На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Sutta pitaka. Saṃyutta nikāya. Mahāvagga.
XLVIII. Indriya-Samyutta.





Содержание.
  • XLVIII.1 Sutta.
  • XLVIII.2-5 Sutta.
  • XLVIII.6-7 Sutta.
  • XLVIII.8 Sutta.
  • XLVIII.9 Анализ Пяти Способностей. (Indriya-vibhaṅga sutta (I)).
  • XLVIII.10 Анализ Пяти Способностей. (Indriya-vibhaṅga sutta (II)).
  • XLVIII.11 Sutta.
  • XLVIII.12-14 Sutta.
  • XLVIII.15-17 Sutta.
  • XLVIII.18 Sutta.
  • XLVIII.19 Sutta.
  • XLVIII.20 Sutta.
  • XLVIII.21 Sutta.
  • XLVIII.22 Sutta.
  • XLVIII.23 Sutta.
  • XLVIII.24 Sutta.
  • XLVIII.25 Sutta.
  • XLVIII.26-27 Sutta.
  • XLVIII.28 Sutta.
  • XLVIII.29-30 Sutta.
  • XLVIII.31 Sutta.
  • XLVIII.32-35 Sutta.
  • XLVIII.36-38 Sutta.
  • XLVIII.39 Sutta.
  • XLVIII.40 Sutta.
  • XLVIII.41 Sutta.
  • XLVIII.42 Sutta.
  • XLVIII.43 Sāketo.
  • XLVIII.44 Sutta.
  • XLVIII.45-48 Sutta.
  • XLVIII.49 Sutta.
  • XLVIII.50 Sutta.
  • XLVIII.51 Sāla.
  • XLVIII.52 Sutta.
  • XLVIII.53 Sutta.
  • XLVIII.54 Sutta.
  • XLVIII.55 Sutta.
  • XLVIII.56 Sutta.
  • XLVIII.57 Brahmā.
  • XLVIII.58 Sutta.
  • XLVIII.59-60 Sutta.
  • XLVIII.61-64 Sutta.
  • XLVIII.65-66 Sutta.
  • XLVIII.67-70 Sutta.
  • XLVIII.71-185 Sutta.
\





XLVIII.9 Indriya-vibhaṅga sutta (I).
Анализ Пяти Способностей.


"Монахи, существуют Пять Способностей. Какие пять? Способность Веры, Способность Усилия, Способность Сосредоточения Внимания, Способность Самадхи, Способность Различающей Мудрости.
Монахи, что называется Способностью Веры? Это случай, монахи, когда ученик благородных имеет твёрдую веру, уверен в Пробуждении Татхагаты: "Поистине, Самый Почитаемый – Архат, Достигший Высшего Правильного Пробуждения, Совершенный в Мудрости и Благом Поведении, Идущий в Высший Мир, Познавший Миры, Непревзойдённый, Наставник Существ, Нуждающихся в Усмирении, Учитель Богов и Людей, Будда, Самый Почитаемый". Вот что называется Способностью Веры, монахи.
Монахи, а что называется Способностью Усилия? Это случай, монахи, когда ученик благородных проявляет решительную настойчивость в отказе от неблагих качеств поведения и прикладывает упорные усилия в приобретении благих качеств поведения. Вот что называется Способностью Усилия, монахи.
Монахи, а что называется Способностью Сосредоточения Внимания? Это случай, монахи, когда ученик благородных внимателен, обладает очень хорошей памятью и может вспомнить то, что сделал или сказал очень давно. Вот что называется Способностью Сосредоточения Внимания, монахи.
Монахи, а что называется Способностью Самадхи? Это случай, монахи, когда ученик благородных, отъединившись от объектов чувств, входит в самадхи и достигает однонаправленного сосредоточения ума. Вот что называется Способностью Самадхи, монахи.
Монахи, а что называется Способностью Различающей Мудрости? Это случай, монахи, когда ученик благородных обладает мудростью различения: он обладает способностью понимать причины возникновения и угасания, – благородный ясно видит, что ведёт к правильному прекращению страданий. Вот что называется Способностью Различающей Мудрости, монахи.
Вот что такое Пять Способностей, монахи.




XLVIII.10 Indriya-vibhaṅga sutta (II).
Анализ Пяти Способностей.

"Монахи, существуют Пять Способностей. Какие пять? Способность Веры, Способность Усилия, Способность Сосредоточения Внимания, Способность Самадхи, Способность Мудрого Различения.
По порядку, что называется Способностью Веры? Это случай, когда монах, ученик благородных, имеет твёрдую веру, убеждён в Пробуждении Татхагаты: "Несомненно, Самый Почитаемый является Архатом, Достигшим Правильного Пробуждения, Совершенным в Мудрости и Добродетели, Сугатой (Идущим в Лучший [Наивысший] Мир), Познавшим [Все] Миры, Непревзойдённым, Наставником Людей, Пригодных для Обуздания [Страстей], Учителем Богов и Людей, Буддой, Бхагаваном (Самым Почитаемым)". Вот что называется Способностью Веры.
А что называется Способностью Усилия? Это случай, когда монах, ученик благородных, проявляет настойчивость в отказе от недобродетельных качеств ума и старается приобрести благие качества ума. Он проявляет постоянство и твёрдость в своих усилиях, не уклоняясь от своей решимости поддерживать благие качества ума. Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для невозникновения плохих, порочных качеств, которые в нём ещё не возникли. Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для отказа от плохих, порочных качеств, которые в нём уже возникли. Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для возникновения благих качеств, которые в нём ещё не возникли. Он вырабатывает желание, стремление, проявляет настойчивость, поддерживает и осуществляет намерение для сохранения, непрерывания, увеличения и расцвета, развития и созревания благих качеств, которые в нём уже возникли. Вот что называется Способностью Усилия.
А что называется Способностью Сосредоточения Внимания? Это случай, когда монах, ученик благородных, внимателен, очень точен, обладает хорошей памятью и может вспомнить то, что сделал или сказал очень давно. Он живёт, сосредотачивая внимание на теле, на его внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду (то, что поддерживает привязанности) и страдания, свойственные миру. Он живёт, сосредотачивая внимание на чувствах, на их внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру. Он живёт, сосредотачивая внимание на уме, на его внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру. Он живёт, сосредотачивая внимание на качестве мыслей (фиксированные идеи, представления, тенденции в сознании), на их внутренних и внешних качествах, – будучи настойчивым, внимательным, осознающим, он устраняет жажду и страдания, свойственные миру. Вот что называется Способностью Сосредоточения Внимания.
А что называется Способностью Самадхи? Это случай, когда монах, ученик благородных, освобождает сознание от захваченности объектами, входит в медитативную концентрацию и достигает однонаправленного сосредоточения ума. В достаточной мере отдалившийся от чувственных желаний, отдалившийся от неблагих качеств, он входит и остаётся в первой дхьяне: Блаженство и Удовольствие рождаются с отдалением и сопровождаются Обдумыванием (пали витакка) и Анализом. С прекращением Обдумывания и Анализа, он входит и остаётся во второй дхьяне: Блаженство и Удовольствие рождаются медитативным сосредоточением, с концентрацией сознания, свободной от Обдумывания и Анализа, – с внутренней уверенностью. С отъединением от Блаженства он пребывает в беспристрастности, с сосредоточенным вниманием, бдительный, он физически чувствует Удовольствие. Он входит и остаётся в третьей дхьяне, о которой благородные говорят: "В удовольствии живёт тот, кто беспристрастен и сосредоточен". С отъединением от удовольствия и неудовольствия, – так же, как ранее перед этим исчезли восторг и беспокойство, – он входит и остаётся в четвёртой дхьяне: в чистоте беспристрастности и осознавания, за пределами страданий и удовольствий. Вот что называется Способностью Самадхи.
А что называется Способностью Мудрого Различения? Это случай, когда монах, ученик благородных, различает, – он обладает способностью различать возникновение и угасание, – благородный, ясно различающий, ведущий к правильному прекращению страданий, он различает так, как оно есть на самом деле (без искажений): "Это есть страдание... Это есть возникновение страданий... Это есть прекращение страданий... Это есть путь практики, который ведёт к прекращению страданий". Вот что называется Способностью Мудрого Различения.
Вот что такое Пять Способностей".



\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх