если бы сбившемуся с пути объяснили дорогу, или как если бы в темноту внесли масляный светильник, чтобы зрячие смогли видеть формы. Подобным образом Самый Почитаемый через многие способы сделал Дхарму понятной. Преподобный Учитель, я принимаю прибежище в Самом Почитаемом, в Дхарме и в Общине монахов. Преподобный Учитель, я прошу Самого Почитаемого в его присутствии посвятить меня в монахи. Прошу Вас даровать мне Полное Посвящение.
– Сения, тот, кто прежде был последователем другой религии и затем пожелал принять монашество и полное посвящение в этой Дхарме и Винае (Дисциплине), должен пройти испытательный срок в четыре месяца. По окончании четырёх месяцев монахи, удовлетворённые выдержавшим испытание, посвятят его в монашество. Также мне будет известно [в этот период] о том, подходит ли человек для посвящения.
– Преподобный Учитель, пусть тот, кто прежде был последователем другой религии и затем пожелал принять монашество и полное посвящение в этой Дхарме и Винае, должен пройти испытательный срок в четыре месяца; и пусть по окончании четырёх месяцев монахи, удовлетворённые выдержавшим испытание, посвятят его в монашество. Если так, пусть для меня установят испытательный срок в четыре года, и пусть по окончании четырёх лет монахи, удовлетворённые мной, посвятят меня в монашество.
И голый аскет Сения, подражавший поведению собак, был принят в монахи в присутствии Самого Почитаемого и получил полное посвящение. И вскоре после посвящения достопочтенный Сения, практикуя отъединение с настойчивостью и сильной решимостью, быстро достиг высшей цели святой жизни, ради которой молодые люди из благородного рода должным образом уходят из дома в монашество. И уже в этой жизни, на личном опыте познав высшие мудрости, он пришёл к достижению. И он осознал: "Исчерпаны причины для перерождения, святость доведена до совершенства, сделано то, что надлежало сделать. Не будет последующего рождения в этом мире". Так достопочтенный Сения стал одним из архатов.


\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх