На главную страницу В начало раздела Назад
На главную страницу В начало раздела Назад
Лопон Тензин Намдак.
(1926г.)


Лопон Тензин Намдак.

Лопон Тензин Намдак родился в 1926 году в Кхьюнгпо Кару в провинции Кхам в Восточном Тибете. В возрасте семи лет он поступил в монастырь Тингчен в той же области, а в 1941 году он отправился в Юнгдрунг Линг, один из двух ведущих бонских монастырей в Центральном Тибете. Будучи выходцем из семьи, известной своими художниками, Лопон оказывал большую помощь в выполнении серии настенных изображений в новом храме этого монастыря. В 1944 году он отправился в качестве паломника в Непал, посетив Солу-Кумбу, Катманду, Покру и Мустанг. В 1945 году он вернулся в Юнгдрунг Линг с тем, чтобы начать изучение философии. В период с 1945 по 1950 годы он вёл почти отшельнический образ жизни со своим наставником и мастером Гангру Ринпоче, который обучал его грамматике, стихосложению, монашеской дисциплине, космологии и стадиям пути к просветлению. По совету своего мастера в 1950 году он отправился в монастырь Менри (букв. "лекарственная гора") в провинции Цанг в Центральном Тибете для завершения своего обучения в подготовке к экзамену на звание Геше, что является тибетским эквивалентом западной степени доктора философии. В 1953 году он получил это звание в монастыре Менри.
С 1953 по 1957 год он был учителем-мастером, или профессором, в Менри. Из-за разрастания конфликта в Центральном Тибете между коренными тибетцами и вторгшимися на их землю китайцами он оставил этот пост в 1957 году и до 1960 года оставался в ритрите в монастыре Сежиг на озере Дангра в северном Цанге. После восстания в Лхасе против китайских агрессоров 10 марта 1959 года многие из самых знаменитых тибетских лам, включая Далай-Ламу и Гьялва Кармапу, были вынуждены покинуть свою родину. Следом за ними потоки тибетских беженцев хлынули в Индию и Непал. В 1960 году Лопон Ринпоче также решил бежать в Индию, но по пути туда он был ранен китайскими солдатами и посажен в тюрьму на девять месяцев. В конце концов он сумел совершить побег и нашёл убежище в Непале.
В 1961 году, находясь в Катманду, Лопон Ринпоче познакомился и подружился с известным английским тибетологом Давидом Снеллгроувом, который пригласил его приехать в Лондон. Так Лопон стал членом Лондонского Университета, и некоторое время жил в Кембриджском Университете. Благодаря сотрудничеству с профессором Снеллгроувом в свет вышла книга "Девять путей Бон" (Лондон; издательство Оксфорд Юниверсити Пресс, 1967), содержащая выдержки из перевода знаменитой работы "Жиджид", самой обширной хагиографии Будды Тонпы Шенраба. Это было первое научное исследование традиции Бон, сделанное на Западе. Лопон Ринпоче оставался в Англии на протяжении трёх лет (с 1961 по 1964 год). В 1969 году он повторно посетил Европу, когда по приглашению профессора Хельмута Хоффманна он стал членом Мюнхенского Университета, оказывая помощь в составлении тибетско-немецко-английского словаря, работа над которым велась в этом учебном заведении.
Среди почти ста тысяч тибетских беженцев, которые покинули Тибет по причине китайской оккупации, многие принадлежали к традиции Бон. Покинув провинцию Цанг, монахи монастыря Менри, который был полностью разрушен китайцами, оказались в районе Кулу-Манди штата Химачал-Прадеш в северо-западной Индии. Не имея никаких средств к существованию, они должны были зарабатывать себе на жизнь в качестве дорожных рабочих. Среди них был и Шераб Лодро, тридцать второй аббат Менри (1935-1963). Дорожные работы оказались очень тяжёлыми и изнурительными, и многие монахи умирали или серьёзно заболевали.
И тогда Лопон Тензин Намдак взял на себя задачу собрать средства и найти землю для основания бонского поселения в Индии. Благодаря финансовой поддержке со стороны католического фонда помощи он приобрёл участок невозделанной земли, покрытой лесом в Доланжи недалеко от Солана в штате Химачал-Прадеш и основал поселение. В 1967 году это поселение было официально зарегистрировано индийским правительством под названием "Тибетская бонская организация". Около семидесяти семей перебрались сюда из Манали, и каждая из них получила дом и небольшой участок земли, размер которого определялся количеством членов в семье. Тибетская бонская организация имела свою собственную конституцию и орган управления, президентом был выбран аббат монастыря Менри. Новое поселение в Доланжи получило наименование Тхобгьял Сарпа по названию деревни Тхобгьял в провинции Цанг, которая была расположена рядом с монастырем Менри. Большинство тибетцев прибыли в новое поселение из района горы Кайлас и Верхнего Цанга на западе, а также из Хора, Конгпо, Держе, Амдо и Гьярунг на востоке Тибета.
После смерти аббата Менри в 1963 году Шераб Лодро, аббат монастыря Юнгдрунг Линг, стал духовным главой бонской общины в изгнании. Он прибыл в Доланжи с группой монахов и основал новую монашескую общину, а также руководил возведением нескольких небольших домов и часовни. В 1969 году посредством жеребьёвки был выбран преемник умершего аббата Менри. Этот пост занял Лунгтог Тенпай Ньима Ринпоче, который таким образом стал тридцать третьим аббатом монастыря Менри. После смерти аббата монастыря Юнгдрунг Линг духовное руководство последователей Бон в изгнании взял на себя Сангье Тензин. Были построены ещё дома для людей, а также библиотека и резиденция аббата. Монашеская жизнь была организована в рамках Винаи. В 1969 году был заложен фундамент главного храма, а в 1978 году его строительство было полностью завершено. Он получил название Пал Шентан Менри Линг. Комплекс в целом был задуман в качестве бонского монашеского центра и являл собой часть тибетской бонской организации.
В течение периода с 1970 по 1979 год Лопон Ринпоче продолжал преподавать и писать книги, проживая в бонском монашеском центре, и кроме того много времени он уделял изданию в Нью-Дели большого количества важных текстов по традиции Бон. С того времени, когда первые монахи прибыли в Доланжи в 1957 году, обучение проводилось Лопоном Сангье Тензином, бывшим главным наставником монастыря Менри; ему помогал его преемник Лопон Тензин Намдак, основатель поселения в Доланжи. Когда в 1968 году Сангье Тензин умер, вся ответственность за вопросы обучения молодого поколения монахов перешла к Лопону Тензин Намдаку. К 1978 году уже было опубликовано достаточное количество бонских текстов, так что они были включены в учебную программу для проведения занятий. Таким образом в 1978 году был открыт колледж лам под руководством Лопона Ринпоче, который выполнял обязанности одного из двух профессоров в этом колледже. Официальное название колледжа
Юнгдрунг Бон Шедруп Лобньер Дуде.
Целью нового колледжа лам в Доланжи было сохранение философской традиции, основанной и развитой в Йеру Венсаке, где философский анализ и логика применялись для постижения До Нга Семсум, то есть учений Сутр, Тантр и Дзогчен. В отличие от традиции Ньингма представители Бон развили систему логики и дебатов, относящихся именно к учению Дзогчен. В монастыре Менри в Тибете монахи изучали пять систем писаний (Дожунг Нга) в философском колледже, но все наставления по Тантре и Дзогчену осуществлялись наедине с учителем. Пятью писаниями, вернее пятью собраниями текстов являются:

1. Тсема (тшад ма) прамана, или логика;
2. Парчин (пхар пхьин) праджняпарамита, или Совершенство Сутр Мудрости;
3. Ума (дбу ма) философия Мадхьямики;
4. Дзопу (мдзод пхуг) Абхидхарма, или космология;
5. Дулва ('дул ба) Виная, или монашеская дисциплина.

Однако в возрождённом Менри в Доланжи студенты в колледже наряду с вышеперечисленными системами писаний, относящихся к Сутрам, также изучают Тантру и Дзогчен. В курс обучения также включены мирские науки, такие как грамматика, стихосложение, астрология и т.д. Колледж располагает девятилетней программой обучения, подготавливающей учеников к экзамену на степень Геше. Первая группа молодых монахов завершила курс обучения в 1986 году. Недавно в Непале был открыт ещё один бонский монастырь и колледж под руководством Лопона Тензин Намдака. Известный как Тритен Норбуце, он расположен недалеко от знаменитой горы Сваямбху, к западу от Катманду.
В 1989 году Лопон Тензин Намдак в третий раз посетил Запад, на этот раз он побывал в Англии, Америке и Италии по приглашению организаций Дзогчен в этих странах. На протяжении шести месяцев Лопон Ринпоче знакомил интересующихся западных учеников с учениями Дзогчен согласно бонским традициям Атри (а кхрид) и Жанг Жунг Ньенгью (жанг жунг сньян ргьид).
Также в начале 1991 года
Лопон Тензин Намдак посетил Германию, Англию, Голландию и Италию. Во время этих визитов он проводил беседы и обучал различным бонским медитационным системам. В конце того же года по приглашению Его Святейшества Далай-Ламы он представлял бонскую традицию на церемонии посвящения в Калачакру в Нью-Йорке. Таким образом Лопон Ринпоче способствует распространению учений Бон во многих странах. Его постоянные резиденции расположены в Катманду (Непал) и Доланжи (Индия).


\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх