На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Cularahulovada sutta.
Малое наставление Рахуле.
Sutta pitaka. Uparipaṇṇāsam. Majjhima nikāya 147.
 Перевод с пали Дмитрия А. Ивахненко.

Будда



Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в лесу Джеты, в парке Анатхапиндики. В то время, когда Благословенный уединился, отстранился от мира, ему на ум пришла такая мысль: "У Рахулы созрели способствующие освобождению качества. Что, если я обучу Рахулу высшему прекращению влечений?" Тогда утром, одевшись, взяв чашу и накидку, он пошёл в Саваттхи для сбора подаяния. Возвратившись со сбора подаяния в Саваттхи, после еды он обратился к почтенному Рахуле:
Рахула, бери сидение; пойдём на время дневного отдыха в тёмный лес.
Да, господин, ответил Рахула, взял сидение и пошёл вслед за Благословенным.
Тогда за Благословенным последовали многие тысячи божеств: "Сегодня Благословенный обучит Рахулу высшему прекращению влечений". И вот Благословенный, войдя в тёмный лес, сел на разостланное сидение у подножия дерева. А почтенный Рахула, выразив почтение Благословенному, сел сбоку. Сидевшему сбоку почтенному Рахуле Благословенный сказал так:
Как по твоему мнению, Рахула, глаз неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, видимая форма неизменна или изменчива?
Изменчива, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз она изменчива, мучительна, подвержена превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание глаза неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт глаза неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта глаза, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознаниюм, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, ухо неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, звук неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание уха неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт уха неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта уха, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознаниям, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, нос неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, запах неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание носа неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт носа неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта носа, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознаниям, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, язык неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, вкус неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание языка неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт языка неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта языка, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознаниям, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, тело неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, прикосновение неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание тела неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт тела неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта тела, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознаниям, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, интеллект неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, идея неизменна или изменчива?
Изменчива, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз она изменчива, мучительна, подвержена превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, сознание интеллекта неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, контакт интеллекта неизменен или изменчив?
Изменчив, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз он изменчив, мучителен, подвержен превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Как по твоему мнению, Рахула, то, что возникает на основе контакта интеллекта, относящееся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию, неизменно или изменчиво?
Изменчиво, господин.
А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
Мучительно, господин.
А раз оно изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"?
Конечно, нет, господин.
Так видя, Рахула, обученный благородный ученик пресыщается глазом, пресыщается видимой формой, пресыщается сознанием глаза, пресыщается контактом глаза, пресыщается тем, что возникает на основе контакта глаза, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию.
Он пресыщается ухом, пресыщается звуком, пресыщается сознанием уха, пресыщается контактом уха, пресыщается тем, что возникает на основе контакта уха, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанием.
Он пресыщается носом, пресыщается запахом, пресыщается сознанием носа, пресыщается контактом носа, пресыщается тем, что возникает на основе контакта носа, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию.
Он пресыщается языком, пресыщается вкусом, пресыщается сознанием языка, пресыщается контактом языка, пресыщается тем, что возникает на основе контакта языка, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию.
Он пресыщается телом, пресыщается прикосновением, пресыщается сознанием тела, пресыщается контактом тела, пресыщается тем, что возникает на основе контакта тела, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию.
Он пресыщается интеллектом, пресыщается идеей, пресыщается сознанием интеллекта, пресыщается контактом интеллекта, пресыщается тем, что возникает на основе контакта интеллекта, относящимся к чувствам, восприятиям, намерениям или сознанию.
Пресыщенный, он становится бесстрастным, благодаря бесстрастию освобождается. Освободившись, он знает: "Освобождён". Он познаёт: "Прекращено перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, выполнено подлежащее выполнению, больше не последует здешнее существование".
Так сказал Благословенный. Радостный, Рахула восхитился сказанному Благословенным. А во время изложения этого разъяснения ум почтенного Рахулы, не испытывая привязанности, освободился от влечений. И у тех многих тысяч божеств возникло безупречное, незапятнанное Око Дхаммы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх