О Махакале и его тантре


В тантрическом буддизме Махакала (санскр. Mahākāla; тиб. nag po chen po,
Гонпо ченпо букв. "Великий Чёрный" (санскр. слово kāla может обозначать как чёрный, так и тёмно-синий цвет)) является йидамом и дхармапалой.
Прототипом
Махакалы считают Бхайраву (санскр. Bhairava, букв. "Ужасающий" / одна из форм Шивы). Один из эпитетов Бхайравы – Махакала. Но если для одних Бхайрава-Махакала – это манифестация Шивы, то другие видят в Махакале проявление гневного аспекта Авалокитешвары.
Духовной супругой Махакалы является богиня Шридеви (санскр. Śrīdevī; тиб. dpal ldan lha mo – Палдэн Лхамо).


Тибетцы называют его "Великий Черный Защитник" или "Великое Чёрное Сострадание"; он одновременно является и йидамом, и дхармапалой. Посвященная ему Махакала-тантра, принесённая в Тибет в XI веке переводчиком Ринченом Сангпо, была написана, согласно легендам, великим йогином Шаварипой, который вызвал бога во время своей медитации на южно-индийском кладбище. Линия этой практики была продолжена Цонкапой, так что Махакала и его пять ипостасей стали одними из основных защитников гелукпы. Махакала в своей основной, шестирукой форме является одним из главных покровителей Тибета.
Всего существует семьдесят пять форм этого божества. Шестирукий, также называемый Джняной Махакалой, особенно силен в деле победы над врагами. Практика Махакалы преследует две цели: высшую – приближение к Просветлению – и частную – устранение препятствий, увеличение силы и знаний, исполнение желаний.
Есть множество легенд о происхождении этого бога, в которых он фигурирует как демон, усмирённый буддами или бодхисаттвами. Особый интерес представляет легенда, где Махакала выступает как эманация Авалокитешвары. Эта легенда – продолжение уже известного сказания о том, как Великий Милосердный стал одиннадцатиглавым. Проведя семь лет в печали, он решил принять гневный облик, и тогда из его сердца возник синий слог ХУМ, который и стал Махакалой. Тут же произошло шесть землетрясений. Амитабха и бесчисленные будды в один голос воскликнули, что у Махакалы достаточно силы, чтобы исполнить все желания, если желающий праведен и честен.
На картинах Махакала попирает ногами слоноголового Винаяку, царя препятствий, главу демонов-вигхна (обычно его путают с индуистским богом мудрости Ганешей).
В основной паре рук Махакала держит дигуг и капалу, которые символизируют разрушение и преобразование внутренних привязанностей и внешних препятствий в силу Просветления. В остальных его руках – четки из черепов, барабанчик дамару, крюк и петля, бунчук с трезубцем. Верхней парой рук он держит кожу демона-слона, служащую ему плащом. Через его тело перекинуты две змеи, связанные хвостами ниже пояса; змея символизирует злость, а изображение змеи, висящей на теле дхармапалы, означает, что бог преодолел этот порок; кроме того, змея заменяет Махакале брахманский шнур.
Паривару дхармапалы составляют будда Ваджрадхара, Лхамо, якша Кшетрапала верхом на медведе, держащий дигуг и капалу, Дугон Тракшад верхом на черном коне, держащий копье и капалу, синетелый якша Таккираджа с барабанчиком дамару и краснотелый якша Джинамитра с дамару и капалой. Все гневные спутники объяты серым пламенем.
Вот текст одной из многочисленных практик Махакалы.

"Особая форма Махакалы – Белый Махакала. Он считается подателем богатств, о чем свидетельствует чинтамани в его основной правой руке. Его культ приобрел особую популярность благодаря Цонкапе, который разработал специальные ритуалы, ему посвященные. Исполнение этих ритуалов дает не только материальные блага, но и силу, знания и духовность. Он считается покровителем Монголии.
Белый Махакала стоит на двух слоноголовых демонах-вигхна, держит дигуг, дамару, капалу, наполненную драгоценными камнями, в которой, кроме того, стоит сосуд с эликсиром бессмертия, жезл и бунчук с трезубцем. Он окружен пятью пляшущими якшами (духами богатства)".

Белый Махакала считается подателем богатств, о чем свидетельствует чинтамани в его основной правой руке. Его культ приобрел особую популярность благодаря Цонкапе, который разработал специальные ритуалы, ему посвященные. Исполнение этих ритуалов дает не только материальные блага, но и силу, знания и духовность. Он считается покровителем Монголии.
Белый Махакала стоит на двух слоноголовых демонах-вигхна, держит дигуг, дамару, капалу, наполненную драгоценными камнями, в которой, кроме того, стоит сосуд с эликсиром бессмертия, жезл и бунчук с трезубцем.

В "Садханамале" описываются двурукий, шестирукий, шестнадцатирукий Махакала. Их тела тёмно-синего цвета, все они – угрожающего вида. Но известно и много других проявлений Махакалы, насчитывают 72 его принципиальные формы. В любой своей форме Махакала относится к просветлённым существам, он – немирской охранитель.

В большинстве случаев Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета, он имеет угрожающий вид. Однако известны и другие проявления Махакалы, насчитывают 72 основные формы этого божества.
Какая бы ни была форма, Махакала относится к просветлённым существам, он – немирской охранитель Учения. Зачем просветлённому существу понадобилось проявляться в свирепых формах? Имеется следующее объяснение. Во вселенной существует великое многообразие различных существ. Согласно тантрическим текстам среди них выделяют восемь классов могущественных существ. Среди могущественных существ есть тип существ, именуемый "махакалами", способный создавать много неприятностей для людей. Чтобы сдерживать их вредоносную энергию Махакала проявляется в измерении этих существ, принимая их облик.

В традиции Сакья наиболее важным проявлением Махакалы считается Дордже Гур, в традиции Карма Кагью – Махакала Бернаг (букв. "чёрный плащ").
В большинстве своих форм Махакала изображается гневным. На нём украшения из змей и юбка из тигровой шкуры. Живот выдаётся вперёд. Тантрические украшения Махакалы включают гирлянду из человеческих голов, тиару с пятью черепами, змеиные и костяные украшения. У двурукого Махакалы в руках чаша из черепа и нож (либо трезубец). Четырёхрукий Махакала держит в руках дигуг, капалу, меч и кхатвангу. У шестирукого Махакалы в руках – нож, чётки, дамару,
капала, меч и кхатвангу. Шестнадцатирукий Махакала изображается с восемью лицами и четырьмя ногами. Он держит нож, ваджру, заднюю ногу слона, колокольчик, кнут, раковину, дамару, человеческую голову.
Помимо 72 основных форм Махакалы существуют тысячи других его эманаций. Среди них есть и женские формы – Махакали.

В школе Сакья главным проявлением Махакалы и защитником школы считается Гонпо Гур, или Дордже Гур (тиб. mgon po gur – букв. "Защитник Купол", или тиб. rdo rje gur – "Ваджрный Купол"); в традиции Карма Кагью – Махакала Бернагчен (тиб. mgon po ber nag can, букв. "Защитник с чёрным плащом", здесь ber nag – "чёрный плащ").
В большинстве своих форм Махакала изображается в гневной форме. На нём украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдаётся вперёд. Тантрические украшения Махакалы также включают гирлянду из человеческих голов и корону с пятью черепами.
У двурукого Махакалы (прим: в этой форме известен "Защитник с плащом" – тиб. mgon po ber can) в руках чаша из черепа и дигуг, либо трезубец.
Четырёхрукий Махакала (тиб. mgon po phyag bzhi pa) держит в руках дигуг (санскр. kārtika, тиб. gri gug – изогнутый резак), капалу (санскр. kapāla – чаша из черепа), меч и ритуальный жезл (санскр. khaṭvāṅga).
У шестирукого Махакалы (санскр. Ṣaḍbhuja Mahākāla, тиб. mgon po phyag drug pa) в руках – дигуг, чётки, дамару (санскр. ḍamaru, тиб. da ma ru – двойной ритуальный барабанчик), чаша из черепа, меч и ритуальный жезл.
Шестнадцатирукий Махакала изображается с восемью лицами и четырьмя ногами. Он держит дигуг, ваджру, заднюю ногу слона, колокольчик, кнут, раковину, дамару, человеческую голову.
Помимо 72 основных форм Чёрного Защитника (тиб. mgon po nag po) существуют тысячи других его эманаций. Среди них есть и женские формы – Махакали. Имеются изображения Махакалы в форме яб-юм (тиб. mgon yab yum). Духовной супругой Махакалы считается Шридеви.

  • Изображения Махакалы:
    • Махакала в двурукой форме.
    • Мандала Махакалы.
    • Скульптурные изображения Махакалы.










\