На главную страницу. В начало раздела. Назад

На главную страницу. В начало раздела. Назад

Введание в медитацию видения-как-есть.



Этот краткий очерк послужит Вам введением в практику “медитации видения-как-есть”, излагаемой в традиции буддизма Тхеравады. Чтобы применять её, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам прояснять личное понимание мира, возникающее во время медитации.



СОДЕРЖАНИЕ.


Цель медитации видения-как-есть не в том, чтобы создавать какую-то систему убеждений, а в том, чтобы дать возможность ясно видеть природу ума. Тогда человек узнает все сам, не опираясь на мнения или теории  – на собственном опыте, живом и непосредственном. Кроме того, эта медитация развивает чувство глубокого спокойствия, возникающего из внутреннего несомненного знания.
Медитация видения-как-есть – ключевой фактор того пути, который Будда предложил для благополучия людей; нужно только применить её на практике! Поэтому на этих страницах описывается ряд медитативных упражнений, и практические советы по их использованию. Читателю лучше всего последовательно следовать указаниям, тщательно прорабатывая каждую инструкцию, прежде чем переходить дальше.
Термином “медитация видения-как-есть” (шаматха-випашьяна) называются практики, развивающие спокойствие (шаматха) ума с помощью непрерывного внимания, и видения-как-есть (випашьяна) с помощью рефлексии. Основополагающая техника для непрерывного внимания – сосредоточение на теле; она традиционно практикуется во время сидения или ходьбы. Советы по этой технике есть в начале этого руководства.
Потом, когда человек “освоил” медитативное упражнение, вполне естественно возникает рефлексия. Появляется чувство лёгкости и интереса, и человек начинает осматриваться вокруг и знакомиться с умом, который медитирует. Это “ознакомление” называется созерцанием, собственным и непосредственным видением, для которого техника только дает возможность. Несколько идей и советов на эту тему приводятся во втором разделе.

* Чтобы начать практику медитации, не обязательно знать термины пали – канонического языка буддизма Тхеравады. Тем не менее эти термины могут быть пригодиться как ссылки на многочисленные указания в Каноне Тхеравады, а также на учения многих современных мастеров, которые всё ещё считают эти термины более точными, чем их переводы.



НЕПРЕРЫВНОЕ ВНИМАНИЕ.
СИДЕНИЕ.

Время и место.

Сосредоточения ума на теле можно легко достичь во время сидения. Вам нужно найти спокойное и свободное от помех время и место.
Идеальный вариант – тихая комната без лишних предметов, которые могут отвлекать ум; светлая и просторная обстановка проясняет и очищает ум, а загроможденная и мрачная комната оказывает прямо противоположное воздействие. Важно и время, особенно в связи с тем, что у большинства людей распорядок дня довольно жестко определяется повседневной работой. Не так уж эффективно медитировать, когда нужно сделать какое-то другое дело, или когда Вы спешите. Лучше выделить время – скажем, рано утром или вечером после работы – когда вы действительно можете посвятить все свое внимание практике. Начните с пятнадцати минут или около того. Практикуйте по мере сил и возможностей, в рамках имеющегося времени, и не относитесь механически к такому распорядку. Со временем продолжительность и мастерство практики медитации будут естественно развиваться, если есть искренняя готовность исследовать себя и примиряться с самим собой.

Осознание тела.

Развитию спокойствия способствует устойчивость, и постоянные, но умиротворенные усилия. Если Вы не можете успокоиться, то нет умиротворенности; если не чувствуется настойчивости, то Вы склонны витать в фантазиях. Одна из самых эффективных поз для развития нужного сочетания неподвижности и настойчивости – сидение.
Займите такое положение, в котором Ваша спина будет выпрямлена без напряжения. Может помочь простой стул с прямой спинкой, или Вы можете по желанию использовать одну из поз лотоса (иллюстрации и заметки по позам приведены в конце). Сначала они кажутся неудобными, но со временем они дают уникальное равновесие с мягкой устойчивостью, которое радует ум, не утомляя тело.
Если подбородок едва-едва наклонен вперед, это полезно, но не позволяйте голове свисать на грудь, потому что это способствует сонливости. Сложите руки вместе на коленях, ладонями вверх, одну на другую, кончики больших пальцев касаются друг друга. Не спешите, и найдите нужное равновесие.
Теперь соберите внимание, и начните мягко перемещать его сверху вниз по телу. Замечайте ощущения. Расслабьте любые напряжения, особенно на лице, шее, и в руках. Позвольте векам закрыться полностью или наполовину.
Изучите, что Вы чувствуете. Чего-то ждете или напряжены? В таком случае немного расслабьте внимание. Тогда ум скорее всего успокоится, и Вы обнаружите проплывающие мысли – соображения, фантазии, воспоминания, или сомнения в том, правильно ли Вы это делаете! Не следуя за этими видами мыслей и не борясь с ними, обратите больше внимания на тело, как полезный якорь для блуждающего ума.
Развивайте исследовательский дух по отношению к медитации. Не спешите. Например, методично перемещайте внимание от темени головы вниз по телу. Замечайте разнообразные ощущения – например, тепло, пульсацию, онемение, и чувствительность – в суставах каждого пальца, увлажненных ладонях, и пульсе на запястье. Можно внимательно “сканировать” даже те области, в которых нет особых ощущений, например предплечья и мочки ушей. Заметьте, что ум может осознавать даже отсутствие ощущений. Постоянное и непрерывное исследование называется осознанностью (сати) и служит одним из главных инструментов медитации видения-как-есть.

Осознавание дыхания (анапанасати).

Вместо “сканирования тела”, или после такой предварительной практики, можно развивать осознанность, обращая внимание на дыхание.
Сначала следуйте за ощущением Вашего обычного дыхания, вдыхаемого через ноздри и наполняющего грудь и живот. Затем старайтесь сохранять внимание на одной точке, либо на стенке живота, либо на ноздрях (более тонкий объект). Если не форсировать дыхание, то оно успокаивает, придает устойчивость и расслабляет; этому способствует и выпрямленная поза. Если Ваш ум блуждает, терпеливо возвращайтесь к дыханию.
Не обязательно развивать сосредоточение до такой степени, что ничего не остается, кроме дыхания. Цель не в том, чтобы создать трансовое состояние, а в том, чтобы позволить Вам отследить работу ума, и внести в нее немного умиротворенной ясности. Когда Вы собираете свое внимание, отслеживаете дыхание, отслеживаете, что ум блуждает, и восстанавливаете дыхание – в ходе всего этого процесса развивается осознанность, терпение, и проницательное понимание. Поэтому не расхолаживайтесь кажущимися “неудачами” – просто начинайте снова. Если так продолжать дальше, то в конце концов ум успокоится.
Если Вы становитесь очень беспокойным или возбужденным, просто расслабьтесь. Тренируйтесь примиряться с собой, просто слушая голоса ума, не всегда соглашаясь с ними.
Если Вы чувствуете сонливость, то проявите больше заботы и внимания к своему телу и позе. В таких ситуациях не стоит обращать внимание на все более тонкие явления или развивать спокойствие!


ХОДЬБА И СТОЯНИЕ.

Многие медитативные упражнения, например вышеприведенная ‘осознанность дыхания’, практикуются сидя. Тем не менее часто ходьба чередуется с сидением как еще одна форма медитации. Помимо того, что ходьба дает возможность замечать много разных явлений, это также умелый способ подпитывать энергией практику, если сидение успокаивает вплоть до вялости.
Если у Вас есть возможность выйти на открытый воздух, отмерьте приблизительно 25-30 шагов ровного места (или четко очерченную дорожку между двумя деревьями) как Вашу дорожку для медитации. Станьте на одном конце дорожки, и настройте ум на ощущения в теле. Сначала направьте внимание на чувство выпрямленного тела, пусть руки естественно свисают, а ладони будут мягко сложены вместе  впереди или сзади. Пусть глаза будут направлены на точку приблизительно в трех метрах впереди на уровне земли, чтобы избегать зрительных отвлечений. Теперь мягко идите, в произвольном, но “обычном” темпе, до конца дорожки. Остановитесь. В течение пары вдохов-выдохов сосредоточивайтесь на стоянии тела. Повернитесь и пойдите обратно. При ходьбе замечайте общий поток физических ощущений, или более пристально обращайте внимание на ступни ног. Тренировка для ума здесь в том, чтобы возвращать внимание к ощущению ступней, касающихся земли, промежуткам между шагами, чувствам остановки и начала ходьбы.
Конечно, ум может блуждать. Поэтому важно развивать терпение, и решительно начинать снова. Приспосабливайте темп к Вашему состоянию ума – идите энергично, когда Вас клонит ко сну или Вы застряли в навязчивых мыслях, идите уверенно, но мягко, когда Вы беспокойны и нетерпеливы. В конце дорожки остановитесь; вдохните и выдохните; “отбросьте” любое беспокойство, тревогу. спокойствие, блаженство, воспоминания или самооценку. “Внутренний диалог” может на мгновение прекратиться, или стихнуть. Начните снова. Таким образом постоянно освежайте ум, и позволяйте ему успокаиваться с его собственной скоростью.
Если пространство более ограничено, меняйте длину дорожку в соответствии с возможностями. Вы также можете обходить комнату по кругу, приостанавливаясь после каждого кругового обхода, чтобы постоять несколько секунд. Этот промежуток стояния можно расширить до нескольких минут и применять “сканирование тела”.
Ходьба вносит энергичность и подвижность в практику, так что сохраняйте устойчивый темп и просто позволяйте изменяющимся обстоятельствам проходить через ум. Не рассчитывайте на то, что ум будет таким же неподвижным, как при ходьбе, а созерцайте поток явлений. Удивительно, как часто мы вовлекаемся в цепочки мыслей – доходя до конца дорожки и ‘приходя в себя’, снова начиная идти! – ведь для нашего нетренированного ума естественно вовлекаться в мысли и настроения. Так что не поддавайтесь нетерпению, а учитесь отбрасывать, и начинайте снова. Тогда может возникнуть чувство легкости и спокойствия, позволяющее уму естественно и непринужденно раскрыться и очиститься.


ЛЁЖА.

Ложась в конце дня, проведите несколько минут, медитируя, лёжа на боку. Полностью выпрямите тело и согните одну руку так, чтобы ладонь служила опорой для головы. Сканируйте тело, успокаивая напряжённые места; или сосредоточьте внимание на дыхании, сознательно отставив в сторону воспоминания только что прошедшего дня и ожидания завтрашнего. Через несколько минут, с ясным умом, Вы сможете хорошо отдохнуть.



РАЗВИТИЕ СЕРДЦА.

Развитие дружелюбия (метта) добавляет еще одно измерение в практику видения-как-есть. Медитация по своей природе учит терпению и терпимости, или по крайней мере демонстрирует важность этих качеств. Так что Вы можете, если хотите, развить более дружественное и заботливое отношение к себе и к другим людям. С помощью медитации Вы можете очень действенно развивать дружелюбие.
Сосредоточьте внимание на дыхании, которое Вы теперь будете использовать как средство распространения доброты и дружелюбия. Начните с себя, с собственного тела. Представьте себе дыхание как свет, или представьте свое внимание как теплый луч, и мягко просканируйте им свое тело. Мягко сосредоточьте свое внимание на центре груди, возле области сердца. Вдыхая, направляйте терпеливую доброту к себе, возможно, с мыслью: “Пусть я буду счастлив”, или: “Умиротворенность”. Выдыхая, позволяйте настроению этой мысли, или свету внимания, излучаться из сердца, через тело, через ум, наружу. “Пусть другие будут счастливы”.
Если Вы испытываете негативные состояния ума, вдыхайте качества терпимости и прощения. Может быть полезно представить, что дыхание окрашено целебным цветом. На выдохе, отбрасывайте любое напряжение, тревогу или отрицательные качества, и распространяйте чувство освобождения через тело, через ум вовне, как и раньше.
Эта практика может занимать все занятие медитацией или его часть – Вам нужно решить самим, что лучше. Успокаивающее воздействие медитации с добрым отношением хорошо подходит для начала занятия, но неизбежно будут встречаться ситуации, когда нужно использовать этот подход длительное время, чтобы углубиться в сердце.
Всегда начинайте с того, что Вы замечаете, даже если оно кажется банальным или запутанным. Пусть Ваш ум спокойно направится на это – будь то скука, боль в колене, или огорчение из-за отсутствия особой доброты. Позвольте им быть; учитесь примиряться с ними. Распознавайте и мягко отставляйте в сторону любые склонности к лени, неуверенности или чувству вины.
Умиротворенность может стать очень заботливой добротой к себе, если Вы сначала полностью примете существование того, что Вам не нравится. Сохраняйте устойчивое внимание, и раскройте сердце ко всему, что Вы переживаете. Это не значит, что нужно одобрять негативные состояния, нужно просто предоставить им пространство, в котором они могут появляться и исчезать.
Проявление дружелюбия по отношению к внешнему миру проходит аналогично. Для распространения дружелюбия проще всего продвигаться поэтапно. Начните с себя, присоединяя чувство любящего признания к вдохам и выдохам. “Пусть я буду счастлив”. Затем вспомните людей, которых Вы любите и уважаете. и по очереди пожелайте им счастья. Перейдите к друзьям и знакомым, а потом к тем, к кому Вы нейтральны. “Пусть они будут счастливы”. Наконец вспомните тех людей, которых Вы побаиваетесь или которые Вам не нравятся, и продолжайте передавать дружелюбные пожелания.
Эта медитация может расширяться, в порыве сочувствия, охватывая всех людей в мире, какими бы ни были их жизненные ситуации. И помните, что Вам не обязательно чувствовать ко всем любовь, чтобы пожелать им добра!
Доброта и сострадание исходят из одного и того же источника дружелюбия, и они расширяют ум за рамки чисто личной точки зрения. Если Вы не всегда стараетесь сделать все именно так, как Вы хотите; если Вы принимаете и воспринимаете себя и других такими, как есть, то сочувствие возникает само собой. Сочувствие – это естественная чувствительность сердца.



РЕФЛЕКСИЯ.
БЕЗВЫБОРОЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ.

Медитация может также проходить без объекта медитации, в состоянии чистого созерцания, или ‘безвыборочного осознания’.
Успокоив ум с помощью одного из вышеописанных методов, сознательно отведите внимание от объекта медитации. Наблюдайте поток умственных образов и ощущений просто по мере их возникновения, не вовлекаясь в критику или одобрение. Замечайте любое отвращение или восхищение; созерцайте любую неуверенность, счастье, неугомонность или спокойствие по мере их возникновения. Если чувство ясности уменьшается, или Вас переполняют впечатления, Вы можете возвращаться к объекту медитации (например, дыханию). Когда чувство устойчивости восстанавливается, вы можете снова оставить объект.
Такая практика “обнаженного внимания” прекрасно подходит для созерцания деятельности ума. Наблюдая определенные “составные части” ума, мы вместе с тем может обратить внимание на природу самого вместилища этих частей. В том, что касается содержимого ума, буддийское учение особенно подчеркивает три простых основополагающих характеристики.
Во-первых, непостоянство (аничча) – беспрестанное появление и исчезновение всего существующего, постоянное движение содержимого ума. То, что находится в уме, может быть приятным или неприятным, но оно никогда не останавливается.
Кроме того, есть устойчивое, часто тонкое, чувство неудовлетворенности (дуккха). Неприятные ощущения легко вызывают это чувство, но даже восхитительное переживание вызывает тоску в сердце, когда оно заканчивается. так что даже в наилучшие моменты в переживании ума остается некая незавершенность, чувство неудовлетворенности.
По мере знакомства с постоянным возникновением и прекращением переживаний и настроений становится ясно, что – раз в них нет постоянства – ни одно из них на самом деле не свое собственное. И когда содержимое ума безмолвствует – обнажая яркую просторность ума – не остается никаких чисто личных характеристик! Это может быть трудно понять, но в действительности нет ‘я’ и ‘своего’ – это характеристика ‘безличности’ (анатта).
Полностью исследуйте эти качества и заметьте, как они относятся ко всем явлениям, физическим и психическим. Какими бы ни были Ваши переживания – радостными или почти невыносимыми, такое созерцание приведет к спокойному и взвешенному взгляду на жизнь.


СОЗЕРЦАНИЕ СВОЕЙ ПРАКТИКИ.

Все эти медитативные упражнения служат для того, чтобы укрепить осознание явлений такими, какими они есть. Полностью направляя ум на переживание, можно яснее отследить состояние самого ума – например, насколько Вы ленивы или излишне напористы в своей практике. После честной оценки становится очевидно, что качество практики медитации зависит не столько от используемого упражнения, сколько от того, что Вы в него вкладываете. Отслеживая это, Вы глубже поймете свою индивидуальность и привычки.
Каждый раз, когда Вы медитируете, помните о нескольких полезных моментах. Рассмотрите, начинаете ли Вы заново каждый раз – или даже лучше, с каждым вдохом или шагом. Если Вы практикуете без открытости ума, то может вдруг оказаться, что Вы пытаетесь воссоздать прошлое озарение, или не хотите учиться на своих ошибках. Есть ли правильный баланс настойчивости, при котором Вы делаете все возможное без насилия над собой? Воспринимаете ли Вы то, что в действительности происходит в Вашем уме, или используете технику тупо и механически? Что касается сосредоточения, то стоит проверять, откладываете ли Вы в сторону вопросы, которые можно решить позже, или позволяете себе блуждать в мыслях и настроениях. Или Вы пытаетесь подавить чувства, не признавая их и не отвечая на них с мудростью?
Правильное сосредоточение объединяет сердце и ум. Подобная рефлексия поощряет Вас выработать умелый подход. И конечно, рефлексия не только подскажет Вам, как лучше медитировать: она даст Вам ясность для понимания самого себя.
Помните, что пока Вы не развили определенного мастерства и легкости в медитации, лучше всего использовать объект для медитации, например дыхание, как центр внимания и средство от чрезмерных отвлечений ума. Но все равно, каким бы ни был Вам опыт, всегда полезно возвращаться к осознаванию дыхания или тела. Развитие способности начинать заново ведет к устойчивости и мастерству. В ходе сбалансированной практики Вы будете все лучше узнавать устройство тела и ума, и увидите, как можно жить свободнее и гармоничнее. В этом и состоит цель и результат медитации видения-как-есть.


ЖИТЬ, ПРОНИКАЯ В СУТЬ ЯВЛЕНИЙ.

По мере практики медитации видения-как-есть вы начнете яснее отслеживать свое отношение к происходящему, и узнаете, какое отношение полезно, и какое создает трудности. Непредубежденное отношение превращает даже неприятные переживания в источник озарений – взять, например, то, как ум реагирует на боль и болезнь. Если непредубежденно отнестись к подобному переживанию, то часто можно снять стресс и сопротивление боли, и сильно их облегчить. С другой стороны, нетерпеливость может привести к другим результатам, если раздражаться на других, если они мешают Вам медитировать; если огорчаться из-за того, что практика продвигается недостаточно быстро; если впадать в плохое настроение из-за мелких проблем. Медитация учит нас тому, что умиротворенность ума – или ее отсутствие – по сути зависит от того, созерцаем ли мы жизненные события в духе рефлексии и открытости ума.
Рассматривая свои намерения и реакции в тишине медитации, Вы можете исследовать связь между желанием и неудовлетворенностью. Увидьте причины недовольства: желание того, чего у Вас нет; отторжение того, что Вам не нравится; неспособность сохранить то, чего Вы хотите. Это особенно тяжело, если недовольство и желание связано с самим собой. Любому человеку нелегко примириться с собственной слабостью, особенно когда в обществе придается такое значение уверенности в себе, опережению других, и приобретению самого лучшего. Конечно, при таких ожиданиях нелегко принять себя таким, как есть.
Тем не менее по мере практики медитации видения-как-есть Вы обнаружите пространство, в котором вы можете немного отстраниться от того, кем Вы себя считаете, от того, что Вы считаете своим собственным. При созерцании этих восприятий становится ясно, что нет ничего, что можно было бы назвать ‘собой’ или ‘своим’; есть просто переживания, которые появляются и исчезают в уме. Так что например, если Вы рассматриваете раздражающую привычку, а не расстраиваетесь по этому поводу, Вы не подкрепляете ее, и привычка проходит. Если она и вернется, то будет уже слабее, и Вы будете знать, что с ней делать. Когда Вы развиваете умиротворенное внимание, содержимое ума успокаивается и может даже стихнуть, оставив ум ясным и свежим. Так непрерывно развивается видение-как-есть.
Уметь входить в неподвижный центр осознания в изменчивом потоке повседневной жизни – признак зрелости практики, потому что видение-как-есть неизмеримо углубляется, когда оно может охватывать всю жизнь. Старайтесь использовать взгляд видения-как-есть. что бы Вы ни делали – привычную работу по дому, ведете ли Вы машину, пьете ли чай. Сосредотачивайте внимание, устойчиво направляйте его на то, чем Вы занимаетесь, и пробуждайте исследовательское отношение к природе ума в ходе этого занятия. Если использовать эту практику для того, чтобы сосредотачиваться на физических ощущениях, состояниях ума, сознании зрения, слышания, обоняния и ощущения вкуса, то можно развить непрерывное созерцание, которое превращает повседневные дела в основания для видения-как-есть.
Ум, становясь все более сосредоточенным и осознающим, приобретает возможность умело реагировать на происходящее, и в жизни появляется больше гармонии. Таким образом медитация проводит ‘социальную работу’ – внося осознание в Вашу жизнь, она вносит мир в мир. Когда Вы способны спокойно принимать самые разнообразные чувства, возникающие в сознании, Вы способны искренне принимать мир и самого себя такими, как есть.



ДАЛЬНЕЙШИЕ СОВЕТЫ.
ЛИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

По мере углубления видения-как-есть мы яснее отслеживаем результаты наших поступков – умиротворенность, которой способствуют добрые намерения, искренность и ясность ума, и неприятности, которые создаются замешательством и беспечностью. Именно эта повышенная чувствительность, подробное наблюдение тех мучений, которые мы причиняем себе и другим, часто вдохновляет нас жить мудрее. Для подлинной умиротворенности ума формальная медитация обязательно должна сочетаться с принятием ответственности, заботой о себе и о других.
На самом деле в пути видения-как-есть нет ничего мистического. По словам Будды, этот путь прост: ‘Делайте добро, воздерживайтесь от зла, и очищайте ум’. И по давней традиции люди, которые занимаются духовной практикой, придают особое значение правильному поведению. Многие медитирующие принимают настоящие моральные обеты – например, не причинять вреда живым существам, не злоупотреблять сексом, не использовать опьяняющие вещества (алкоголь и наркотики),  не вовлекаться в сплетни и другие некрасивые привычки речи – для того, чтобы обрести внутреннюю ясность, и может быть, мягко способствовать ясности у окружающих людей.


КОМПАНИЯ И РАСПОРЯДОК.

Регулярная медитация вместе с несколькими друзьями может быть хорошей поддержкой для постоянной практики и развития мудрости. Одиночный медитирующий рано или поздно сталкивается с ослаблением силы воли, так как часто есть другие дела, которые кажутся более важными (или более интересными), чем наблюдение дыхания. Регулярная групповая медитация согласованной продолжительности помогает участникам продвигаться дальше, как бы ни менялось их настроение. (Исследование  этих перемен настроения часто приводит к важным озарениям, но бывает сложно самому разобраться с ними). Кроме того, что это поможет Вам лично, Вы заметите, что Ваши усилия помогают другим продолжать практику.


ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ПОЗЫ.

Идеальна выпрямленная, бдительная поза. Сутулость только усиливает давление на ноги и чувство неудобства в спине. Важно относиться к своей позе с мудростью, а не с бесчувственной силой воли! Со временем поза улучшится, но Вам нужно работать вместе с телом, а не использовать силу против него.
Проверьте свою позу:

  • Может быть, бёдра заваливаются назад? Это может вызвать сутулость.
  • Поясница должна быть естественно, непринужденно изогнута, так чтобы живот выдавался вперед и был ‘открыт’.
  • Вообразите, что кто-то мягко надавливает между лопатками, при этом оставьте мускулы расслабленными. Таким образом Вы узнаете, сутулите ли Вы непроизвольно плечи (и таким образом сжимаете грудь).
  • Отследите, и мягко расслабьте, любое напряжение в области шеи и плеч.
Если Вы чувствуете напряженность или вялость позы:
  • Позвольте позвоночнику выпрямиться, вообразив, что темя как бы подвешено на ниточку. Это также позволяет немного вобрать подбородок.
  • Держите руки слегка приложенными к стенке живота. Если они будут выдаваться вперед, они могут нарушить равновесие.
  • Используйте небольшую устойчивую подушку под ягодицами ближе к спине, чтобы поддерживать угол наклона бёдер.
Для ног:
  • Проделайте несколько упражнений на растяжку (например, сидя с вытянутыми вперёд ногами, коснитесь носков).
  • Если Вам очень больно во время сидения, можете изменить позу, сесть на скамеечку или стульчик, или немного постоять.
  • Если Вы обычно сидите на полу (или хотели бы сидеть на полу), поэкспериментируйте с подушками разного размера и плотности, или попробуйте использовать специальную скамеечку для медитации.
При сонливости:
  • Попробуйте медитировать с открытыми глазами.
  • Систематически “сканируйте” вниманием всё тело.
  • Сосредотачивайтесь не на тонком объекте типа дыхания, а на всём теле и на физических ощущениях.
  • Встаньте и немного осознанно пройдитесь на открытом воздухе.
При напряжении или головной боли:
  • Может быть, Вы слишком стараетесь – это бывает! – так что сбавьте своё сосредоточение. Например, можно перевести внимание на ощущение дыхания в месте стенки живота.
  • Создайте энергию дружелюбия (см. предыдущий раздел “Развитие сердца”), и направьте ее на напряженную область.
  • Для облегчения болей и недомоганий тела может быть полезно представить себе свет и распространить его по телу. Попробуйте сосредоточить благотворный свет на области затруднений!






Это не всеохватывающее и не единственно возможное руководство, а рекомендуемые принципы практики. Очень рекомендуем медитирующим искать совета у заслуживающего доверия и опытного ‘духовного друга’ или учителя.

Пусть все существа будут умиротворены;
пусть все существа освободятся от страданий.
~~~

<big>Sabbadanam dhammadanam jinati.
</big>`Дар Дхармы превосходит все другие дары.'

Только для бесплатного распространения.

Copyright, перевод, Дмитрий Ивахненко, 1999.
Copyright, Amaravati Publications 1988.

Published by:
Amaravati Publications
Amaravati Buddhist Monastery
Great Gaddesden
Hemel Hempstead
Hertfordshire HP1 3BZ
England.


\




 

На главную страницу. В начало раздела. Назад Наверх

На главную страницу. В начало раздела. Назад Наверх