У Лян Цзин.
Сутра о
бесконечном.
Фрагмент. Перевод
выполнен по
изданию: Тайсё синсю Дайдзокё (Трипитака годов Тайсё). Токио, 1963. Т-9.
С. 385.
Волос
в виде лунного завитка, [вкруг]
затылка солнечные лучи;
Вьющиеся волосы синего цвета, на
макушке мясистый узел.
Светоносное зеркало чистых глаз вверх
и вниз [распространяет] нежность;
Брови и ресницы чёрные и распростёртые, скулы
с квадратным ртом.
Губы и язык ярко-красные, словно
киноварный цветок;
Сорок белых зубов, подобных [камешкам]
белого нефрита [или] снежинкам.
Лоб широкий, нос удлинённый, врата
лица открыты;
На груди явлен знак "свастика", львино[подобная]
грудь.
Руки и ноги гибко-эластичные, предмет
с тысячью спицами;
Подмышки и ладони [имеют] соединённые
шёлковинки, внутри и снаружи
свёрнутые.
Плечи удлинённые, локти длинные, пальцы
прямые и изящные;
Кожный покров тонко-эластичный, волосы
вправо завиваются.
Щиколотка и коленный сустав не выпячиваются, потаённое
мужское сокровище1;
Тонкие сухожилия, цепи-кости, оленьи
плечи и внутренности.
Таковы тридцать два признака [облика
великой личности].
\
Примечания.
1 – Потаённое
мужское сокровище –
инь ма цзан, досл. "потаённое конское
сокровище". Во
всех вариантах китайских формулировок этого признака употребляется
трёхсложное сочетание инь ма цзан, где принятые
словарные значения иероглифов ма и цзан –
соответственно "конь" и
"сокровище", а иероглифа инь –
"тень, затенённый, потаённый".
Одновременно существующие для этого признака формулировки сводятся к
двум основным смысловым вариантам. В одном из них подчёркивается
сходство гениталий великой личности с половыми органами животного (коня
или даже слона), что согласуется с характеристиками мужской потенции
Чакравартина, деталями его иконографии в произведениях древнеиндийского
изобразительного искусства, а также находится в русле традиционных
оценок мужских достоинств Будды: его духовное величие оказывается тем
более явным, если он смог отказаться от плотских вожделений и
наслаждений, будучи полноценным мужчиной. Согласно другому варианту,
речь идёт, напротив, о сокрытом (втянутом) половом органе великой
личности, что есть (в приложении уже к образу Будды) знак аскезы: "Его
мужские половые органы спрятаны в оболочке" (палийская версия сутры, №
12). "Десятый признак –
потаённо-конское сокровище (инь ма цзан). Это
означает, что мужской орган Будды спрятан внутри, словно [находится] в
тени (инь) конского [тела]" ("Словник Трипитаки"). В последующей
буддийской традиции ("Комментарии Сутры о бесконечном")
этот признак тоже истолковывается как метафора.
|