На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Догэн дзэндзи.



Эйхэй
Догэн дзэндзи (19.01.1200 22.09.1253) японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.
Догэн родился в Киото в аристократической семье. В раннем возрасте он пережил смерть своих родителей в 3 года он потерял отца, в 8 лет мать. Несмотря на то, что мальчик был принят в другую аристократическую семью и сохранившееся покровительство со стороны знати, в 1213 году Догэн принимает постриг и становится монахом буддийской школы Тэндай (кит. Тяньтай), доктринально основанной во многом на тех же взглядах, что и Дзэн, но отличающейся от него постепенной и более сложной методологией.
Вскоре молодой послушник стал задаваться вопросом: "Если, как говорят писания, Природа Будды изначально присуща всем живым существам, то почему для её осознания приходится прикладывать столь большие усилия?" Не находя ответа на этот вопрос в учении тэндай, Догэн обратился к недавно пришедшему в Японию Дзэн. К этому времени в Японии Дзэн был представлен школой Риндзай (кит. Линьцзи), названной так по имени китайского учителя Танской эпохи Линь-цзи И-сюаня. Её принёс в Японию обучавшийся у китайских учителей монах Эйсай (1141-1215). К нему-то, доживавшему свои последние годы, и направился Догэн в поисках ответа на свой вопрос. Эйсай дал ему ответ, суть которого сводилась к тому, что Будды пребывают в пробуждённом состоянии естественно, в то время как настойчивый поиск этого состояния свидетельствует о том, что оно ещё не реализовано.
После встречи с Эйсаем Догэн около года практикует под руководством старого мастера, а после его смерти ещё восемь лет продолжает обучение у его ученика Мёдзэна. Догэн добился успехов в своей практике, что было подтверждено его наставником, но сам он остался не до конца удовлетворённым своим постижением, и в 1223 году вместе со своим наставником Мьёдзэном Догэн отплывает в Сунский Китай. Проведя там ещё около года в поисках учителя, в 1225 году Догэн пришёл к прославленному чаньскому мастеру Жуй-цзину (яп. Нёдзё Дзэндзи с горы Тэндо. 1163-1228), патриарху школы Цаодун. Жуй-цзин дал ему такое наставление: "Отбрось тело и сознание!"
В конце летнего медитационного периода (яп. гэанго) в возрасте 25 лет Догэн обрёл великое просветления. Придя за подтверждением к Жуй-цзину, он зажёг перед ним курительные палочки и распростёрся ниц.
Что ты хочешь этим сказать? спросил учитель.
Я испытал отбрасывание тела и сознания!
Поистине, ты сделал это!
Не высказывайте своего одобрения с такой лёгкостью! сказал ученик.
Я и не делаю этого!
Покажите мне, что не высказываете своего одобрения с такой лёгкостью! потребовал Догэн, меняясь ролью с учителем.
Вот эти тело и сознание отброшены прочь! подтвердил Жу-цзин.
Догэн распростёрся вновь перед учителем, а тот ещё раз подтвердил:
Вот это падение уроненного!
После этого Догэн ещё два года занимался под руководством Жуй-цзина, этим подтверждая положение школы Цао-дун о единстве практики и просветления и тезис учителя Танской эпохи Цзун-ми о "мгновенном просветлении и постепенном совершенствовании".
После смерти Учителя в 1227 году Догэн вернулся в Японию. В отличие от других монахов, приезжающих после обучения в Китае с ворохом сутр в качестве сувениров, Догэн вернулся обратно с пустыми руками. Единственное, что он привёз с собой то, что сделало учение "просто сидения" его собственным (яп. сикан-тадза).
В Японии
Догэн начал писать свои первые трактаты "Общие замечания по медитативной практике" ("Фукан дзадзэн-ги"), "Взгляд на сокровищницу истинного закона" ("Сёбо гэндзо"), "Беседы об осознавании пути" ("Бэндова").
В 1243 году он покидает Киото и по приглашению мецената Хатано Ёсисигэ удаляется в горы Этидзэн. Д
уховная реализация Догэна привлекала к нему многих людей, становившихся его учениками и Догэн, при спонсорской поддержке Хатано Ёсисигэ, начал строительство монастыря Дайбуцудзи первого независимого монастыря дзен в Японии. В 1244 году строительство монастыря Дайбуцудзи было завершено и хотя сам Догэн, как и его учитель Жуй-цзин, был сторонником простоты и уединённости в практике, Дайбуцудзи, возглавленный им, стал крупнейшим в Японии дзэнским монастырём, а сам Догэн получил особо почётный титул дзэндзи.
В скором времени монастырь был переименован в Эйхэйдзи, и сейчас известен под именем Дайхондзан Эйхэйдзи. Именно в нём Догэн продолжил свою практику дзэн, воспитывая своих учеников. В 1253 году Догэн занемог и умер в возрасте 53 лет. Современные школы Сото отмечают день ухода Догэна 29 сентября.
Догэн дзэндзи стал широко известен как буддийский учитель дзэн, он также прославился своим поэтическим даром его стихи ценятся любителями традиционной японской поэзии и поныне.



\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх