На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
У Лян Цзин.
Сутра о бесконечном.
Фрагмент. Перевод выполнен по изданию: Тайсё синсю Дайдзокё (Трипитака годов Тайсё). Токио, 1963. Т-9. С. 385.





Волос в виде лунного завитка, [вкруг] затылка солнечные лучи;
Вьющиеся волосы синего цвета, на макушке мясистый узел.
Светоносное зеркало чистых глаз вверх и вниз [распространяет] нежность;
Брови и ресницы чёрные и распростёртые, скулы с квадратным ртом.
Губы и язык ярко-красные, словно киноварный цветок;
Сорок белых зубов, подобных [камешкам] белого нефрита [или] снежинкам.
Лоб широкий, нос удлинённый, врата лица открыты;
На груди явлен знак "свастика", львино[подобная] грудь.
Руки и ноги гибко-эластичные, предмет с тысячью спицами;
Подмышки и ладони [имеют] соединённые шёлковинки, внутри и снаружи свёрнутые.
Плечи удлинённые, локти длинные, пальцы прямые и изящные;
Кожный покров тонко-эластичный, волосы вправо завиваются.
Щиколотка и коленный сустав не выпячиваются, потаённое мужское сокровище1;
Тонкие сухожилия, цепи-кости, оленьи плечи и внутренности.
Таковы тридцать два признака [облика великой личности].

\


Примечания.

1 Потаённое мужское сокровище инь ма цзан, досл. "потаённое конское сокровище". Во всех вариантах китайских формулировок этого признака употребляется трёхсложное сочетание инь ма цзан, где принятые словарные значения иероглифов ма и цзан соответственно "конь" и "сокровище", а иероглифа инь "тень, затенённый, потаённый". Одновременно существующие для этого признака формулировки сводятся к двум основным смысловым вариантам. В одном из них подчёркивается сходство гениталий великой личности с половыми органами животного (коня или даже слона), что согласуется с характеристиками мужской потенции Чакравартина, деталями его иконографии в произведениях древнеиндийского изобразительного искусства, а также находится в русле традиционных оценок мужских достоинств Будды: его духовное величие оказывается тем более явным, если он смог отказаться от плотских вожделений и наслаждений, будучи полноценным мужчиной. Согласно другому варианту, речь идёт, напротив, о сокрытом (втянутом) половом органе великой личности, что есть (в приложении уже к образу Будды) знак аскезы: "Его мужские половые органы спрятаны в оболочке" (палийская версия сутры, № 12). "Десятый признак потаённо-конское сокровище (инь ма цзан). Это означает, что мужской орган Будды спрятан внутри, словно [находится] в тени (инь) конского [тела]" ("Словник Трипитаки"). В последующей буддийской традиции ("Комментарии Сутры о бесконечном") этот признак тоже истолковывается как метафора.





 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх