| ![]() | 
        
          
            |  |  
            | Будда
– не далее вашей собственной ладони. Ссщностные наставления относительно ума.
 
 Мифам
Ринпоче1.
Перевод на англ: Кхенпо Палден Шераб, Кхенпо Цеванг Донгьял, Дебора
Локвурд, Майкл Кац.
             
             
 I. Кланяюсь Падмасамбхаве и
славному ламе,Соответственно [этому] пусть все чувствующие существа
силою этого объяснения придут к видению юного Манджушри, являющему собой
сострадательное действие вашего собственного осознавания, высшего
учителя, алмазной сути (светозарного Дзогпа
Ченпо).
            Осуществив это видение, пусть мы достигнем
просветления в течение этой жизни.Который есть эманация мудрого Манджушри
[и подобен] всем Буддам и их сыновьям.
            Тем, кто желает [обучиться] медитации распознавания
глубокой сущности ума,
            Я кратко объясню начало пути сущностных инструкций2.
            Вначале необходимо положиться на глубокие наставления
Учителя,
 У которого есть опыт переживания реализации.
            Если же вы не пришли к переживанию наставлений Учителя,
            То все ваши рвения и усилия в медитации подобны
выстрелу стрелой в темноте.
            По этой причине откажитесь от искажённых и надуманных
взглядов на медитацию.
            Главное здесь – поместить [осознавание] в
невымышленное самоустановившееся состояние;
 Лик обнажённой мудрости отделён от оболочки ума, (то есть того, что
опознаёт-определяет).
            [Благодаря] признанию [этой мудрости], вы достигаете
сути.
            Смысл того, что "неизменно с самого начала",
 – Это естественное, невымышленное состояние3.
            Развив внутреннюю убеждённость, что все явленное есть
суть Дхармакайи4,
 Не отвергайте (это знание).
            [Потакание] дискурсивным объяснениям [о Пути] подобно
охоте за радугой.
            Когда медитативные переживания возникают как
[результат] осознавания этого великого невымышленного состояния,
 То это происходит не через внешнее сосредоточение, (а скорее) благодаря
поддержанию неактивности5.
            Удивительно, [как] мы достигаем этого знания.
            
            II. В благоприятное время [выхода] в промежуточное
состояние
 [Вы] непрерывно поддерживаете постоянное неколебимое состояние
 Благодаря памятованию о самоустановившемся состоянии "ума, как
такового".
            Просто пребывать в этом состоянии – уже достаточно.
 Невымышленный ум есть нечто иное, как это.
            [Если есть помрачения] вследствие возникновения
облаков ментального анализа,
 [Создающие] различение между объектом и субъектом медитации,
            То в это время [вспомните] природу ума, который от
начала невымышлен,
 – "Ум сам по себе", обширный, как небо.
            [Посредством] релаксации освободитесь от напряжения и
отбросьте привязанность к [этим концепциям].
            Самоустановившееся знание – это не мысли,
растекающиеся в различных направлениях.
            Оно есть ясная, лучезарная пустота, не имеющая ничего
общего с умственными привязанностями.
            [Это состояние] невозможно описать примером, символом
или словами.
            Вы прямо постигаете окончательное осознавание силой
различающей мудрости.
            Это – ваше собственное лицо, заслонённое пятнами
поспешных представлений,
 Путаницей разных обманчивых иллюзий. Как прискорбно!
            Что можно обрести, хватаясь за мираж? Какой смысл
следовать этим разным сновидениям? Какая польза в том, чтобы хвататься
за пространство?
 Мы поворачиваем голову в направлении этих разнообразных концепций.
            Оставь это бессмысленное истощающее занятие и
расслабься в изначальной сфере.
            Настоящее небо – это [знание], что сансара и нирвана –
лишь иллюзорное зрелище.
            Хотя зрелища разнообразны, усмотри в них всех единый
вкус.
 Погрузившись глубоко в медитацию, мгновенно вспомнишь о подобном небу
осознавании;
            Обнажённом, самоустановленном, живом осознавании,
свободном от понятийности.
            [Естественный ум] – вне знания или незнания, счастья
или страдания.
            Блаженство приходит в [этом] всецело релаксированном
состоянии.
            В это время – идёшь ты или стоишь, принимаешь ли пищу
или спишь
 – Ты непрерывно знаешь это
состояние, и [здесь] всё есть Путь.
            [Таким образом], смысл полноты внимания – это
осознавание, подобное небу.
 [И даже] в период после [формальной] медитации ваши концепции заметно
убывают.
            
            III. В благоприятное время конечного состояния
            В отношении четырёх обстоятельств6 привычные
стереотипы,
 Из коих возникают все наши представления, трансформируются.
            [Вы] овладеваете способностью вновь мирно отдыхать в
городе неизменной врождённой мудрости.
            То, что называется сансарой, всего лишь мысленное
представление (концептуализация).
            Великая мудрость свободна от любых концептуализаций.
 В это время всё, что возникает, проявляется как полностью совершенное.
            Состояние великого Ясного Света – непрерывно днём и
ночью.
            Оно не связано с картинами вспоминания и
не-вспоминания,
            А также с отходом от [себя самого, то есть от] своего
собственного места через сосредоточение на всепроникающем первичном
основании.
            В это время вы приходите к достижению, не прилагая
усилия.
            Без исключения, качества путей и оснований –
ясновидение, сострадание и т.п.
 – Возникают сами собой7,
возрастая, подобно сочной траве летом.
            Свободное от опасений и тщеславия, освобожденное от
надежды и страха,
 Это есть нерождённое, нескончаемое, великое счастье, безбрежное, как
небо.
            Эта великая йога [подобна] играющему Гаруде в небе
беспристрастного Великого Совершенства.
            Чудесно!
            При опоре на сущностные наставления учителя
 Путь к проявлению этой глубочайшей сердцевинной мудрости,
 – Завершить два накопления8,
на огромном Пути, подобном океану.
            И тогда без всяких трудностей [реализация] окажется в
ваших руках.
            Удивительно!
 
 
 
   
            
            \ 
 
 
             
 Примечания.1 – Этот текст составил великий мастер Дзогчен школы Ньингма Мифам
Жамьянг Дордже Ринпоче (1846-1914). Мифам
Ринпоче – знаменитый тибетский мастер и учёный
девятнадцатого столетия, ученик Патрула Ринпоче Мифама, который написал
нмогие комментарии на Дзогчен и другие
буддийские учения.
 2 – Сущностные инструкции – сердечные
инструкции Гуру. Сжатое, сущностное наставление по медитации,
передаваемое Учителем своим сердечным ученикам. 3
            – Невымышленное состояние – осознавание, возникающее как непрерывное
восприятие; чистое присутствие, возникающее так, что оно не нуждается в
исправлениях, и не создаваемое причинами. Для дополнительной информации
см. книгу Намкая
Норбу Ринпоче "Круг дня и ночи".
 4 – Дхармакайя –
"дхарма" означает всё существование, "кайя" означает измерение его.
Сущностное основание бытия, чья сущность есть ясность и светимость и в
котором все феномены видятся как пустые от присущего существования. 5 – Медитативное переживание, возникающее
из неактивности (не-действия) – медитация Дзогчен неконцептуальна и
выполняется только посредством простого (без усилия) опознания своей
истинной необусловленной природы. Активность или усилия, прикладываемые
в медитации, противоположны релаксированному присутствию в практике
Дзогчен.
 6 – Четыре
обстоятельства – хождение, стояние, приём пищи и сон – четыре всё включающих действия, во время
которых практикующий Дзогчен старается сохранять осознавание.
 7
– Самовозникающие качества –
в качестве естественных следствий медитации Дзогчен продвинутые
практикующие могут развить великие трансцендентные качества, такие как
великая мудрость, сострадание, ясновидение и т.п.
 8 – Два накопления –
накопление заслуг благодаря добрым деяниям и накопление мудрости
благодаря созерцанию. Хотя оба они важны на пути Дхармы, Будда говорил,
что если бы человек мог сохранить состояние созерцания (накопление
мудрости) в течение времени, необходимого муравью, чтобы пройти от
кончика его носа до лба, то это было бы более благотворно для него, чем
вся его жизнь, проведённая в накоплении благих заслуг через добрые
поступки и щедрость. |  
            |  |  |