Cūḷavedalla suttaṃ.
Короткие вопросы и ответы.
Sutta
pitaka. Mūlapaṇṇāsam. Majjhima nikāyaя 44.
Примечание английского
переводчика: Будда
воздавал похвалу
монахине Дхаммадинне как превосходному учителю Дхармы среди своих
учениц-монахинь. В данной беседе она отвечает на вопросы мирянина
Висакхи, который, согласно комментарию, прежде был её мужем и торговцем
Раджагахи, он достиг стадии невозвращения.
***
Так я слышал, однажды Самый Почитаемый
находился близ Раджагахи в
бамбуковой роще Заповедник Белок. В то время практикующий в миру
Висакха пришёл к монахине Дхаммадинне, и, придя, поклонился ей, и сел
рядом. Сев рядом, он обратился к ней:
– Самоотождествление. Говорят: "Самоотождествление". Госпожа, о
каком самоотождествлении говорит Самый Почитаемый,
каковы его
характеристики?
– Есть Пять Накоплений Захваченности, друг Висакха: форма как
накопление захваченности, ощущения как накопление захваченности,
представления (восприятие образов) как накопление захваченности,
сформированный опыт как накопление захваченности, сознание как
накопление захваченности. Эти Пять Накоплений Захваченности и есть
самоотождествление, о котором говорит Самый Почитаемый.
– О да, госпожа, – сказал практикующий в миру Висакха, восхитившись
и возрадовавшись ответу монахини Дхаммадинны. Затем он задал её
следующий вопрос:
– Происхождение самоотождествления. Говорят: "Происхождение
самоотождествления". Госпожа, о каком происхождении самоотождествления
говорит Самый Почитаемый,
каковы его характеристики?
– Жажда, влекущая к последующему становлению, сопровождаемая
страстью, ищущая наслаждений то здесь, то там; то есть это жажда к
чувственным удовольствиям, жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к
не-становлению (к небытию). Она есть причина самоотождествления, друг
Висакха, о которой говорит Самый Почитаемый.
– Прекращение самоотождествления. Говорят: "Прекращение
самоотождествления". Госпожа, о каком прекращении самоотождествления
говорит Самый Почитаемый,
каковы его характеристики?
– Полное прекращение и остановка той самой жажды, отказ,
отъединение, освобождение и отдаление от неё (Освобождение-Отдаление) –
вот что является прекращением самоотождествления, друг Висакха, о
котором говорит Самый
Почитаемый.
– Путь практики, ведущий к прекращению самоотождествления. Говорят:
"Путь практики, ведущий к прекращению самоотождествления". Госпожа, о
каком пути, ведущем к прекращению самоотождествления, говорит Самый
Почитаемый, каковы его характеристики?
– Это говорится о Благородном Восьмеричном Пути, который есть
Правильный Взгляд, Правильное Мышление (Правильный Настрой), Правильная
Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия,
Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. Вот что
называется путём практики, ведущим к прекращению самоотождествления,
друг Висакха, о котором говорит Самый Почитаемый.
– Госпожа, является ли захваченность тем же самым, что и накопления
захваченности, или это разные вещи?
– Друг Висакха, захваченность и накопления захваченности – это ни
одно и то же, однако, это не разные вещи. Где присутствует желание и
привязанность по отношению к Пяти Накоплениям Захваченности, там
присутствует захваченность.
– Госпожа, а как возникает самоотождествление?
– Друг Висакха, это случай, когда заурядный, не обладающий мудростью
человек, – не имеющий почтения к благородным, не разбирающийся в их
учении, не практикующий Дхарму; не имеющий почтения к святым людям, не
разбирающийся в их учении, не практикующий Дхарму, – полагает, что
форма (его тело) есть [его] сущность, или он думает, что "я" обладает
формой, или – что форма есть часть "я", или – что "я" есть часть формы.
Он полагает, что [его] ощущения есть [его] сущность, или он думает,
что "я" обладает ощущениями, или – что ощущения есть часть "я", или –
что "я" есть часть ощущений.
Он полагает, что [его] представления есть [его] сущность, или он
думает, что "я" обладает представлениями, или – что представления есть
часть "я", или – что "я" есть часть представлений.
Он полагает, что [его] сформированный опыт есть [его] сущность, или
он думает, что "я" обладает сформированным опытом, или – что
сформированный опыт есть часть "я", или – что "я" есть часть
сформированного опыта.
Он полагает, что [его] сознание есть [его] сущность, или он думает,
что "я" обладает сознанием, или – что сознание есть часть "я", или –
что "я" есть часть сознания.
Вот как возникает самоотождествление.
– Госпожа, тогда в каком случае самоотождествление не возникает?
– Это случай, когда опытный ученик благородных, – имеющий почтение к
благородным, разбирающийся в их учении и практикующий Дхарму; имеющий
почтение к святым людям, разбирающийся в их учении и практикующий
Дхарму, – не полагает, что форма (его тело) есть [его] сущность, он не
думает, что "я" обладает формой, или – что форма есть часть "я", или –
что "я" есть часть формы.
Он не полагает, что [его] ощущения есть [его] сущность, он не
думает, что "я" обладает ощущениями, или – что ощущения есть часть "я",
или – что "я" есть часть ощущений.
Он не полагает, что [его] представления есть [его] сущность, он не
думает, что "я" обладает представлениями, или – что представления есть
часть "я", или – что "я" есть часть представлений.
Он не полагает, что [его] сформированный опыт есть [его] сущность,
он не думает, что "я" обладает сформированным опытом, или – что
сформированный опыт есть часть "я", или – что "я" есть часть
сформированного опыта.
Он не полагает, что [его] сознание есть [его] сущность, он не
думает, что "я" обладает сознанием, или – что сознание есть часть "я",
или – что "я" есть часть сознания.
Вот как не возникает самоотождествление.
– Ещё раз скажите, госпожа, что есть Благородный Восьмеричный Путь?
– Друг Висакха, Благородный Восьмеричный Путь – это Правильный
Взгляд, Правильное Мышление, Правильная Речь, Правильные Действия,
Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение
Внимания, Правильное Самадхи.
– Благородный Восьмеричный Путь создан или
не создан?
– Благородный Восьмеричный Путь создан.
– Госпожа, Благородный Восьмеричный Путь включает в себя три
совокупности (заслуги, концентрацию и мудрость различения), или три
совокупности включают в себя Благородный Восьмеричный Путь?
– Друг Висакха, не Благородный Восьмеричный Путь включает в себя три
совокупности, а три совокупности включают в себя Благородный
Восьмеричный Путь. Правильная Речь, Правильные Действия и Правильная
Жизнь относятся к накоплению заслуг. Правильные Усилия, Правильное
Сосредоточение Внимания и Правильное Самадхи относятся к накоплению
концентрации. Правильный Взгляд и Правильное Мышление относятся к
накоплению различающей мудрости.
– Госпожа, что подразумевается под концентрацией, каков её предмет,
какие качества необходимы для неё, и что она развивает?
– Друг Висакха, концентрация – это целеустремлённость сознания;
Четыре Темы для Сосредоточения Внимания являются её предметом; Четыре
Правильных Усилия – необходимые качества для неё; любое улучшение,
развитие и совершенствование этих качеств – вот что является развитием
концентрации.
– Госпожа, а что является сформированным
опытом?
– Друг Висакха, это три [типа] сформированного опыта: сформированный
опыт тела, сформированный опыт речи, сформированный опыт ума.
– Что же означает сформированный опыт
тела? Что означает
сформированный
опыт речи? Что означает сформированный опыт ума?
– Вдохи и выдохи – сформированный опыт тела. Обдумывание и Анализ –
сформированный опыт речи. Представления (восприятия образов) и ощущения
– сформированный опыт ума.
– Но почему вдохи и выдохи – сформированный опыт тела? Почему
Обдумывание (пали витакка / рассмотрение явления с точки зрения
возможных причин) и Анализ (пали
вичара / анализ причины с точки зрения возможных последствий) –
сформированный опыт речи? Почему представления и ощущения –
сформированный опыт ума?
– Вдохи и выдохи относятся к телу, это то, что связано с телом. Вот
почему вдохи и выдохи – это сформированный опыт тела. Сначала человек
думает над чем-либо и анализирует это, а затем он выражает это
посредством слов. Вот почему Обдумывание и Анализ – это сформированный
опыт речи. Представления и ощущения относятся к уму, это то, что
связано с умом. Вот почему представления и ощущения – это
сформированный опыт ума.
– Госпожа, как же достигается Остановка
Представлений
(Восприятий) и
Ощущений?
– Достигая Остановки Представлений и Ощущений, монах не думает: "Я
сейчас достигну прекращения представлений и ощущений", или: "Я сейчас
нахожусь в состоянии прекращения представлений и ощущений", или: "Я
сейчас достиг состояния прекращения представлений и ощущений". Но в
этом случае метод, в котором он упражнял свой ум, приводит его к этому
состоянию.
– Когда монах достигает Остановки Представлений и Ощущений, что
исчезает в первую очередь: сформированный опыт тела, сформированный
опыт речи или сформированный опыт ума?
– Друг Висакха, когда монах достигает Остановки Представлений и
Ощущений, в первую очередь исчезает сформированный опыт речи, затем –
сформированный опыт тела, и затем – сформированный опыт ума.
– Госпожа, как происходит выход из
состояния Остановки
Представлений и
Ощущений?
– Выходя из состояния Остановки Представлений и Ощущений, монах не
думает: "Я сейчас выйду из состояния прекращения представлений и
ощущений", или: "Я сейчас выхожу из состояния прекращения представлений
и ощущений", или: "Я сейчас вышел из состояния прекращения
представлений и ощущений". Но в этом случае метод, в котором он
упражнял свой ум, выводит его из этого состояния.
– Когда монах выходит из состояния Остановки Представлений и
Ощущений, что появляется в первую очередь: сформированный опыт тела,
сформированный опыт речи или сформированный опыт ума?
– Друг Висакха, когда монах выходит из состояния Остановки
Представлений и Ощущений, в первую очередь появляется сформированный
опыт ума, затем – сформированный опыт тела, и затем – сформированный
опыт речи.
– Госпожа, когда монах выходит из
состояния Остановки
Представлений и
Ощущений, сколько [видов] контакта он воспринимает?
– Друг Висакха, когда монах выходит из состояния Остановки
Представлений и Ощущений, он воспринимает три вида контакта: контакт с
состоянием пустоты, контакт с состоянием отсутствия признаков, контакт
с состоянием отсутствия направлений.
– Госпожа, когда монах выходит из состояния Остановки Представлений
и Ощущений, на что опирается его сознание, к чему оно тяготеет, к чему
склоняется?
– Друг Висакха, когда монах выходит из состояния Остановки
Представлений и Ощущений, его сознание опирается на уединение, к
уединению оно тяготеет, к уединению склоняется.
– Госпожа, какие виды ощущений существуют?
– Есть три вида ощущений: ощущения удовольствия, ощущения
неудовольствия и нейтральные ощущения ("ни удовольствие – ни
неудовольствие").
– Что можно отнести к ощущениям удовольствия? Что можно отнести к
ощущениям неудовольствия? Что можно отнести к нейтральным ощущениям?
– То, что переживается физически или умственно как приятное и
радостное, относится к ощущениям удовольствия. То, что переживается
физически или умственно как неприятное и болезненное, относится к
ощущениям неудовольствия. То, что переживается физически или умственно
как ни приятное, ни неприятное, относится к нейтральным ощущениям.
– Госпожа, каким образом ощущения удовольствия воспринимаются как
приятные, и как они становятся неприятными.
– Ощущения удовольствия приятны, пока они сохраняются, но при
изменении [условий] они становятся неприятными, друг Висакха. Ощущения
неудовольствия неприятны, пока они сохраняются, но при изменении
[условий] они становятся приятными. Нейтральные ощущения доставляют
удовольствие, когда есть знание [связанных с ними явлений], но они
заставляют страдать, когда этого знания нет.
– Какая захваченность возникает по отношению к ощущениям
удовольствия? Какая захваченность возникает по отношению к ощущениям
неудовольствия? Какая захваченность возникает по отношению к ощущениям
"ни удовольствия – ни неудовольствия"?
– По отношению к ощущениям удовольствия возникает захваченность
Привязанностью. По отношению к ощущениям неудовольствия возникает
захваченность Ненавистью. По отношению к ощущениям "ни удовольствия –
ни неудовольствия" возникает захваченность Невежеством.
– Возникает ли захваченность
Привязанностью по отношению ко
всем
ощущениям удовольствия? Возникает ли захваченность Ненавистью по
отношению ко всем ощущениям неудовольствия? Возникает ли захваченность
Невежеством по отношению ко всем ощущениям "ни удовольствия – ни
неудовольствия"?
– Нет…
– Что касается ощущений удовольствия, от чего здесь следует
отдаляться? Что касается ощущений неудовольствия, от чего здесь следует
отдаляться? Что касается ощущений "ни удовольствия – ни
неудовольствия", от чего здесь следует отдаляться?
– Следует отдаляться от Привязанности по отношению к ощущениям
удовольствия. Следует отдаляться от Ненависти по отношению к ощущениям
неудовольствия. Следует отдаляться от Невежества по отношению к
ощущениям "ни удовольствия – ни неудовольствия".
– Следует ли отъединяться от Привязанности по отношению ко всем
ощущениям удовольствия? Следует ли отъединяться от Ненависти по
отношению ко всем ощущениям неудовольствия? Следует ли отъединяться от
Невежества по отношению ко всем ощущениям ни удовольствия – ни
неудовольствия?
– Нет… Есть случай, когда монах, достаточно отдалившийся от
чувственных желаний, отдалившийся от неблагих качеств, входит и
остаётся в первой дхьяне: Радость и Удовольствие рождаются с
отдалением, сопровождаемые Обдумыванием и Анализом. Вместе с этим он
отдаляется от Привязанности. Здесь не возникает захваченности
Привязанностью. Есть случай, когда монах думает: "О когда я войду и
останусь в измерении, в которое входят и в котором пребывают те, кто
свят?" И когда он взращивает это сильное желание достичь
непревзойдённого Освобождения, в нём появляется печаль, основанная на
этом сильном желании. Вместе с этим он отдаляется от Ненависти. Здесь
не возникает захваченности Ненавистью. Есть случай, когда с
отъединением от удовольствия и неудовольствия – так же, как ранее перед
этим исчезли восторг и беспокойство, – монах входит и остается в
четвёртой дхьяне: в чистоте беспристрастности и осознанности, за
пределами страданий и удовольствий (пали адуккхам-асукха).
Вместе с этим он отдаляется от Невежества. Здесь не возникает
захваченности Невежеством.
– Госпожа, что находится на обратной
стороне чувства
удовольствия?
– Привязанность находится на обратной стороне чувства удовольствия.
– А что находится на обратной стороне
чувства неудовольствия?
– Ненависть находится на обратной стороне чувства неудовольствия.
– А что находится на обратной стороне
чувства "ни
удовольствие, ни
неудовольствие"?
– Невежество находится на обратной стороне чувства неудовольствия.
– Что является обратной стороной
Невежества?
– Просветление является обратной стороной Невежества.
– Что находится на обратной стороне
Просветления?
– Освобождение находится на обратной стороне Просветления.
– Что находится на обратной стороне
Освобождения?
– Свобода [от всех видов Захваченности] находится на обратной
стороне Освобождения.
– Что находится на обратной стороне Свободы?
– Друг Висакха, не заходи слишком далеко. Ты не можешь без конца
задавать вопросы. Это так, поскольку святая жизнь нацелена на
Освобождение, устремлена к Освобождению, заканчивается с Освобождением.
Если желаешь, ты можешь пойти к Самому Пробудившемуся
и спросить его об
этом. Что он скажет, то ты и должен принять на память.
Тогда практикующий в миру Висакха,
восхитившись и
возрадовавшись
словам монахини Дхаммадинны, поклонился ей и, обойдя её посолонь,
направился к Самому
Почитаемому. Придя и поклонившись Самому
Почитаемому, он сел рядом. Сев рядом, он пересказал Самому Почитаемому
весь свой разговор с монахиней Дхаммадинной. Когда он закончил
пересказ, Самый
Почитаемый сказал ему:
– Монахиня Дхаммадинна мудра, Висакха. Это женщина обладает великой
мудростью различения. Если ты задашь мне те же вопросы, я отвечу на них
также, как отвечала она. Смысл именно в этом. Вот так ты и должен
принять это на память.
Вот что сказал Самый Почитаемый.
Испытав радость, практикующий в миру
Висакха восхитился словами Самого Почитаемого.
\
|