На главную страницу В начало раздела. Назад

На главную страницу В начало раздела. Назад
Изображения Ваджрабхайравы.

В иконографии Ямантаку изображают как в одиночной форме, так и в форме яб-юм, со своей шакти Ваджраветали. В традиции буддийской тантры, женское начало – это аспект мудрости, а мужское – аспект метода. Символически это передаётся изображением божества и его супруги. Однако Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.
В Ваджрамахабхайрава-тантре даётся такая инструкция по составлению изображения Быкоголового Ваджрамахабхайравы: "На картине Он имеет шестнадцать ног, тридцать четыре руки, девять голов. Он обнажён, чёрного цвета, с правой вытянутой (ногой), ужасающего вида, поскольку является воплощением террора, с эрегированным членом. Изображается с одной головой, как у буйвола, и тремя гневными правыми головами голубой, красной и жёлтой. Левые головы цвета белого, дымчатого и чёрного. Между ними рисуют ярко-красную голову. Над ними изображают голову Манджушри жёлтого цвета, не очень гневную. В Его правых руках имеется кривой нож, копьё, пестик, малый нож, одиночная ваджра, топор, пика, стрела, крюк, жезл, дубинка с черепом, колесо, ваджра, ваджра-молот, меч и череп-барабан. В левых руках он держит череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, кишки, колокольчик, саван, человека, посаженного на кол, сердце, волосатую капалу, делает угрожающую мудру, сжимает тройное украшение и одежду, развеваемую на ветру. Его следует рисовать держащим двумя руками свежеснятую шкуру слона. Правыми ногами он (попирает) человека, буйвола, быка, осла, верблюда, собаку, барана и шакала. Левой ногой топчет грифа, сову, ворону, попугая, ястреба, орла, птицу майна и журавля. Ваджрамахабхайраву должно изображать именно так, а не иначе. Вокруг него изображается огромное кладбище, на котором можно видеть страшные вещи людоедов, охранителей земли (кшетрапал), духов, людей, насаженных на острие копья. Нужно нарисовать людей, повешенных на верхушке фигового дерева, а также сжигаемых людей. Нарисуйте обязательно людей, проткнутых копьями. Изобразите также различных птиц стервятников, ворон, собак и шакалов, выкрикивающих Ха-Ха! Рисуются, к тому-же практикующие аскеты, неотрывно взирающие на Господина, со спутанными волосами, украшенные пятью знаками, держащие черепа-барабаны, с головами, увешанными черепами и смеющиеся."



Здесь Ямантака изображён с шестнадцатью ногами, с тридцатью четырьмя руками и девятью головами. Он обнажён, телом тёмно-синего цвета. В садханах также встречаются манифестации Ямантаки других цветов, в мандале они окружают центрального тёмно-синего Ваджрабхайраву и имеют по три лица и по шесть рук. Центральная нижняя голова Ямантаки – голова буйвола.
Правые руки Ямантаки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты. Под его ногами справа – человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (прим: это набор жертвенных животных по учению бон, за исключением верблюда и лисы). Под ногами слева – коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу тханки изображается кладбище. Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании Чже Цонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют тридцати семи аспектам пути к Пробуждению, два рога символизируют две истины: относительную и абсолютную, шестнадцать ног – шестнадцать аспектов концепции пустоты (санскр. śūnya – шунья, пустота).
Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением является Ямантака.


Ямантака.



Ямантака.



Ямантака.



Ямантака.



Yamantaka.



Ямантака.




Проявление Ваджрабхайравы в ипостаси Экаллавира – "Одиночный Герой".

















Победитель Смерти Яма (Царь Смерти).




















Ямантака (Бурятия, 20 век).





Чёрный Враг Господин Смерти (Кришнаямари).





Красный Палача Господин Смерти (Рактаямари).





Ужасающий (Ваджрабхайрава).




Яб-Юм Ваджрабхайравы.





Яб-Юм Ваджрабхайравы.



Ваджрабхайрава.





Яб-Юм Ваджрабхайравы.





Яб-Юм Ваджрабхайравы.



Ваджрабхайрава.



Ваджрабхайрава.



Ваджрабхайрава.





Мандала Махаваджрабхайравы.









Мандала Ваджрабхайравы традиции Б. Дандарона.





Мандала Ваджрабхайравы традиции Б. Дандарона.





Мандала Ямари ("Враг Ямы").





Мандала Шри Ваджрабхайравы (бурят. Бадзра Бхайрабын жинхор) ранний XIX в. Мандала структурно оформленная в виде "танка"
(дкйил 'кхор гйи тханг ка). В центре мандалы – Ийдам Ваджрабхайрава с Праджней Джнянадакини, относящийся к ануттара-йога-тантре, вокруг – двенадцать паривара-дэвата, составляющие вместе тринадцать божеств (трайодашадэва) мандалы. Внизу – два божества плана ритуала.





Мандала Экавира Бхайравы
(бурят. Бажиг Бхайрабын жинхор) начало XX века. Мандала нарисованная на холсте (рас брис кйи дкйил 'кхор). Внутри круга – изображение трёхмерной мандалы в виде дворца Ийдама Экавира Бхайравы. В боковых павильонах – над вазами с купами деревьев – два йогина. Наверху – Мкхас груб рджэ Дгэ лэгс дпал, ученик Цзонхавы. В круге, между внутренней и внешней оградами – ваджрной (рдо рджэ ра ба) и из языков пламени (мэ ри) – биджа-мантра "ХУМ!".





Мандала Экантанаяка Ваджрабхайравы
(бурят. Сожан Бадзра Бхайрабын жинхор) XIX век. Мандала нарисованная на холсте (рас брис кйи дкйил 'кхор), представляет самаямандалу, т.е. мандалу, в которой божества обозначены только их атрибутами.





Мантра Ямантаки.



\