На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Джатака-мала.
VIII. Джатака о Майтрибале.
Даровал Геше-лхарамба Тензин Дугда. Перевод Х. Эльбикова. Записала Валентина Головкина. 21.02.2008г.

Жил некий бодхисаттва, который породил очень сильное сострадание ко всем живущим и направил все свои силы на благо живых существ, преуспел в таких добродетелеях, как щедрость, смирение, самообуздание, добросердечие. Таким бодхисаттвой был царь, которого звали Майтрибала. Он был очень любим своим народом и очень известен, так как горе народа он ощущал как своё горе, чужую радость он ощущал как свою собственную радость, он прилагал все усилия, чтобы защитить свой народ от напастей. И законы, которые он издавал, были столь справедливы, что способствовали процветанию государства.
Обычно стоящий у власти полагается на оружие для того, чтобы привести людей к порядку, но этот король никогда не брался за оружие, за меч. Но наоборот, своими справедливыми указами способствовал тому, чтобы люди жили в мире и согласии. Он создавал такие места, где люди могли бы духовно совершенствоваться. Любого короля в старые времена украшало оружие, оружием и крашением же короля Майтрибалы было сострадание, доброта, любовь ко всем живым существам.
Люди чтили те указы, которые издавал их царь. Его деятельность как царя полностью соответствовала учению, Дхарме. Существуют разные виды наказания –
наказания которые соответствуют учению и наказания которые не соответствуют учению. Наказания короля Майтрибалы всегда соответствовали учению. Он был настолько справедлив и мудр, что для своего народа он был подобен отцу.
Однажды в это царство короля Майтрибали пришли пять демонов-якшей, которых изгнали из их земли за преступление. И они пришли сюда, чтобы причинить вред: имея привычку убивать живых существ, они были преисполнены злобы и мести. Но они увидели, насколько благополучно это царство, что оно живёт в благополучии, в мире, в довольствии, и они захотели лишить это царство той силы, которая способствовала этому благу. Однако несмотря на то, что демоны-якши были преисполнены желания нанести вред, они не смогли сделать ничего – так велика была сила короля Майтриболи, который на самом деле был бодхисаттвой.
Несмотря на огромное усилие, они ничего не добились. Тогда они всерьёз задумались: "Ну как же так, мы демоны-якши, которые могуществом и силой могут отнимать чужую жизнь и наносить вред, не можем применить нашу силу в этом случае?" И тогда они превратились в брахманов и пришли в лес, где увидели одинокого пастуха, который откинул свою палку и плёл венок из цветков, напевая песню. Он был очень беззаботным. Тогда якши спросили у пастуха, откинувшего своё единственное оружие – палку: "Как же ты можешь один находиться в этом лесу? Ведь ты знаешь, что по лесу бродит много существ, различных демонов, якшей, которые могут причинить вред. Разве ты не боишься?"
На что пастух ответил: "А чего мне бояться?"
Якши сказали тогда: "Разве ты не слышал, что существуют такие демоны-якщи, которые могут отнять жизнь, даже если ты находишься в кругу своих друзей? Разве ты не слышал об этом? Как же ты не боишься оставаться без защиты, когда существуют такие демоны, которые пожирают людей, которые очень злобные и могущественные? Почему ты находишься в таком спокойном состоянии духа?"
Тогда этот пастух просто рассмеялся им в ответ. Он сказал, что не боится здесь находиться, потому что в этой стране есть могущественный король, сила которого настолько велика, что ему не может принести вред даже владыка мирских врагов. Здесь в лесу, несмотря на то, что я один, я не боюсь как будто я в толпе друзей, а ночью я чувствую себя как днём. После таких слов демоны преисполнились очень сильного любопытства и, проявив почтение, попросили рассказать об их правителе.
Пастух поведал: "Наша защита – это наш король. Его грудь крепка, как золотая гора, его лицо прекрасно как луна осенью, его руки очень сильные и могущественнее, его глаза как у быка. Неужели вы не слышали о нашем короле? Слава о нашем короле гремит по всему свету, неужели вы не столь любопытны или вы забыли о славе нашего короля? Наверное, у вас не хватает счастливой судьбы, чтобы слышать о нашем короле. Но раз вы пришли, значит есть у вас ещё остатки счастливой судьбы".
Демоны якши спросили: "Откуда такая мощь у вашего царя, что даже демоны не могут навредить ему и его народу?"
На эчто пастух ответил: "Его могущество заключается в могуществе его души, его сердца". Могущество этого короля заключается в его дружелюбии, его доброте, его любви ко всем живым существам. Хотя в этой стране есть войско, оно существует постольку-поскольку. Все уважают мнение короля, все слушают его, он не знает злобы, он никогда не скажет грубого слова своему народу. И нет короля более чудного, более дивного, так как он руководствуется только учением и справедливостью. Несмотря на то, что у него есть богатство, он не привязывается к нему, и он использует его в соответствии с Дхармой, учением. Так как наш царь обладает такими качествами, добродетелями, наша страна обладает такой чудесной силой, и невозможно нанести вред жителям этой страны". Дальше пастух сказал демонам: "То, что я рассказал о доброте нашего короля, это далеко не всё, это очень мало, я не могу выразить все его достоинства. Если хотите узнать больше, сходите в город. И если вы пойдёте в столицу, то вы увидите, насколько добры и справедливы, прилежны подданные этого царя. Они имеют радость к духовному, склонность к духовному совершенствованию. Они одеты очень скромно в чистые одежды. И своими действиями они ещё больше подчёркивают величие царя. Вы можете обратиться к подданным царя, которые могут рассказать об удивительных его качествах и воспеть хвалебные гимны в его честь. Подданные очень приветливы и доброжелательны по отношению ко всем. Но если в вас уже появился интерес к королю и его добродетельным качествам, то вы можете непосредственно явиться во дворец и встретиться с нашим царём напрямую".
Эти якши питали злобу и отвращение ко всему добродетельному, и услышав эти слова, в них воспылал ещё больший огонь злобы. Как часто бывает в сердце глупого существа, если он кого-то не любит, если в его присутствии хвалят того, кого они не любят, от этого ещё больше разгорается пламя злобы и ревности, и Якши преисполнились ещё большей нелюбовью к этому царю. Как часто бывает, что люди, которые завидуют благу других и слышат хвалебные слова в адрес того, кому они завидуют, зависть становится ещё больше. Так бывает у глупых невежественных людей. И эта зависть наносит страдания в первую очередь завидующему человеку.
Демоны, которые превратились в брахманов, узнали, что царь очень любит совершать даяние разными благами, и они явились во дворец к царю и попросили его дать им пищу. И царь сразу отдал приказание придворным, чтобы приготовили самые лучшие угощения, самую лучшую пищу и поднесли её брахманом, которые на самом деле являлись демонами. Им приготовили пищу соответствующую званию, сословному положению брахманов – пищу без мяса, но демоны сказали, что такую еду они не едят. Тогда царь спросил: "Какую пищу вы хотите? Если нужно что-то найти, сейчас же найдём, если нужно что-то приготовить, мы сейчас же приготовим". Им опять предложили вкусную пищу, но те снова отказались. Тогда эти демоны сказали: "О ты, чьи глаза подобны лотосу, лишь тёплое мясо и кровь есть пища якшей и демонов, другую пищу мы не едим". После этого они приняли свой настоящий облик, превратились в демонов-якшей, и их тела были безобразны и устрашающи: у них были плоские носы, косматые волосы, страшные клыки торчали из пасти. Тела их были цвета грозовой тучи.
Царь, увидев демонов в настоящем облике, подумал: "Ведь это не люди, это якши, демоны, они не едят нашу обычную человеческую пищу". И когда он об этом подумал, его сердце наполнилось ещё большим состраданием к демонам, питающимся мясом и кровью. Царь подумал: "Как же трудно приходится этим демонам, как трудно найти им себе пропитание, как тяжелы их страдания".
Царь подумал: "Как же мне быть, как прервать страдания демонов, страдания голода и жажды? Как же мне поступить, ведь я не могу лишить жизни кого-то из своих подданных. С другой стороны, я не могу отказать им, так как они просят меня об этом". Царь подумал, что если сейчас не накормит их, откажет им в их просьбе, то тогда они в последующем никогда не смогут породить сострадание внутри себя, а на их просьбы будут всегда следовать отказы, и в них не породится доверие. Когда же придёт конец страданиям, питающимся мясом и кровью, как тяжело им переносить своё существование, как сухи их сердца, что их все боятся. С одной стороны, я должен дать им пищу, ведь у меня есть власть, но для этого я должен буду лишить жизни какое-то существо, а ведь я решил для себя, что я не причиню никому никакого вреда и буду стараться приносить только пользу. Я не должен отказывать в помощи и повергать в уныние того, кто обратился ко мне с просьбой. Ведь я решил, что буду помогать всем без исключения. Что же делать мне, как поступить правильно? Так как они обратились ко мне с надеждой, я не должен отказать им, показав им свой чёрный лик".
И царь Майтрибала решил отдать части своего тела и кровь, чтобы накормить этих демонов. "Как же мне даровать своё тело, ведь если я себя умерщвлю, то моё тело станет холодным и кровь станет холодной, и это не понравится просящим, ведь голод и жажда изъедает их изнутри". Глядя на лица исхудавших демонов с болезненным видом, он преисполнился великого сострадания. "Я должен даровать тёплое мясо и тёплую кровь. Это тело, которое сейчас я имею, столько раз становилось источником страданий, и будет хорошо, если я отдам тело демонам. По крайней мере, оно принесёт пользу им. Король подумал также, что раньше он не мог сделать даяние своего собственного тела, но сейчас пришло такое время: если я помогу другим, значит я реализую истинный смысл этого тела, его истинное предназначение. Я смогу принести пользу другим. И он преисполнился огромной решимости и терпения: я буду резать своё тело и отдать своё тело и кровь, и смогу вытерпеть всё это. И когда король принял такое решение, его лицо просияло, он почувствовал радость от возможности помочь другим.
С таким просиявшим лицом и нахлынувшей радостью, он сказал демонам: "Я так долго охранял это тело для себя. И сейчас оно станет пиром для вас. Я дарую вам своё мясо и кровь".
После этого демоны не поверили ему, что возможно, что им даруют собственное тело и возможно ли вытерпеть такое. Демоны сказали: "Кому, как ни вам знать, как помочь нам, как реализовать нашу просьбу". Это были слова согласия, и царь обрадовался и позвал придворных врачей, чтобы они вскрыли ему вены. Когда придворные врачи услышали об этом, они очень забеспокоились: "Не забыл ли ты, царь, о своём народе, который любит тебя безгранично. Не будет ли это злом для своего народа? Послужит ли это благом для твоего народа? Может быть, это даяние грозит народу злом. Ведь для демонов-якшей приятно когда другие страдают. В природе этих демонов – причинение вреда другими, они радуются когда кто-то испытывает страдание. Якши преисполнены злобы и если ты поступишь таким образом, то это вызовет страдание твоего народы и только на руку якшам. Ты царь – единственное благо для народа, не привязан к наслаждениям, богатствам. Мы просим тебя отказаться от своего решения, так как решение неправильно. Демоны придумали хитрый способ причинения нам вреда посредством тебя. Если свершится то, чего они хотят, то лишив себя жизни, твой народ потеряет защиту своего покровителя. И даже божествам 33 небожителей нравится подношение жиром и салом, но этим демонам не понравилось твоё подношение, угощение. Мы думаем, что этот поступок является ошибочным. Почему же ты хочешь предать нас ради пяти демонов-якшей? И почему ты забываешь о любви к нам? И почему ты оставил незамеченными наши тела, которые мы полностью посвятили тебе, ведь они тоже наполнены мясом и кровью?"
На это король сказал: "Как же я могу сказать нет просящим? Как я могу отказать и не дать то, что есть у меня? Как я могу стать на неправильный путь, если мой народ в меня верит. И если я встану на неправильный путь, то мой народ также будет поступать. Ради блага всех живых существ я совершу этот поступок. Как же я могу поддаться жадности к этому телу, если я могу даровать его ради блага других существ? Вы не думайте, что я не думаю о вас, что я не доверяю вам и думаю, что вы не сможете совершить такой поступок, я очень ценю вас. Богатство со временем становится всё меньше и меньше и когда-нибудь исчезнет, поэтому разве богатый может просить у бедного? И если у меня самого очень крепкое тело, много мяса и жира, зачем я буду просить другого отдавать? Как же я могу вынести страдания, если вы будете испытывать эти страдания. Я просто не смогу этого вынести. Демоны обратились с просьбой ко мне, а не к вам. Не нужно меня удерживать, хотя я понимаю, что вы исполнены преданности и любви ко мне. Оставьте своё упорство, ведь мы не знаем, хорошим ли будет такой поступок или дурным – преграждать путь желающему ради пользы других дать собственную пищу и питьё. Постарайтесь хорошо всё обдумать, так как подобает моим ученикам, не пускайтесь по ложному следу. Вместо того, чтобы впадать в уныние, порадуйтесь со мной вместе. Каждый день мы встречаем того, кто чего-то просит – денег и так далее, но просьбу отдать мясо и кровь встретить очень трудно. Нам нужно наоборот осознать, что наше тело бренное, оно – источник страдания, и мы должны помнить об этом, если к нам подойдут с такой просьбой. Вам не нужно отчаиваться, вам нужно иметь приветливый радостный вид."
И когда врачи вскрыли
царю вены, он обратился к демонам-якшам: "Я прошу принять это подношение, эту кровь, и сегодня я искренне радуюсь, что могу совершить такой поступок. Когда демоны стали пить красную кровь царя, царь весь просиял, будто его тело было из золота и было подобно горе Меру. Его тело не ослабевало и поток крови не уменьшался.
Кровь царя не заканчивалась, его лицо сияло. Сердце преисполнилось очень большой радости за совершённый поступок. После того, как они испил кровь и сказали довольно, царь взял меч цвета подобного утпала, украшенный разнообразными драгоценностями и стал отрезать куски мяса от своего тела и давать их якшам-демонам. Когда царь отрезал куски тела и отдавал их, так как в его душе пребывала радость от совершения даяния, то он не испытывал физической боли. Несмотря на то, что он постоянно отрезал кусок за куском, он не испытывал страданий боли, так как его душа был наполнена радостью от совершения чистого даяния. Таким своим поступков он смягчил сердца демонов. Это даяние было настолько чистым, что было подобно золоту, и несмотря на то, что сердца демонов пылали злостью и ненавистью, они смягчились. Огонь сострадания и любви смягчил огонь ненависти и злобы, который пылал в сердцах демонов-якшей. Якши видели, что несмотря на то, что царь вырезал куски тела, ни один мускул не дрогнул на его лице, так сильно было его сострадание, и демоны склонились перед великим бодхисаттвой.
Демоны были настолько сильно удивлены: "Неужели такое возможно?"
– что их ненависть и злоба к царю сменилась умилением и преклонением. И они начали делать поклоны в знак величайшего уважения к царю и сказали: "Хватит, мы уже насытились".
И они стали просить царя прекратить, продолжая делать поклоны. Они обратились с такими словами: "Как действительно был прав народ, который хвалил тебя и рассказывал о тебе. И как права богиня Шри, которая покинула лес, чтобы быть рядом с тобой. Никто не может нанести вред тебе и твоем народу, и даже наимогучий из богов – Индра, даже он не может причинить тебе вред, настолько ты силён. Мы не будем много говорить, но как счастливы те люди, которые живут возле тебя, как им повезло иметь такого покровителя. И сейчас нам очень стыдно, что мы хотели причинить тебе вред, ведь ты пожертвовал своим телом ради нас. Можем ли мы, существа с низкой кармой, достичь спасения? Можешь ли ты указать нам путь, чтобы избавиться от плохой кармы? Мы думаем, что именно опираясь на тебя, мы сможем очистить нашу карму. И мы хотели тебя спросить, куда ты стремишься, каким путём ты идёшь и какого состояния хочешь достичь? Быть может ты хочешь быть повелителем Вселенной, или ты хочешь быть богом Богатства, или ты хочешь быть Брахмой?"
Царь ответил: "Это тело, которое получено в результате омрачений и кармы, его очень легко потерять, оно является источником разного рода привязанностей, и я не стремлюсь быть владыкою мира. Я совершенно не стремлюсь к власти богов, зачем мне это нужно, ведь все привязанности не приводят к счастью. Я не стремлюсь к тому, чтобы уничтожить собственные страдания, я стремлюсь уничтожить страдания других. Глядя на живых существ, я вижу как им трудно и я порождаю сострадание, я стремлюсь достигнуть всеведения, благодаря которому я смогу освободить всех живых существ от страданий в этом мире, где царят болезнь, старость, смерть и рождение. А основная моя цель – достигнуть состояния Будды ради всех живых существ."
Когда демоны-якши услышали это, то от радости и умиления поднялись волоски на их телах и они продолжаю делать поклоны перед царём.
"Этот твой поступок достоин высочайшей похвали и цель твоя прекрасна. Ты действительно думаешь о благе всего мира. А мы хотели причинить тебе столько вреда, прости нас за это. И мы просим тебя проявить к нам своё доверие, мы хотим стать твоими последователями, твоими слугами."
Когда царь увидел, что сердца якшей наполнились любовью по отношению к нему, он сказал им: "Вы не причинили мне никакого вреда, вы оказали мне услугу и принесли пользу". И дальше царь сказал: "Я тот, кто идёт дорогой учения и я никогда не забываю тех, кто помогает мне в этом продвижении по пути. Когда я достигну состояния Будды, я первым расскажу вам, как достичь состояния Будды. Я советую вам отныне стремиться сделать для меня приятное – избегать как яда дурных поступков, таких как убийство, прелюбодеяние, нанесение вреда другим и так далее. Вы должны прекратить привязанность к богатству, лжи, обману и к опьяняющим напиткам." После этого царь даровал
якшам учение отказа от десяти недобродетельных деяний.
Демоны-якши, выслушав советы царя, поблагодарили его и исчезли. После того как свершился этот поступок, то содрогнулась земля, горы. С неба стали падать цветы, зазвенели литавры, и очень много знаков того, что свершилось великое чудесное деяние. Эти цветы упали вокруг царя, содрогнулся океан, большие волны появились в нём. И когда содрогнулась земля, то царь богов Индра был удивлён, что же случилось, и он прибыл во дворец Царя Майтрибалы. Он увидел царя в спокойном счастливом состоянии духа, несмотря на многочисленные раны тела. И тогда Индра воскликнул слова восхищения и восхваления, и сказал: "Ты действительно надёжная опора мира".
Индра при помощи специальных лекарств и мазей исцелил царя. Те личности, которые являются святыми, проявляют заботу о других, не обращая внимания на собственное благо. Понимая значимость сострадания, должны рассказывать об этом. В конце джатаки говорится, что так царь пообещал, что когда он достигнет состояния Будды, он не забудет и про них, и когда достигнув просветления, он прибыл в город Варанаси в Индии, он встретил пять учеников и это были те демоны-якши. Если кто-то обращается к вам со злым намерением, а вы проявляете чистую любовь и сострадание, то это приводит к таким положительным результата.


\