51 психический элемент виджнянавадинов.

С точки зрения буддийской философии, вся совокупность дхарм (элементов), рассматриваемая как иллюзорное видение, существует только в названиях, но, однако, в сознании она представляется чем-то цельным. В состав сознательного живого существа, или индивидуума, входят все разновидности элементов. По этой причине буддисты считают, что теория дхарм-элементов является анализом самого индивидуума, человека, ибо только в нём, а не в неодушевлённых предметах объективного типа содержатся все элементы, т.е. чувственное, сознание и процессы. Однако по этой теории индивид анализируется целиком, т.е. не только материальное его тело, рупа и психическая жизнь, но и всё объективное, что он переживает, т.е. весь внешний материальный мир. Эта теория постепенно перерастает целиком в теорию познания человеком самого себя в период анализа совершенствующих путей, где выявляются элементы морального осквернения
клеши из общего состава всех психических элементов индивида, и они сознательно подавляются. В этом отношении философия Сократа подходит во многом близко к буддийской. Сократ больше других греческих мыслителей пренебрегал вопросами, связанными с космогонией и метафизикой, ибо он не видел в них пути для познания человеком самого себя.
Психические процессы, по учению буддистов, это те единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, чувства, воспоминания, желания и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах сознательной жизни. Эти психические процессы близко связаны с сознанием, однако рассматриваются отдельно от него, как соотносительность сознания, но не как функция его. Познавательный процесс сознания является действием психических элементов в тесной связи с элементами сознания. Даже некоторые представители школы вайбхашиков утверждали, что различные познавательные факторы были более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи друг с другом. Этот фактор получил название сампраюкта (mtshungs ldan), т.е. последствие, или оболочка сознания при сопутствии умственных элементов чайтта. Не менее важным фактором в процессе познания является элемент самскара ('du byed). Термин самскара можно объяснить так: например, чувственные элементы (рупа-дхармы
chos kyi gzugs) в независимом своём существовании являются ничем не связанными элементами. Для того чтобы произошло движение, вихрь дхарм, который создаёт сансару, необходимы ещё элементы-двигатели, или самскары, которые направили бы сознание на внешние объекты и этим самым заставили бы элементы вступить в мгновенную комбинацию между собою и, таким образом, заставили бы дхармы-носители всплывать на момент бытия и исчезать.
Одним словом, необходимы элементы-двигатели, которые поддерживают движение, процесс волнения дхарм, эти элементы-двигатели объединяются в одну группу под названием самскара. Интенсивная связь умственных факторов через элементы-двигатели с сознанием составляют психический процесс индивидуума. Эта связь называется сампраюкта самскара (mtshungs ldan 'du byed).
Ранняя буддийская школа вайбхашиков насчитывала 46 разновидностей психических элементов, а виджнянавадины, или йогачары, признают 51 элемент. Психические элементы группируются в шесть групп.


I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями.

Пять групп элементов, выступающих как вездесущие элементы (kun 'gro):

1. Ведана (чувство tsor ba) это обычное чувство, которое возникает через соприкосновение с внешними объектами.

2. Санджня (различающее сознание 'du shes) процесс различения, или функция сознания, различающая вещи по их свойствам и форме (длинное, короткое, твёрдое или мягкое и т.д.). На присутствии этого элемента вообще основана возможность сознательной жизни, т.к. иначе всё в природе казалось бы одинаковым.

3. Четана (активность сознания sems pa) активность сознания. Под активностью сознания, которая опять-таки отвлечена от самого сознания, следует разуметь, по-видимому, творческое воображение, которое решает или задумывает совершить то или иное действие: телесное, словесное или мысленное. Идея конструктора, проектирующего какой-либо сложный механизм, будет относиться к элементам четана, т.е. к активности сознания.

4. Намаскара (сознание идейного yid la byed pa) сознание идейного. К этой группе элементов относится умственный процесс, от здравого смысла человека в его повседневной жизни до глубоких идейных убеждений.

5. Спарша (соприкосновение reg pa) это начало воздействия всех элементов, из которых состоит индивид. В настоящей жизни индивид проходит много этапов, или моментов, пока он не станет человеком, т.е. пока он не дойдёт до расцвета жизни.

Как утверждают буддисты, существо, будучи в эмбриональном состоянии, с момента зачатия имеет все элементы ещё в некомбинированном виде. Первый момент новой жизни
пробуждение зачаточного сознания. Дальше идёт момент чувственного и нечувственного возникновения шести баз шад-аятана и т.д. В момент соприкосновения (спарша) сознание вступает в связь с органами чувства и объективными элементами. Это значит, что живое существо в утробе матери начинает воспринимать объекты органами чувств, т.е. видит, слышит и т.д. Но оно ещё не сознаёт чувства приятного и неприятного всего, связанного с этим. По учению буддистов, такое состояние, т.е. состояние без эмоций, продолжается до тех пор, пока данное существо не родится на свет.
Соприкосновение, спарша,
это момент, когда дхармы-элементы впервые в новом вихре принимают то расположение, которое эмпирически переживается как сознание ощущения чего-то объективного (reg pa dang yul sphyad pas gzugs su rung ba). Посредством соприкосновения и ощущения объектов обнаруживается рупа (gzuzs). Ф.И. Щербатской пишет:

Момент цвета (рупа), момент видимого ощущения материи (чакшу) и момент чистого сознания (читта), одновременно вступающие в тесное соприкосновение, создают то, что называется ощущением (или чувственным соприкосновением) спарша1.

В момент одновременного действия всех пяти указанных элементов в интенсивной связи с сознанием происходит познавательный процесс. Это есть первый момент в процессе человеческого мышления без нравственных категорий.


II. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.

Вторым моментом процесса мышления с включением нравственных категорий является момент действия других пяти элементов в интенсивной связи с сознанием. Эти элементы виджнянавадины называют пятью реальными психическими объектами (yul nges lnga). Здесь пять элементов: чанда, адхимокша, смрити, самадхи и праджня.
В этом мыслительном процессе происходит не только интенсивная связь элементов с сознанием, но и превращение одних элементов в другие, по качеству высшие. Происходит диалектический переход количества в качество.
Если первый, или общий, момент процесса мышления относится к процессу сознания обычного человека в объективном мире, к обычному познавательному процессу индивидуума, то второй процесс мышления относится к сознанию человека, находящегося на пути махаянистического спасения. И все пять психических элементов, входящих в этот процесс, будут рассматриваться с точки зрения махаянистического и хинаянистического путей.

1. Чанда (желание 'dun pa) это активный элемент, который толкает сознание на путь к совершенствованию.

Этот элемент обычно возникает и появляется в тот момент, когда индивид уверовал в Четыре Благородные Истины.

2. Адхимокша (внимание chos pa) постоянно сопровождает элемент чанда во всех его проявлениях; дисциплинирует и настораживает сознание.

3. Смрити (память dran pa) элемент накопления или концентрации, который действует только во времени (прошедшем, настоящем и будущем).

4. Самадхи (созерцание ting nge 'dzin) сосредоточение ума.

Этот элемент нарастает от простого внимания до полного сосредоточения ума на объекте мышления, и этим самым ум приходит к ясному пониманию данного объекта. Это первый этап, который называется сампраджнята-самадхи.
На втором этапе наступает момент, когда наблюдается прекращение всех умственных модификаций, т.е. полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления. Здесь происходит "переход от количества познавательного процесса в другое качество", качество отсутствия познания, что выражается потерей объекта мышления; этот процесс называется асампраджнята-самадхи.

5. Праджня (интуиция shes rab), мгновенно постигающая запредельную истину, т.е. природу шуньи и абсолюта нирвану.

В момент постижения асампраджнята-самадхи индивид теряет в объекте мышления его форму и различия. Вместо созерцаемого объекта появляется "неопределённость", "бездна", нечто совершенно противоположное всему феноменальному, даже нельзя сказать, что "вместо созерцаемого объекта появляется что-то бесформенное", и т.д. Но, утверждая, что "там теряется объект мышления", виджнянавадины имеют в виду потерю всех феноменальных качеств объекта.
Таким образом, теряя феноменальную природу объекта, индивид раскрывает ноуменальную реальность мира, т.е. природу шуньи. Процесс раскрытия ноуменальной реальности совершается интуицией
праджней (shes rab).
Сама же праджня раскрывается на махаянистическом пути просветления ('thong lam).

Четвёртый элемент
самадхи способствует раскрытию пятого элемента. Поэтому в шести парамитах махаянистического пути элемент самадхи всегда непосредственно предшествует праджне.


III. Элементы, вызывающие добродеяния.

Элементов, вызывающих добродеяния, насчитывается одиннадцать (dge pa bcu gcig). Эти элементы тоже находятся в интенсивной связи с сознанием:

1. вера (шраддха, dad pa),
2. чувство стыда, совесть (хри, ngo tsha shes pa),
3. скромность (апатрапа, khrel yod pa),
4. бесстрастие (алобха, ma chags pa),
5. отсутствие гнева (адвеша, zhi stang med pa),
6. отсутствие невежества (амоха, ti mug med pa),
7. прилежание (вирья, brtson 'grus),
8. совершенствование знаний (прашрабдхи, shin tu sbyangs pa),
9. бдительное отношение ко всем живым существам (апрамада, bag yod pa),
10. равное отношение ко всем живым существам (упекша, btang snyoms),
11. никому не вредить (ахимса, rnam par mi cheb).

Сущность или основные характеристики вышеуказанных элементов добродеяния понятны. Но стоит остановиться на десятом элементе, называемом равное отношение ко всем живым существам. Об этом элементе пишет известный тибетский учёный XIV в. Рендапа в книге "Комментарий к А
бхидхармасамуччая"2:

Сознание, воспитанное на равном отношении ко всем живым существам, достигается при помощи дхьян в результате реализации плода "анагамин". Индивид, подлинно познавший учение "Об отсутствии индивидуального Я", обретает невозмутимость. В этот момент в нём открывается истина, что всё живое несёт в себе частицу Татхагаты, поэтому данное живое существо должно стать для меня одинаковым со всем остальным. Не может здесь быть близких и далёких, любимых и нелюбимых.

Для постижения такого результата требуется подавление клеши неведения (ma rig pa) и элемента различения ('du shes).
К десятому элементу тесно примыкает одиннадцатый, называемый ahimsa
никому не вредить. Здесь равное отношение ко всем живым обретает эмоциональную окраску сострадания, подобного отношению к матери, и, как следствие, перерастает в непричинение вреда никому. Снова "Комментарий..." Рендапы:

Индивид должен концентрировать свою мысль на том, что все живые существа в беспредельных сансарных перерождениях были его матерями. Мы утверждаем, говорят буддисты, что сансара безначальна, и поэтому наши различные перевоплощения безначальны также. Если это так, то мы не можем сказать, что данное живое существо когда-нибудь, в каком-нибудь перевоплощении не было моей матерью. Поэтому мы должны иметь равное сострадание ко всем живым существам, как к своей матери.

Естественно, анагамин, имеющий подобное убеждение, не может породить мысль вредить кому-нибудь.
Указанные одиннадцать элементов добродеяния практикуются на махаянистическом и хинаянистическом путях.


IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов.

Четвёртым психическим процессом индивида виджнянавадины считают психический процесс, где участвуют оскверняющие элементы
клеши. Здесь все элементы, входящие в группу элементов клеша (nyon mongs), также имеют интенсивную связь с сознанием. Они подразделяются на основные и сопутствующие клеши.
Основных клеш шесть:

1. страсть (рага, 'dоd chags),
2. гнев (пратигха, khong khro),
3. гордость (мaнa, nga rgyal),
4. неведение (aвидья, ma rig pa),
5. сомнение (вичикитса, the tshom),
6. пять ложных воззрений (log lta lnga).

В шестую основную клешу йогачары объединяют группу из пяти различных небуддийских, а значит, ложных воззрений. Они суть:

1. Воззрение о разрушаемости всех вещей и явлений (саткая-дришти, 'ji tshogs la lta ba). Представители этого взгляда придерживаются мнения, что все объективные вещи и явления состоят из различных частей, поэтому они без исключения подвержены разрушению. Вне, за пределами указанных объективных вещей и явлений, ничто не существует, стало быть, и не существует абсолютной реальности, называемой нирваной.

2. Признание того, что сансара имеет начало и конец (антаграха-дришти, mth'a 'dzin pa'i lta ba); сюда входят ещё два воззрения:
положение о вечности материи (rtag mthar lta ba),
отрицание существования потустороннего мира (chad mthar lta ba), загробной жизни, морального закона причины и следствия (кармы).

3. Воззрение, признающее свой взгляд выше всех других взглядов (дришти-парамарша, lta ba mchog 'dzin).

4. Воззрение, признающее нравственный закон выше всего (шила-врaта-парамарша, tshul khrims brtul zhugs mchog 'dzin). Во времена распространения буддизма в Индии были школы, считающие нравственное раскаяние самым высшим добродеянием, причём они признавали именно такую нравственность, которая противоречила буддийской: например, сюда относились те аскеты, которые занимались физическим истязанием своего тела и другими противонравственными, с точки зрения буддизма, поступками.

5. Ложное воззрение (митхья-дришти, log lta).

Клеши (nyon mongs)
это элементы, возбуждающие отрицательные (грешные) поступки. Некоторые определяют клешу как первобытное страдание. По учению буддизма, волнение дхарм, или сансара, безначально ('khor ba thogs ma med), поэтому клеши не есть результаты грехопадения, они не грехи, которые можно искупить, а первобытное страдание, которое должно быть приостановлено. Грех может быть совершён в результате волнения элементов, т.е. в основе безначального волнения лежат элементы самскара 'du byed. Они производят (обусловливают) нравственно положительные (dge pa) и отрицательные действия (mi dge pa). Нравственно отрицательные действия обусловлены клешами (nyon mongs). Ф.И. Щербатской поясняет это положение так:

Элементы морального осквернения клеша всегда имеют место в нашей жизни сантана (mtshan gzhi) в связанном (скрытом) состоянии. Здесь они имеют форму остатков анушая, они прикрепляются к другим элементам, загрязняют их, приводят их к столкновению и предотвращают от состояния покоя. Это влияние неспокойных элементов в жизни называется общей причиной сарватрага-хету, так как оно действует на весь поток жизни сантана, все его элементы становятся загрязнёнными. Первостепенная причина этого неблагоприятного состояния иллюзия, или невежество, основной член в колесе жизни. Она продолжает существовать и проявлять своё влияние до тех пор, пока крутится колесо и постепенно нейтрализуется и, наконец, останавливается противодействием в форме превышающей её мудрости праджня-амала3.

Страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение
эти элементы входят в группу элементов клеша; как они действуют на сознание, нам известно. Среди них элемент неведение является самым основным. Благодаря неведению феноменальный мир познаётся индивидом так, что в нём присутствуют все условия для реализации страсти, гнева, гордости, сомнения и т.д. По утверждению буддистов, индивид, подавивший в себе клешу неведения, становится просветлённым. Он смотрит на мир иными глазами, через призму мудрости. Тогда, по утверждению Чандракирти, там не остаётся ничего, кроме бездны шуньяты, где нет места и условия для реализации страсти, гнева, гордости и т.д.


V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов.

Пятым психическим процессом является процесс актуализации двадцати видов сопутствующих клеш (nye ba'i nyon mongs pa nyi s
hu)4. К ним относятся:

1. злоба (khro ba),
2. страх (khon du 'dzin pa),
3. скрытность ('chab pa),
4. пламенность души ('tshig pa),
5. зависть (phrag dog),
6. жадность (ser sna),
7. мираж, ложное видение (sgyu),
8. ложь (g.yo),
9. горделивость (rgyags pa),
10. наведение страха (rnam par 'tshe ba),
11. бесстыдство (nge tsha med pa),
12. нескромность (khrel med pa),
13. язвительность, терзание других (rmugs pa),
14. утомляемость (rgod pa),
15. неверие (ma dad pa),
16. невыдержанность, аморальность (le lo),
17. невнимательность, непредупредительность (bag med pa),
18. забывчивость (brjad nges pa),
19. непонятливость (shes bzhin ma yin pa),
20. состояние смятения (rnam par gyeng pa).

Вся буддийская хинаянистическая практика сводится к тому, как нужно индивиду освободиться от морального осквернения
от клеш. Для полного подавления всех клеш хинаянистический святой архат проходит два пути: путь накопления добродеяний (tshogs lam) и путь творческий (spyor lam).
Метод подавления клеш сводится к тому, что индивид должен обдумать каждую клешу в отдельности и после осознания её должен практически, умышленно подавить её в жизненном опыте. Этот опыт от простого смертного человека (притхаг-джана, so so skyes bo) до состояния архата имеет четыре плода.
По утверждению буддистов, когда ищущий обдумал все (четыре) Благородные Истины и пришёл к выводу о необходимости освободиться от страдания, то этим самым он попадает в состояние, именуемое "вошедший в поток" буддийского учения (срота-апанна, rgyun zhugs). Это и есть первый плод. Но до срота-апанна индивид проходит четыре стадии. На последней стадии (пути творческой практики
бхавана-марга) он и обретает состояние срота-апанна. Второй плод сакадагамин (phyir 'ong). Индивид напряжённо сосредоточивается на каждой клеше в отдельности и практически подавляет их. В этом состоянии (сакадагамина) индивид полностью ещё не освобождается от клеш, хотя у него воспитывается стоицизм, твёрдость духа и высшая бесстрастность. В этом состоянии индивид ещё один раз рождается в сансаре. Следующий плод анагамин (phyir mi 'ong). Так называется индивид, полностью очистившийся от клеш и тем самым больше не возвращающийся в сансару, то есть не подчиняющийся закону кармы. Он совершенствуется дальше и достигает последней ступени архатства (dgra bcom pa). Архат последний, четвёртый плод совершенствующегося. Состояние архата высшая святость хинаяны, где подавлены все основные и малые клеши. Для достижения состояния архата требуется реализация пяти элементов, перечисленных во втором моменте процесса мышления.


VI. Элементы "обратимого психического процесса".

Последний, шестой, психический процесс называется обратимым психическим процессом (gzhan 'gyur bzhi), где участвуют четыре элемента:

1. сон (gnyid),
2. раскаяние ('gyod pa),
3. иллюзия (rtog pa),
4. исследование (dpyod pa).

Эти четыре элемента не входят в состав клеш. Поэтому они не подавляются усилием воли, а сон может быть прекращён просто через напряжённое сосредоточение. Остальные три элемента могут быть легко обращены на пользу совершенствования.
Васубандху утверждает, что полная реализация каждого элемента как психического процесса происходит в случае полного совпадения причины (rgyu) и условия (rkyen). Если присутствует причина процесса, но не будет при этом условия возбуждения, то не будет психического процесса раскаяния или угрызения совести и т.п., и, наоборот, хотя есть условие для возбуждения, но не будет причины, то не произойдёт самого процесса. Поэтому для прекращения такого нежелательного процесса, как сон при самадхи (сосредоточении), индивид усилием воли может разрушить совпадение причины и условия, т.е. отнимает один из компонентов
причину или условие. Вайбхашики говорят, что для ликвидации "сна" нарушение совпадения компонентов наступает при напряжённом сосредоточении.
Таким образом, основатели школы виджнянавады, Асанга и Васубандху (IV в. н.э.) признали указанные 51 элемент психическими процессами (sems byung lnga bcu gcig).


Список 51 психического элемента.

I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями.
1. Чувство.
2. Различаюшек сознание.
3. Активность сознания.
4. Сознание идейного.
5. Вездесущее соприкосновение.

II. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.
1. Желание.
2. Внимание.
3. Память.
4. Созерцание.
5. Интуиция.

III. Элементы, вызывающие добродеяния.
1. Вера.
2. Стыд.
3. Скромность.
4. Бесстрастие.
5. Отсутствие гнева.
6. Отсутствие невежества.
7. Прилежание.
8. Совершенство знаний.
9. Бдительность.
10. Равное отношение.
11. Сознание никому не вредить.

IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов.
1. Страсть.
2. Гнев.
3. Гордость.
4. Неведение.
5. Сомнение.
6. Пять неверных (ошибочных) воззрений.

V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов.
1. Злоба.
2. Страх.
3. Скрытность.
4. Пламенность души.
5. Зависть.
6. Жадность.
7. Мираж, ложное видение.
8. Ложь.
9. Горделивость.
10. Наведение страха.
11. Бесстыдство.
12. Нескромность.
13. Язвительностъ (терзание других).
14. Утомляемость.
15. Неверие.
16. Аморальность.
17. Непредупредительностъ.
18. Забывчивость.
19. Непонятливость.
20. Состояние смятения.

VI. Элементы т.н. "обратимого психического процесса".
1. Сон.
2. Раскаяние.
3. Иллюзия, мечта.
4. Исследование.


\



Примечания.

1 F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhisin and Meaning of the Word "dharma". London, 1923, p. 55.

2 Rje btsung reng gd'a pa'i kun btus tikka. Тибетское издание, л. 25a.

3 – F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma". London, 1923, p. 35.

4 – "Nyon mongs chung ngu'i sa pa rnams" или "Biblioteca Buddhica", XX, тибетский перевод "Abhidharmakosa-karikah", Л., 1930, с. 144, 145.