На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Chachakka sutta.
Шесть групп по шесть составляющих.

Sutta pitaka. Uparipaṇṇāsam. Majjhima nikāya 148.


Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в Монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи!
– Да, Преподобный Учитель, – отозвались монахи.
– Монахи, я дам вам Учение, превосходное в начале, превосходное в середине и превосходное в конце. Я разъясню вам святую жизнь в её подробностях и в её сути, всецело совершенную, необычайно чистую. Другими словами, это Учение о шести группах из шести составляющих в каждой. Слушайте внимательно то, о чём я вам расскажу.
– Хорошо, Преподобный Учитель, – ответили монахи.
Самый Почитаемый сказал:
"Вы должны знать о шести внутренних посредниках. Вы должны знать о шести внешних посредниках. Вы должны знать о шести типах сознания. Вы должны знать о шести типах контакта. Вы должны знать о шести типах чувств. Вы должны знать о шести типах жажды.
"Вы должны знать о шести внутренних посредниках", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? Глаз есть посредник, ухо есть посредник, нос есть посредник, язык есть посредник, тело есть посредник, рассудок (воспринимающий ум) есть посредник. "Вы должны знать о шести внутренних посредниках", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это первая группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о шести внешних посредниках", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? Форма есть посредник, звук есть посредник, запах есть посредник, вкус есть посредник, осязание (объект тактильного восприятия) есть посредник, мысли есть посредник. "Вы должны знать о шести внешних посредниках", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это вторая группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о шести типах сознания", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза (органа зрения) и формы (объектов зрительного восприятия) возникает зрительное осознание. При посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное осознание. При посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. При посредничестве тела и осязания возникает тактильное осознание. При посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. "Вы должны знать о шести типах сознания", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это третья группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о шести типах контакта", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При посредничестве тела и осязания возникает тактильное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. При посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. "Вы должны знать о шести типах контакта", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это четвёртая группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о шести типах чувств", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве тела и осязания возникает тактильное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. При посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. "Вы должны знать о шести типах чувств", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это пятая группа из шести составляющих.
"Вы должны знать о шести типах жажды", – так было сказано. В отношении чего было так сказано? При посредничестве глаза и формы возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве уха и звука возникает слуховое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве носа и запаха возникает обонятельное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве языка и вкуса возникает вкусовое осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве тела и осязания возникает тактильное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. При посредничестве рассудка и мысли возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает чувство. С чувством, как необходимым условием, возникает жажда. "Вы должны знать о шести типах жажды", – так было сказано, и вот, в отношении чего так было сказано. Это шестая группа из шести составляющих.
Если кто-то скажет: "Глаз – это я (моя сущность)", – это не будет логично. Понятно, что глаз – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Глаз – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я".
Если кто-то скажет: "Форма – это я", – это не будет логично. Понятно, что форма – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Форма – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я".
Если кто-то скажет: "Зрительное осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что зрительное осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Зрительное осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Зрительный контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что зрительный контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Зрительный контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не есть "я", зрительный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от зрительного контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от зрительного контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не есть "я", зрительный контакт не есть "я", чувство [возникающее от зрительного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная со зрительными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная со зрительными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Поэтому глаз не есть "я", форма не есть "я", зрительное осознание не есть "я", зрительный контакт не есть "я", чувство [возникающее от зрительного контакта] не есть "я", жажда [связанная со зрительными ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Ухо – это я (моя сущность)", – это не будет логично. Понятно, что ухо – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Ухо – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я".
Если кто-то скажет: "Звук – это я", – это не будет логично. Понятно, что звук – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Звук – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я".
Если кто-то скажет: "Слуховое осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что слуховое осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Слуховое осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Слуховой контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что слуховой контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Слуховой контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть "я", слуховой контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от слухового контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от слухового контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть "я", слуховой контакт не есть "я", чувство [возникающее от слухового контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная со слуховыми ощущениями] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная со слуховыми ощущениями] – это я", – это не будет логично. Поэтому ухо не есть "я", звук не есть "я", слуховое осознание не есть "я", слуховой контакт не есть "я", чувство [возникающее от слухового контакта] не есть "я", жажда [связанная со слуховыми ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Нос – это я (моя сущность)", – это не будет логично. Понятно, что нос – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Нос – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я".
Если кто-то скажет: "Запах – это я", – это не будет логично. Понятно, что запах – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Запах – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я".
Если кто-то скажет: "Обонятельное осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что обонятельное осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Обонятельное осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Обонятельный контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что обонятельный контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Обонятельный контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от обонятельного контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от обонятельного контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть "я", чувство [возникающее от обонятельного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с обонятельными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная с обонятельными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Поэтому нос не есть "я", запах не есть "я", обонятельное осознание не есть "я", обонятельный контакт не есть "я", чувство [возникающее от обонятельного контакта] не есть "я", жажда [связанная с обонятельными ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Язык – это я (моя сущность)", – это не будет логично. Понятно, что язык – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Язык – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкус – это я", – это не будет логично. Понятно, что вкус – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Вкус – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкусовое осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что вкусовое осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Вкусовое осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Вкусовой контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что вкусовой контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Вкусовой контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть "я", вкусовой контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от вкусового контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от вкусового контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть "я", вкусовой контакт не есть "я", чувство [возникающее от вкусового контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с вкусовыми ощущениями] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная с вкусовыми ощущениями] – это я", – это не будет логично. Поэтому язык не есть "я", вкус не есть "я", вкусовое осознание не есть "я", вкусовой контакт не есть "я", чувство [возникающее от вкусового контакта] не есть "я", жажда [связанная с вкусовыми ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Тело – это я (моя сущность)", – это не будет логично. Понятно, что тело – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тело – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я".
Если кто-то скажет: "Осязание – это я", – это не будет логично. Понятно, что осязание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Осязание – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Тактильное осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что тактильное осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тактильное осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Тактильный контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что тактильный контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Тактильный контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не есть "я", тактильный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от тактильного контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от тактильного контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не есть "я", тактильный контакт не есть "я", чувство [возникающее от тактильного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с тактильными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная с тактильными ощущениями] – это я", – это не будет логично. Поэтому тело не есть "я", осязание не есть "я", тактильное осознание не есть "я", тактильный контакт не есть "я", чувство [возникающее от тактильного контакта] не есть "я", жажда [связанная с тактильными ощущениями] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Рассудок (воспринимающий ум) – это я", – это не будет логично. Понятно, что рассудок – это то, что непостоянно (возникает и исчезает). Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Рассудок – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок (воспринимающий ум) не есть "я".
Если кто-то скажет: "Мысли – это я", – это не будет логично. Понятно, что мысли – это то, что непостоянно. Так как они непостоянны, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Мысли – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть "я".
Если кто-то скажет: "Рассудочное осознание – это я", – это не будет логично. Понятно, что рассудочное осознание – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Рассудочное осознание – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное осознание не есть "я".
Если кто-то скажет: "Умственный контакт – это я", – это не будет логично. Понятно, что умственный контакт – это то, что непостоянно. Так как он непостоянен, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Умственный контакт – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное осознание не есть "я", умственный контакт не есть "я".
Если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от умственного контакта] – это я", – это не будет логично. Понятно, что чувство – это то, что непостоянно. Так как оно непостоянно, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Чувство [возникающее от умственного контакта] – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное осознание не есть "я", умственный контакт не есть "я", чувство [возникающее от умственного контакта] не есть "я".
Если кто-то скажет: "Жажда [связанная с ощущениями ума] – это я", – это не будет логично. Понятно, что жажда – это то, что непостоянно. Так как она непостоянна, то из этого следовало бы, что "моя сущность непостоянна". Вот почему, если кто-то скажет: "Жажда [связанная с ощущениями ума] – это я", – это не будет логично. Поэтому рассудок (воспринимающий ум) не есть "я", мысли не есть "я", рассудочное осознание не есть "я", умственный контакт не есть "я", чувство [возникающее от умственного контакта] не есть "я", жажда [связанная с ощущениями ума] не есть "я".

Ошибочный взгляд на телесное существование – самоотождествление.

Вот, монахи, путь, ведущий к самоотождествлению:
Полагать относительно глаза: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно формы: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно зрительного осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно зрительного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от зрительного контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной со зрительными ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно уха: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно звука: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от слухового контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной со слуховыми ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно носа: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно запаха: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно обонятельного осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно обонятельного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от обонятельного контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с обонятельными ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно языка: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно вкуса: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно вкусового осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно вкусового контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от вкусового контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с вкусовыми ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно тела: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно осязания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно тактильного осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно тактильного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от тактильного контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с тактильными ощущениями]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".
Полагать относительно рассудка: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно мыслей: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно рассудочного осознания: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно умственного контакта: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от умственного контакта]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с ощущениями ума]: "Это я, это моя сущность, это то, чем я являюсь".

Прекращение самоотождествления – ошибочного взгляда на телесное существование.

А вот, монахи, путь практики, который ведёт к прекращению самоотождествления:
Полагать относительно глаза: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно формы: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно зрительного осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно зрительного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от зрительного контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной со зрительными ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать относительно уха: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно звука: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно слухового контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от слухового контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной со слуховыми ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать относительно носа: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно запаха: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно обонятельного осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно обонятельного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от обонятельного контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с обонятельными ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать относительно языка: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно вкуса: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно вкусового осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно вкусового контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от вкусового контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с вкусовыми ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать относительно тела: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно осязания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно тактильного осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно тактильного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от тактильного контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с тактильными ощущениями]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".
Полагать относительно рассудка: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно мыслей: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно рассудочного осознания: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно умственного контакта: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно чувства [возникающего от умственного контакта]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь". Полагать относительно жажды [связанной с ощущениями ума]: "Это не есть я, это не является моей сущностью, это не то, чем я являюсь".

Привязанность, Ненависть и Невежество. Захваченность Тремя Ядами.

Находясь в зависимости от глаза и формы, возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства, связанные со зрением). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия, человек испытывает пристрастие к нему, одобрительно относится к нему, испытывает привязанность к нему, то возникает захваченность Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек испытывает муки, печаль, если он плачет, бьёт себя в грудь или теряет рассудок, то возникает захваченность Ненавистью. Если, соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек не понимает правильно ("так, как оно есть") его причины, его прекращения; того, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого чувства, тогда возникает захваченность Невежеством. Как человек, – не отдалившийся от привязанности по отношению к чувству удовольствия, не разрушивший ненависти по отношению к чувству неудовольствия, не искоренивший невежества по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия, – может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас? – это невозможно.
Находясь в зависимости от уха и звука, возникает слуховое осознание…
Находясь в зависимости от носа и запаха, возникает обонятельное осознание…
Находясь в зависимости от языка и запаха, возникает вкусовое осознание…
Находясь в зависимости от тела и осязания, возникает тактильное осознание…
Находясь в зависимости от рассудка и мыслей, возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства, связанные с работой ума). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия, человек испытывает пристрастие к нему, одобрительно относится к нему, испытывает привязанность к нему, то возникает захваченность Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек испытывает муки, печаль, если он плачет, бьёт себя в грудь или теряет рассудок, то возникает захваченность Ненавистью. Если, соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек не понимает правильно ("так, как оно есть") его причины, его прекращения; того, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого чувства, тогда возникает захваченность Невежеством. Как человек, – не отдалившийся от привязанности по отношению к чувству удовольствия, не разрушивший ненависти по отношению к чувству неудовольствия, не искоренивший невежества по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия, – может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас? – это невозможно.

Искоренение Привязанности, Ненависти и Невежества.

Находясь в зависимости от глаза и формы, возникает зрительное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства, связанные со зрением). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия, человек не испытывает пристрастия к нему, не относится одобрительно к нему, не испытывает привязанности к нему, то не возникает захваченности Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек не испытывает муки, печали, если он не плачет, не бьёт себя в грудь, не теряет рассудок, то не возникает захваченности Ненавистью. Если, соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек понимает правильно ("так, как оно есть") его причину, его прекращение; то, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого чувства, тогда не возникает захваченности Невежеством. Такой человек, отдалившись от привязанности по отношению к чувству удовольствия, разрушив ненависть по отношению к чувству неудовольствия, искоренив невежество по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия, может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас, – это возможно.
Находясь в зависимости от уха и звука, возникает слуховое осознание…
Находясь в зависимости от носа и запаха, возникает обонятельное осознание…
Находясь в зависимости от языка и запаха, возникает вкусовое осознание…
Находясь в зависимости от тела и осязания, возникает тактильное осознание…
Находясь в зависимости от рассудка и мыслей, возникает рассудочное осознание. Встреча этих трёх есть контакт. С контактом, как необходимым условием, возникает то, что переживается как удовольствие, неудовольствие или нейтральное чувство ("ни удовольствие, ни неудовольствие"; чувства, связанные с работой ума). Если, соприкасаясь с чувством удовольствия, человек не испытывает пристрастия к нему, не относится одобрительно к нему, не испытывает привязанности к нему, то не возникает захваченности Привязанностью. Если, соприкасаясь с чувством неудовольствия, человек не испытывает муки, печали, если он не плачет, не бьёт себя в грудь, не теряет рассудок, то не возникает захваченности Ненавистью. Если, соприкасаясь с чувством ни удовольствия, ни неудовольствия, человек понимает правильно ("так, как оно есть") его причину, его прекращение; то, почему оно привлекает; его недостатки и то, как избавиться от этого чувства, тогда не возникает захваченности Невежеством. Такой человек, отдалившись от привязанности по отношению к чувству удовольствия, разрушив ненависть по отношению к чувству неудовольствия, искоренив невежество по отношению к чувству ни удовольствия, ни неудовольствия, может положить конец страданиям и мукам здесь и сейчас, – это возможно.

Непривязанность по отношению к шести группам из шести составляющих.

Понимая это, опытный ученик благородных взращивает непривязанность по отношению к глазу, непривязанность по отношению к форме, непривязанность по отношению к зрительному осознанию, непривязанность по отношению к зрительному контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от зрительного контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной со зрительными ощущениями].
Он взращивает непривязанность по отношению к уху, непривязанность по отношению к звуку, непривязанность по отношению к слуховому осознанию, непривязанность по отношению к слуховому контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от слухового контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной со слуховыми ощущениями].
Он взращивает непривязанность по отношению к носу, непривязанность по отношению к запаху, непривязанность по отношению к обонятельному осознанию, непривязанность по отношению к обонятельному контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от обонятельного контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с обонятельными ощущениями].
Он взращивает непривязанность по отношению к языку, непривязанность по отношению к вкусу, непривязанность по отношению к вкусовому осознанию, непривязанность по отношению к вкусовому контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от вкусового контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с вкусовыми ощущениями].
Он взращивает непривязанность по отношению к телу, непривязанность по отношению к осязанию, непривязанность по отношению к тактильному осознанию, непривязанность по отношению к тактильному контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от тактильного контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с тактильными ощущениями].
Он взращивает непривязанность по отношению к рассудку (воспринимающему уму), непривязанность по отношению к мыслям, непривязанность по отношению к рассудочному осознанию, непривязанность по отношению к умственному контакту, непривязанность по отношению к чувству [возникающему от умственного контакта], непривязанность по отношению к жажде [связанной с ощущениями ума].
Не привязываясь, он обретает беспристрастность. Благодаря беспристрастности он полностью освобождается. С Освобождением он понимает: "Я – полностью свободен". Он осознаёт: "Рождений больше не будет, святая жизнь подходит к завершению, цель достигнута. Нет причин для перерождений в этом мире".
Вот что сказал Самый Почитаемый. Испытав радость, монахи восхитились словами Самого Почитаемого. И когда было дано это объяснение, души (умы) шестидесяти монахов из-за отсутствия захваченностей полностью освободились от волнений.



\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх