На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Sutta pitaka. Saṃyutta nikāya. Mahāvagga.
XLVI. Bojjhanga-Samyutta.





Содержание.
  • XLVI.1 Himālaya.
  • XLVI.2 Кая сутта.
  • XLVI.3 Sutta.
  • XLVI.4 Sutta.
  • XLVI.5 Sutta.
  • XLVI.6 Sutta.
  • XLVI.7 Sutta.
  • XLVI.8 Upavāno.
  • XLVI.9-10 Sutta.
  • XLVI.11 Sutta.
  • XLVI.12-13 Sutta.
  • XLVI.14 Болезнь. (Гилана сутта).
  • XLVI.15 Sutta.
  • XLVI.16 Sutta.
  • XLVI.17 Sutta.
  • XLVI.18-20 Sutta.
  • XLVI.21 Sutta.
  • XLVI.22 Sutta.
  • XLVI.23 Sutta.
  • XLVI.24 Sutta.
  • XLVI.25 Sutta.
  • XLVI.26-27 Sutta.
  • XLVI.28 Sutta.
  • XLVI.29 Sutta.
  • XLVI.30 Udāyi.
  • XLVI.31-32 Sutta.
  • XLVI.33-34 Sutta.
  • XLVI.35-36 Sutta.
  • XLVI.37 Sutta.
  • XLVI.38 Sutta.
  • XLVI.39 Sutta.
  • XLVI.40 Sutta.
  • XLVI.41 Sutta.
  • XLVI.42 Sutta.
  • XLVI.43 Māro.
  • XLVI.44-47 Sutta.
  • XLVI.48 Sutta.
  • XLVI.49-50 Sutta.
  • XLVI.51 Пища (для факторов Пробуждения). (Ахара сутта).
  • XLVI.52 Sutta.
  • XLVI.53 Sutta.
  • XLVI.54 Sutta.
  • XLVI.55 Sangāravo.
  • XLVI.56 Sutta.
  • XLVI.57-76 Sutta.
  • XLVI.77-187 Sutta.
\





XLVI.14 Гилана сутта.
Болезнь.


Так я слышал, однажды Самый Почитаемый остановился в Раджагахе в бамбуковой роще Заповедник Белок. И так случилось, что в это время уважаемый монах Маха Кассапа находился в Пещере Перцового Дерева, хворающий, страдающий от недуга, тяжко больной. И тогда Самый Почитаемый, ближе к вечеру покинул своё уединение и направился к месту, где находился уважаемый монах Маха Кассапа.
По прибытии он сел на приготовленное место и сказал уважаемому монаху Маха Кассапе: "Я надеюсь, тебе лучше, Кассапа. Я надеюсь, тебе легче. Я надеюсь, твои боли стихают, не усиливаются. Надеюсь, что есть признаки их уменьшения, а не возрастания".
"Мне не становится лучше, Преподобный Учитель. Мне не становится легче. Мои жуткие боли усиливаются, а не стихают. Есть признаки их возрастания, а не уменьшения".
"Кассапа, есть Семь Факторов на Пути к Пробуждению, правильно преподанных мной, которые ведут к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведут к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь их. Каковы эти семь?
Сосредоточение Внимания как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Рассмотрение (Анализ) как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Усилие как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Радость как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Тишина как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Самадхи как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Беспристрастность как фактор на Пути к Пробуждению, правильно преподанный мной, ведёт к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведёт к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь его.
Кассапа, вот Семь Факторов на Пути к Пробуждению, правильно преподанных мной, которые ведут к прямому знанию, к личному Пробуждению, ведут к Освобождению, когда развиваешь и практикуешь их".
"Воистину, таковы Семь Факторов на Пути к Пробуждению, Самый Почитаемый. Воистину, таковы Семь Факторов на Пути к Пробуждению, о Татхагата!".
Вот что сказал Самый Почитаемый. Получив удовлетворение, уважаемый монах Маха Кассапа восхитился словами Самого Почитаемого. И уважаемый монах Маха Кассапа освободился от своей болезни. Так была устранена болезнь уважаемого монаха Маха Кассапы.



XLVI.51 Ахара сутта.
Пища (для факторов Пробуждения).
Перевод с пали и предисловие
Дмитрия А. Ивахненко.

Предисловие.

"Подобно тому, монахи, как это тело поддерживается пищей, сохраняется благодаря пище, и не сохраняется без пищи; аналогично, монахи, и пять помех ... и семь факторов Пробуждения поддерживаются пищей, сохраняются благодаря пище, и не сохраняются без пищи."
Кая сутта (Самьютта никая 46.2).

Во многих буддийских текстах говорится о преодолении "пяти помех" и о развитии "семи факторов Пробуждения". В Ахара сутте раскрывается секрет того, каким же образом это осуществляется, – с помощью основательного внимания (йонисо манасикара). С другой стороны, неосновательное внимание ведёт к разрастанию помех и мешает развитию факторов пробуждения.

Внимание избирательно направляется таким образом, чтобы управлять процессом классификации и обозначения непосредственных впечатлений – апперцепцией (сання).

"Вся (апперцепция) имеет характеристику распознавания; её функцией является создание перцептивного образа (нимитта), который служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному перцептивному образу – как слепой, воспринимающий слона (Удана 6-4); её основой служит любой приблизившийся объект – как апперцепция "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."
Висуддхимагга (глава 14 §130).

Каким же образом развивается основательное внимание? При этом внимание направляется на те перцептивные образы (нимитта), которые способствуют развитию апперцепции, соответствующей умелым умственным качествам. Возьмём для примера перцептивный образ привлекательности (субха-нимитта), который первым упоминается в данной сутте. В сутте говорится, что практика неосновательного внимания по отношению к перцептивному образу привлекательности приводит к возникновению и увеличению чувственного желания. Это происходит, когда человек избирательно замечает в наблюдаемом объекте те качества, которые вызывают у него приятные ассоциации. Вовлекаясь в эти приятные ассоциации, развивая апперцепцию привлекательности (субха-сання), человек начинает испытывать страсть по отношению к данному объекту.

Далее в сутте говорится, что для того, чтобы перестать подпитывать чувственное желание, нужно обратить основательное внимание на перцептив отсутствия привлекательности (асубха-нимитта). Обратите внимание, что здесь имеется в виду не перцептивный образ привлекательности со знаком минус, раздражения и возмущения (патигха-нимитта), уделение внимания которому вызывает недоброжелательность, а именно перцептивный образ отсутствия привлекательности как таковой, остановка восприятия лишь на том, что непосредственно воспринимается, без излишних ассоциативных наслоений.
Яркий пример такой практики приводится в первой главе Висуддхимагги (§55). Старейшина Махатисса, живший в Четияпаббате, практиковал одну из разновидностей апперцепции отсутствия привлекательности (асубха-сання), – апперцепцию костей тела. Утром он пошёл за подаянием в Анурадхапуру. Навстречу ему из Анарудхапуры шла женщина, поссорившаяся со своим мужем и направлявшаяся к своим родственникам. Разодетая и разукрашенная, как небесная дева, женщина, увидев старейшину на дороге, из низких помыслов громко рассмеялась. Услышав это, старейшина поднял взгляд и заметил именно кости зубов, открывшихся в улыбке. Отправившись дальше по дороге, старейшина встретил мужа этой женщины. Муж спросил его, не видел ли он случайно женщины. Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, старейшина Махатисса, управляя своим вниманием, настроился исключительно на апперцепцию костей, и не замечал других качеств. За счёт этого он получил возможность прекратить ассоциативные наслоения, касающиеся привлекательности.
Далее в данной сутте для развития фактора сосредоточения рекомендуется перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта) и перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта).
Смысл перцептивного образа спокойствия объясняется в Мохавиччхедани (Mya: .161):

Перцептивный образ спокойствия – это перцептивный образ для повторного вызова спокойствия после улавливания внешнего вида (āкāра) спокойствия.

Таким образом, уловив однажды характерные признаки спокойствия, практикующий может, настроившись на этот перцептивный образ, вновь достичь спокойствия. Например, уловив перцептивный образ достижения медитативного погружения (джхана), практикующий может вновь его достичь, настроившись на этот образ.

В Поттхапада сутте (ДН 9) описывается, как при медитативном погружении одни виды апперцепции сменяются другими, – например, при вхождении в первую джхану апперцепция чувственных удовольствий сменяется апперцепцией восторга и счастья. За счёт прекращения мыслительных ассоциативных наслоений на воспринимаемую опору сосредоточения высвобождаются ассоциируемые с данной опорой восторг и счастье. Расширяя перцептивный образ опоры сосредоточения, например, одного из четырёх основных цветов (бирюзовый, лиловый, жёлтый, белый) или четырёх первоэлементов (твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное состояние), практикующий расширяет в пространстве и соответствующую апперцепцию. Например, как описывается в Вимуттимагге (стр. 159), расширяя перцептивный образ сосредоточения на дыхании в область кончика носа, межбровья, лба, практикующий чувствует себя так, как будто его голова наполнена воздухом. При этом соответствующие области тела в первой джхане наполняются восторгом и счастьем.
На этих двух примерах видны две ключевых области применения перцептивных образов, – во-первых, для управления апперцепцией и прекращения илюзорных наслоений, и во-вторых, для повторного вхождения в достигнутые медитативные погружения, и их углубление. В целом направленность внимания на те или иные перцептивные образы играет определяющую роль в развитии как неумелых, так и умелых умственных качеств.



Ахара сутта.

В Саваттхи.

"Монахи, я обучу вас подпитыванию и лишению пищи пяти помех и семи факторов Пробуждения. Слушайте:


(Подпитывание пяти помех).

И что же служит пищей для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания? Есть, монахи, перцептивный образ привлекательности (субха-нимитта). Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности? Есть перцептивный образ возмущения (патигха-нимитта). Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.
И что служит пищей для возникновения ещё не возникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости? Есть уныние, вялость, зевота, опьянённость едой, и медлительность ума. Уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства? Есть неспокойствие разума. Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы неуверенности. Уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.


(Подпитывание факторов Пробуждения).

А что служит пищей для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы памятования как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления? Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения? Есть перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта), перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта). Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения.
И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения.


(Лишение пищи пяти помех).

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания? Есть тема отсутствия привлекательности. Уделять ей основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности? Есть освобождение разума с помощью дружелюбия. Уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства? Есть спокойствие разума. Уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.


(Лишение пищи Факторов Пробуждения).

А что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для памятования как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления? Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения? Есть перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта), перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта). Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения".


\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх