Chachakka sutta.
Шесть групп по шесть составляющих.
Sutta
pitaka. Uparipaṇṇāsam. Majjhima nikāya 148.
Так
я слышал,
однажды Самый Почитаемый
находился близ Саваттхи в
Роще Джеты, в Монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи!
– Да, Преподобный
Учитель, – отозвались
монахи.
– Монахи, я дам вам Учение,
превосходное в начале, превосходное в
середине и превосходное в конце. Я разъясню вам святую жизнь в её
подробностях и в её сути, всецело совершенную, необычайно чистую.
Другими словами, это Учение о шести группах из шести составляющих в
каждой. Слушайте внимательно то, о чём я вам расскажу.
– Хорошо, Преподобный
Учитель, –
ответили монахи.
Самый Почитаемый
сказал:
"Вы должны знать о шести внутренних
посредниках. Вы должны знать о
шести внешних посредниках. Вы должны знать о шести типах сознания. Вы
должны знать о шести типах контакта. Вы должны знать о шести типах
чувств. Вы должны знать о шести типах жажды.
"Вы должны знать о
шести внутренних
посредниках", – так было
сказано. В отношении чего было так сказано? Глаз есть посредник, ухо
есть посредник, нос есть посредник, язык есть посредник, тело есть
посредник, рассудок (воспринимающий ум) есть посредник. "Вы должны
знать о шести внутренних посредниках", – так было сказано, и вот, в
отношении чего так было сказано. Это первая группа из шести
составляющих.
"Вы должны знать о шести внешних
посредниках", – так было сказано. В
отношении чего было так сказано? Форма есть посредник, звук есть
посредник, запах есть посредник, вкус есть посредник, осязание (объект
тактильного восприятия) есть посредник, мысли есть посредник. "Вы
должны знать о шести внешних посредниках", – так было сказано, и вот, в
отношении чего так было сказано. Это вторая группа из шести
составляющих.
"Вы должны знать о
шести типах
сознания", – так было сказано. В
отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза (органа
зрения) и формы (объектов зрительного восприятия) возникает зрительное
осознание. При посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание.
При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное осознание. При
посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. При
посредничестве тела и осязания возникает тактильное осознание. При
посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. "Вы
должны знать о шести типах сознания", – так было сказано, и вот, в
отношении чего так было сказано. Это третья группа из шести
составляющих.
"Вы должны знать о шести типах
контакта", – так было сказано. В
отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы
возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При
посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. Встреча этих
трёх есть контакт. При посредничестве носа и запаха возникает
обонятельное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При
посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. Встреча этих
трёх есть контакт. При посредничестве тела и осязания возникает
тактильное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При
посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание.
Встреча этих трёх есть контакт. "Вы должны знать о шести типах
контакта", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было
сказано. Это четвёртая группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о
шести типах
чувств", – так было сказано. В
отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы
возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С
контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При
посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. Встреча этих
трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает
чувство. При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное
осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым
условием, возникает чувство. При посредничестве языка и вкуса возникает
вкусовое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как
необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве тела и
осязания возникает тактильное осознание. Встреча этих трёх есть
контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При
посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание.
Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием,
возникает чувство. "Вы должны знать о шести типах чувств", – так было
сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это пятая группа из
шести составляющих.
"Вы должны знать о шести типах жажды",
– так было сказано. В
отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы
возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С
контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как
необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве уха и звука
возникает слуховое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С
контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как
необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве носа и запаха
возникает обонятельное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С
контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как
необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве языка и вкуса
возникает вкусовое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С
контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как
необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве тела и
осязания возникает тактильное осознание. Встреча этих трёх есть
контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С
чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве
рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх
есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство.
С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. "Вы должны знать
о шести типах жажды", – так было сказано, и вот, в отношении чего так
было сказано. Это шестая группа из шести составляющих.
Если кто-то скажет: "Глаз – это я
(моя сущность)", – это не будет
логично. Понятно, что глаз – это то, что непостоянно (возникает и
исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя
сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Глаз – это я",
– это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я".
Если кто-то скажет: "Форма – это я", –
это не будет логично.
Понятно, что форма – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна,
то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему,
если кто-то скажет: "Форма – это я", – это не будет логично. Поэтому
глаз не есть "я", форма не есть "я".
Если кто-то скажет: "Зрительное
осознание – это я", – это не будет
логично. Понятно, что зрительное осознание – это то, что непостоянно.
Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Зрительное осознание –
это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть
"я", зрительное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Зрительный контакт
– это я", – это не будет
логично. Понятно, что зрительный контакт – это то, что непостоянно. Так
как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Зрительный контакт – это
я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть
"я", зрительное осознание не есть "я", зрительный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от зрительного контакта] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от зрительного контакта] – это я", – это не будет логично.
Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не
есть "я", зрительный контакт не есть "я", чувство [возникающее от
зрительного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная
со зрительными ощущениями] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что
непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда
[связанная со зрительными ощущениями] – это я", – это не будет логично.
Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не
есть "я", зрительный контакт не есть "я", чувство [возникающее от
зрительного контакта] не есть "я", жажда [связанная со зрительными
ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Ухо – это я
(моя сущность)", – это не будет
логично. Понятно, что ухо – это то, что непостоянно (возникает и
исчезает). Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя
сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Ухо – это я", –
это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я".
Если кто-то скажет: "Звук – это я", –
это не будет логично. Понятно,
что звук – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого
следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то
скажет: "Звук – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть
"я", звук не есть "я".
Если кто-то скажет: "Слуховое осознание
– это я", – это не будет
логично. Понятно, что слуховое осознание – это то, что непостоянно. Так
как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Слуховое осознание – это
я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я",
слуховое осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Слуховой контакт –
это я", – это не будет
логично. Понятно, что слуховой контакт – это то, что непостоянно. Так
как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Слуховой контакт – это
я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я",
слуховое осознание не есть "я", слуховой контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от слухового контакта] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от слухового контакта] – это я", – это не будет логично.
Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть
"я", слуховой контакт не есть "я", чувство [возникающее от слухового
контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная
со слуховыми ощущениями] – это
я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что
непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда
[связанная со слуховыми ощущениями] – это я", – это не будет логично.
Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть
"я", слуховой контакт не есть "я", чувство [возникающее от слухового
контакта] не есть "я", жажда [связанная со слуховыми ощущениями] не
есть "я".
Если кто-то скажет: "Нос – это я
(моя сущность)", – это не будет
логично. Понятно, что нос – это то, что непостоянно (возникает и
исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя
сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Нос – это я", –
это не будет логично. Поэтому нос не есть "я".
Если кто-то скажет: "Запах – это я", –
это не будет логично.
Понятно, что запах – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен,
то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему,
если кто-то скажет: "Запах – это я", – это не будет логично. Поэтому
нос не есть "я", запах не есть "я".
Если кто-то скажет: "Обонятельное
осознание – это я", – это не будет
логично. Понятно, что обонятельное осознание – это то, что непостоянно.
Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Обонятельное осознание –
это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть
"я", обонятельное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Обонятельный
контакт – это я", – это не будет
логично. Понятно, что обонятельный контакт – это то, что непостоянно.
Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Обонятельный контакт –
это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть
"я", обонятельное осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть
"я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от обонятельного контакта]
– это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от обонятельного контакта] – это я", – это не будет
логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное
осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть "я", чувство
[возникающее от обонятельного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с
обонятельными ощущениями] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что
непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда
[связанная с обонятельными ощущениями] – это я", – это не будет
логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное
осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть "я", чувство
[возникающее от обонятельного контакта] не есть "я", жажда [связанная с
обонятельными ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Язык – это я
(моя сущность)", – это не будет
логично. Понятно, что язык – это то, что непостоянно (возникает и
исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя
сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Язык – это я",
– это не будет логично. Поэтому язык не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкус – это я", –
это не будет логично. Понятно,
что вкус – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого
следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то
скажет: "Вкус – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть
"я", вкус не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкусовое осознание
– это я", – это не будет
логично. Понятно, что вкусовое осознание – это то, что непостоянно. Так
как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Вкусовое осознание – это
я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я",
вкусовое осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкусовой контакт –
это я", – это не будет
логично. Понятно, что вкусовой контакт – это то, что непостоянно. Так
как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Вкусовой контакт – это
я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я",
вкусовое осознание не есть "я", вкусовой контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от вкусового контакта] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от вкусового контакта] – это я", – это не будет логично.
Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть
"я", вкусовой контакт не есть "я", чувство [возникающее от вкусового
контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с
вкусовыми ощущениями] – это
я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что
непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда
[связанная с вкусовыми ощущениями] – это я", – это не будет логично.
Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть
"я", вкусовой контакт не есть "я", чувство [возникающее от вкусового
контакта] не есть "я", жажда [связанная с вкусовыми ощущениями] не есть
"я".
Если кто-то скажет: "Тело – это я
(моя сущность)", – это не будет
логично. Понятно, что тело – это то, что непостоянно (возникает и
исчезает). Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя
сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тело – это я",
– это не будет логично. Поэтому тело не есть "я".
Если кто-то скажет: "Осязание – это я",
– это не будет логично.
Понятно, что осязание – это то, что непостоянно. Так как оно
непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна".
Вот почему, если кто-то скажет: "Осязание – это я", – это не будет
логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Тактильное
осознание – это я", – это не будет
логично. Понятно, что тактильное осознание – это то, что непостоянно.
Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тактильное осознание –
это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не
есть "я", тактильное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Тактильный контакт
– это я", – это не будет
логично. Понятно, что тактильный контакт – это то, что непостоянно. Так
как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тактильный контакт – это
я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть
"я", тактильное осознание не есть "я", тактильный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от тактильного контакта] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от тактильного контакта] – это я", – это не будет логично.
Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не
есть "я", тактильный контакт не есть "я", чувство [возникающее от
тактильного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с
тактильными ощущениями] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что
непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда
[связанная с тактильными ощущениями] – это я", – это не будет логично.
Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не
есть "я", тактильный контакт не есть "я", чувство [возникающее от
тактильного контакта] не есть "я", жажда [связанная с тактильными
ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Рассудок
(воспринимающий ум) – это я", – это не
будет логично. Понятно, что рассудок – это то, что непостоянно
(возникает и исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало
бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет:
"Рассудок – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок
(воспринимающий ум) не есть "я".
Если кто-то скажет: "Мысли – это я", –
это не будет логично.
Понятно, что мысли – это то, что непостоянно. Так как они непостоянны,
то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему,
если кто-то скажет: "Мысли – это я", – это не будет логично. Поэтому
рассудок не есть "я", мысли не есть "я".
Если кто-то скажет: "Рассудочное
осознание – это я", – это не будет
логично. Понятно, что рассудочное осознание – это то, что непостоянно.
Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Рассудочное осознание –
это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не
есть "я", рассудочное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Умственный контакт
– это я", – это не будет
логично. Понятно, что умственный контакт – это то, что непостоянно. Так
как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Умственный контакт – это
я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть
"я", рассудочное осознание не есть "я", умственный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от умственного контакта] –
это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что
непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что
"моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство
[возникающее от умственного контакта] – это я", – это не будет логично.
Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное осознание
не есть "я", умственный контакт не есть "я", чувство [возникающее от
умственного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с
ощущениями ума] – это я", –
это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так
как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность
непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная с
ощущениями ума] – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок
(воспринимающий ум) не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное
осознание не есть "я", умственный контакт не есть "я", чувство
[возникающее от умственного контакта] не есть "я", жажда [связанная с
ощущениями ума] не есть "я".
Ошибочный
взгляд на телесное
существование – самоотождествление.
Вот,
монахи,
путь, ведущий к
самоотождествлению:
Полагать относительно глаза: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно формы: "Это я, это моя сущность, это
то, чем я являюсь". Полагать относительно зрительного осознания: "Это
я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
зрительного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно чувства [возникающего от зрительного контакта]:
"Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
жажды [связанной со зрительными ощущениями]: "Это я, это моя сущность,
это то, чем я являюсь".
Полагать относительно уха: "Это я, это
моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно звука: "Это я, это моя сущность, это
то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового осознания: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
слухового контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно чувства [возникающего от слухового контакта]:
"Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
жажды [связанной со слуховыми ощущениями]: "Это я, это моя сущность,
это то, чем я являюсь".
Полагать
относительно носа: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно запаха: "Это я, это моя сущность, это
то, чем я являюсь". Полагать относительно обонятельного осознания: "Это
я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
обонятельного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от обонятельного
контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать
относительно жажды [связанной с обонятельными ощущениями]: "Это я, это
моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно языка: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно вкуса:
"Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
вкусового осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно вкусового контакта: "Это я, это моя сущность, это
то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от
вкусового контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно жажды [связанной с вкусовыми ощущениями]: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать
относительно тела: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно осязания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно тактильного осознания: "Это я, это моя
сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно тактильного
контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать
относительно чувства [возникающего от тактильного контакта]: "Это я,
это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды
[связанной с тактильными ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то,
чем я являюсь".
Полагать
относительно рассудка: "Это я, это моя сущность, это то, чем я
являюсь". Полагать относительно мыслей: "Это я, это моя сущность, это
то, чем я являюсь". Полагать относительно рассудочного осознания: "Это
я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
умственного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно чувства [возникающего от умственного контакта]:
"Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно
жажды [связанной с ощущениями ума]: "Это я, это моя сущность, это то,
чем я являюсь".
Прекращение
самоотождествления –
ошибочного взгляда на телесное существование.
А
вот,
монахи, путь практики, который
ведёт к прекращению самоотождествления:
Полагать
относительно глаза: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это
не то, чем я являюсь". Полагать относительно формы: "Это не есть я, это
не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно зрительного осознания: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно
зрительного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего
от зрительного контакта]: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды
[связанной со зрительными ощущениями]: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать
относительно уха: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это
не то, чем я являюсь". Полагать относительно звука: "Это не есть я, это
не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно слухового осознания: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового
контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то,
чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от
слухового контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной со
слуховыми ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь".
Полагать
относительно носа: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это
не то, чем я являюсь". Полагать относительно запаха: "Это не есть я,
это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно обонятельного осознания: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно
обонятельного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего
от обонятельного контакта]: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды
[связанной с обонятельными ощущениями]: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать
относительно языка: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это
не то, чем я являюсь". Полагать относительно вкуса: "Это не есть я, это
не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно вкусового осознания: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно вкусового
контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то,
чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от
вкусового контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с
вкусовыми ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь".
Полагать
относительно тела: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это
не то, чем я являюсь". Полагать относительно осязания: "Это не есть я,
это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно тактильного осознания: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно
тактильного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего
от тактильного контакта]: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды
[связанной с тактильными ощущениями]: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать
относительно рассудка: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно мыслей: "Это не есть
я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать
относительно рассудочного осознания: "Это не есть я, это не является
моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно
умственного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью,
это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего
от умственного контакта]: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды
[связанной с ощущениями ума]: "Это не есть я, это не является моей
сущностью, это не то, чем я являюсь".
Привязанность,
Ненависть и Невежество.
Захваченность Тремя Ядами.
Находясь
в зависимости от глаза и формы, возникает зрительное осознание. Встреча
этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием,
возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или
нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства,
связанные со зрением). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия,
человек испытывает пристрастие к нему, одобрительно относится к нему,
испытывает привязанность к нему, то возникает захваченность
Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек
испытывает муки, печаль, если он плачет, бьёт себя в грудь или теряет
рассудок, то возникает захваченность Ненавистью. Если, соприкасаясь с
чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек не понимает
правильно ("так, как оно есть") его причины, его прекращения; того,
почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого
чувства, тогда возникает захваченность Невежеством. Как человек, – не
отдалившийся от привязанности по отношению к чувству удовольствия, не
разрушивший ненависти по отношению к чувству неудовольствия, не
искоренивший невежества по отношению к чувству ни удовольствия, ни
неудовольствия, – может положить конец страданиям и мукам здесь и
сейчас? – это невозможно.
Находясь
в
зависимости от уха и звука, возникает слуховое осознание…
Находясь в зависимости от носа и
запаха, возникает обонятельное осознание…
Находясь
в
зависимости от языка и запаха, возникает вкусовое осознание…
Находясь в зависимости от тела и
осязания, возникает тактильное осознание…
Находясь
в зависимости от рассудка и мыслей, возникает рассудочное осознание.
Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием,
возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или
нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства,
связанные с работой ума). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия,
человек испытывает пристрастие к нему, одобрительно относится к нему,
испытывает привязанность к нему, то возникает захваченность
Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек
испытывает муки, печаль, если он плачет, бьёт себя в грудь или теряет
рассудок, то возникает захваченность Ненавистью. Если, соприкасаясь с
чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек не понимает
правильно ("так, как оно есть") его причины, его прекращения; того,
почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого
чувства, тогда возникает захваченность Невежеством. Как человек, – не
отдалившийся от привязанности по отношению к чувству удовольствия, не
разрушивший ненависти по отношению к чувству неудовольствия, не
искоренивший невежества по отношению к чувству ни удовольствия, ни
неудовольствия, – может положить конец страданиям и мукам здесь и
сейчас? – это невозможно.
Искоренение
Привязанности, Ненависти и
Невежества.
Находясь
в зависимости от глаза и формы, возникает зрительное осознание. Встреча
этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием,
возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или
нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства,
связанные со зрением). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия,
человек не испытывает пристрастия к нему, не относится одобрительно к
нему, не испытывает привязанности к нему, то не возникает захваченности
Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек
не испытывает муки, печали, если он не плачет, не бьёт себя в грудь, не
теряет рассудок, то не возникает захваченности Ненавистью. Если,
соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек
понимает правильно ("так, как оно есть") его причину, его прекращение;
то, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого
чувства, тогда не возникает захваченности Невежеством. Такой человек,
отдалившись от привязанности по отношению к чувству удовольствия,
разрушив ненависть по отношению к чувству неудовольствия, искоренив
невежество по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия,
может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас, – это возможно.
Находясь
в
зависимости от уха и звука, возникает слуховое осознание…
Находясь в зависимости от носа и
запаха, возникает обонятельное осознание…
Находясь
в
зависимости от языка и запаха, возникает вкусовое осознание…
Находясь в зависимости от тела и
осязания, возникает тактильное осознание…
Находясь
в зависимости от рассудка и мыслей, возникает рассудочное осознание.
Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием,
возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или
нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства,
связанные с работой ума). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия,
человек не испытывает пристрастия к нему, не относится одобрительно к
нему, не испытывает привязанности к нему, то не возникает захваченности
Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек
не испытывает муки, печали, если он не плачет, не бьёт себя в грудь, не
теряет рассудок, то не возникает захваченности Ненавистью. Если,
соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек
понимает правильно ("так, как оно есть") его причину, его прекращение;
то, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого
чувства, тогда не возникает захваченности Невежеством. Такой человек,
отдалившись от привязанности по отношению к чувству удовольствия,
разрушив ненависть по отношению к чувству неудовольствия, искоренив
невежество по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия,
может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас, – это возможно.
Непривязанность
по отношению к шести
группам из шести составляющих.
Понимая
это, опытный ученик благородных взращивает непривязанность по отношению
к глазу, непривязанность по отношению к форме, непривязанность по
отношению к зрительному осознанию, непривязанность по отношению к
зрительному контакту, непривязанность по отношению к чувству
[возникающему от зрительного контакта], непривязанность по отношению к
жажде [связанной со зрительными ощущениями].
Он
взращивает непривязанность по отношению к уху, непривязанность по
отношению к звуку, непривязанность по отношению к слуховому осознанию,
непривязанность по отношению к слуховому контакту, непривязанность по
отношению к чувству [возникающему от слухового контакта],
непривязанность по отношению к жажде [связанной со слуховыми
ощущениями].
Он
взращивает непривязанность по отношению к носу, непривязанность по
отношению к запаху, непривязанность по отношению к обонятельному
осознанию, непривязанность по отношению к обонятельному контакту,
непривязанность по отношению к чувству [возникающему от обонятельного
контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с
обонятельными ощущениями].
Он
взращивает непривязанность по отношению к языку, непривязанность по
отношению к вкусу, непривязанность по отношению к вкусовому осознанию,
непривязанность по отношению к вкусовому контакту, непривязанность по
отношению к чувству [возникающему от вкусового контакта],
непривязанность по отношению к жажде [связанной с вкусовыми ощущениями].
Он
взращивает непривязанность по отношению к телу, непривязанность по
отношению к осязанию, непривязанность по отношению к тактильному
осознанию, непривязанность по отношению к тактильному контакту,
непривязанность по отношению к чувству [возникающему от тактильного
контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с
тактильными ощущениями].
Он
взращивает непривязанность по отношению к рассудку (воспринимающему
уму), непривязанность по отношению к мыслям, непривязанность по
отношению к рассудочному осознанию, непривязанность по отношению к
умственному контакту, непривязанность по отношению к чувству
[возникающему от умственного контакта], непривязанность по отношению к
жажде [связанной с ощущениями ума].
Не
привязываясь, он обретает беспристрастность. Благодаря
беспристрастности он полностью освобождается. С Освобождением он
понимает: "Я – полностью свободен". Он осознаёт: "Рождений больше не
будет, святая жизнь подходит к завершению, цель достигнута. Нет причин
для перерождений в этом мире".
Вот
что сказал Самый Почитаемый. Испытав радость, монахи восхитились
словами Самого Почитаемого. И когда было дано это объяснение, души
(умы) шестидесяти монахов из-за отсутствия захваченностей полностью
освободились от волнений.
\
|