Vitakkasanthana
sutta.
Расслабление мыслей.
Sutta
pitaka. Mūlapaṇṇāsam. Majjhima nikāya
20.
Перевод
с английского Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху.
Так я слышал.
Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в
роще Джеты,
монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи!
– Да, господин, – ответили монахи.
Благословенный сказал:
– Когда монах намеревается привести ум в более высокое состояние, есть
пять тем, на которые он должен обращать внимание в соответствующих
случаях. Какие именно пять?
Бывает, что злые, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением,
или заблуждением – возникают у монаха, в то время как он рассматривает
и обращает внимание на какую-то тему. Он должен
обратить внимание на другую тему, помимо этой, связанную с тем, что
умело. Когда он обращает внимание на эту другую тему ..., злые,
неумелые мысли ... отбрасываются и стихают. С их уходом, он
уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и
сосредотачивает его. Точно так же, как умелый плотник или его ученик
использовал бы маленький клин, чтобы выбить, вытащить, и вынуть
большой; аналогично ... он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает
его, объединяет его, и сосредотачивает его.
Если злые, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или
заблуждением – всё ещё возникают у монаха, в то время как он обращает
внимание на эту другую тему, связанную с тем, что умело, он должен
тщательно исследовать недостатки этих мыслей: "Действительно, эти мои
мысли – неумелы ... заслуживают порицания ... эти мои мысли приводят к
страданию". И когда он тщательно исследует их недостатки ..., злые,
неумелые мысли ... отбрасываются и стихают. С их уходом, он
уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и
сосредотачивает его. Точно также, как молодая женщина – или молодой
человек – любящая украшения, пришла бы в ужас, была бы оскорблена, и
испытывала бы отвращение, если скелет змеи, собаки или человека был бы
повешен ей на шею; таким же образом ... монах уравновешивает свой ум
изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его.
Если злые, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением или
заблуждением – всё ещё возникают у монаха, в то время как он тщательно
исследует недостатки таких мыслей, он не должен занимать ими свой ум и
не уделять никакого внимания таким мыслям. Поскольку он не занимает ими
свой ум и не уделяет им никакого внимания ... эти злые, неумелые мысли
отбрасываются и стихают. С их уходом, он уравновешивает свой ум
изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его. Точно
также, как человек с хорошим зрением, не желая видеть формы, которые
вошли в его поле зрения, закрывает глаза или смотрит в сторону;
аналогично ... монах уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его,
объединяет его, и сосредотачивает его.
Если злые, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением или
заблуждением – всё ещё возникают у монаха, в то время как он не
занимает ими свой ум и не уделяет им никакого внимания, он должен
обратить внимание на расслабление мысле-конструирования, связанного с
такими мыслями. И когда он обращает внимание на расслабление
мысле-конструирования, связанного с такими мыслями, ... эти злые,
неумелые мысли отбрасываются и стихают. С их уходом, уравновешивает
свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает
его. Точно так же, как к быстро идущему человеку приходит мысль:
"Почему я иду быстро? Почему бы мне не идти медленно?", и он начинает
идти медленно. К нему приходит мысль: "Почему я иду медленно? Почему бы
мне не стоять?", так что он останавливается. К нему приходит мысль:
"Почему я стою? Почему бы мне не сесть?", так что он садится. К нему
приходит мысль: "Почему я сижу? Почему бы мне не лечь?", так что он
ложится. Таким образом, он переходит из более грубой позы в более
тонкую. Аналогично ... монах уравновешивает свой ум изнутри,
успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его.
Если злые, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением или
заблуждением – всё ещё возникают у монаха, в то время как он обращает
внимание на расслабление мысле-конструирования,
связанного с такими мыслями, то – стиснув зубы и
прижав язык к нёбу –
он сдавливает, сдерживает, и сминает свой ум с помощью своего
осознания. Когда, стиснув зубы и прижав язык к нёбу – он сдавливает,
сдерживает, и сминает свой ум с помощью своего осознания ... эти злые,
неумелые мысли отбрасываются и стихают. С их уходом, он уравновешивает
свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает
его. Точно так же, как сильный человек, схватив более слабого человека
за голову, горло или плечи, сдавливает, сдерживает и сминает его;
аналогично ... монах уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его,
объединяет его, и сосредотачивает его.
И вот когда монах ... обращая внимание на другую тему ... тщательно
исследуя недостатки таких мыслей ... не занимая ум и не уделяя никакого
внимания таким мыслям ... обращая внимание на расслабление
мысле-конструирования, связанного с такими мыслями ... сдавливая,
сдерживая и сминая ум с помощью своего осознания ... уравновешивает
свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает
его: тогда его называют монахом, владеющим мастерством цепочек мысли.
Он думает ту мысль, которую хочет, и не думает ту мысль, которую не
хочет. Он отсёк пристрастие, отбросил оковы, и с помощью правильного
проникновения в суть самомнения, – положил конец страданию.
Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его
словам.
\
|