В
520 г.
(называют разные даты этого события –
486, 526, 527 г.) в Китай приходит 28-й
патриарх буддизма Бодхидхарма, чьё имя дословно означало Учение о
просветлении.
По-китайски его имя транскрибировалось как Путидамо или просто Дамо.
Он пришёл
из Южной Индии, предположительно из Мадраса. Легенды рассказывают, что
Бодхидхарма
был сыном богатого индийского принца, однако оставил светские дела и
посвятил
себя колесу дхармы –
буддийскому учению. Что же привело буддийского патриарха в
Китай? По его мнению, буддизм в Китае понимается неправильно, его суть
подвергается искажениям, внутреннее понимание подменяется чисто
механическим
ритуалом.
Искренность
как высшее выражение внутреннего ритуала, чистота сердца были для Бодхидхармы
критериями заслуг и добродетели. Деяние (вэй) как активное человеческое
вмешательство в естественность внутреннего посыла и внутренней природы
человека противопоставлялись недеянию (увэй) –
следовательно
естественно-спонтанному ходу событий. Как говорилось в чань-буддизме,
основателем которого и считается Бодхидхарма,
"позволить вещам проявляться в их
таковости".
Бодхидхарма
учил:
"Умиротвори своё сердце (душу) в недеянии, и тогда внешняя форма
естественно последует за этим в своих проявлениях". А один из
патриархов
Чань Хуэйнэн (638-713 гг.) продолжил эту мысль: "Следуй истинности
своего
сердца, а не внешним проявлениям дхарм".
Однако
Бодхидхарма
не был понят в парадоксальности и непривычноси своего учения. Он
удалился от
двора императора Ляо, посетил соседнее государство Вэй. В городе Лояне,
столице
Вэй, его восхищение вызвала пагода монастыря Юннинсы (Вечного покоя).
После
этого Бодхидхарма
удалился в монастырь Шаолиньсы –
небольшую обитель, построенную
недалеко от Лояна в провинции Хэнань на горе Суншань в уезде Дэнфэн.
Монахи
истощали себя долгим чтением сутр, уходя тем самым всё дальше и дальше
от
истинного просветления. Прозрение собственной природы в её истинности
омрачалось начётничеством, верой в чужие слова, а не в веления
собственного
сердца.
Бодхидхарма
объявил, что цель буддизма –
прозреть сердце Будды, то есть реализовать Будду
внутри себя. Таким образом, каждый в потенции является Буддой, нужно
лишь
разбудить его. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте
непосредственного восприятия истины, свободно и полно входящей в
незамутнённый
разум буддиста. Истина передаётся вне слов в письменных наставлениях, а
как
светильник, переходящий от учителя к ученику.
Монахи
не
поняли наставлений Бодхидхармы, и тот удалился в пещеру, расположенную
недалёко
от монастыря, где он, обратившись лицом к стене, провёл в позе
сидячего
созерцания (цзочань) почти девять лет (по некоторым хроникам –
десять). Патриарх
погрузился в состояние глубокой медитации, но, как гласит легенда, лишь
однажды
он заснул. Проснувшись, Дамо в гневе вырвал себе ресницы и бросил их на
землю.
Из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в период
долгой медитации,
взбодряя сознание.
Через
девять
лет созерцания стены монахи прониклись уважением к силе духа Бодхидхармы и
того
учения, которое он проповедовал. Но лишь двух людей согласился взять
суровый
патриарх в ученики –
монахов Даоюя и Хуэйкэ, которым он передавал истину в течение
пяти лет. По легенде, Хуэйкэ, который стал преемником первого
патриарха,
отрубил себе руку и положил её перед Бодхидхармой,
демонстрируя чистоту своих помыслов
и решимость постигать учение чань – одно
из течений буддизма, широко использующее идеи и методы
индийской йоги и китайского даосизма.
Духовное
учение, проповедуемое Бодхидхармой,
выражалось кратким требованием: два вхождения и
четыре действия. Два вхождения – это
достижение просветления путём духовного
внутреннего развития и созерцания (духовное вхождение) и путём
совершения
практических действий (вхождение через действие). Таким образом,
постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, формы и
глубинного
образа, физического и психического, явления и его символа. Духовное
вступление
в состояние просветления сознания, которое не могут затронуть и
загрязнить
мирские дела, в основном базировалось на сидячей медитации, традиционно
выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма. Как говорили
чань-буддисты,
"нынешнее состояние человека ложно, истинно лишь возвращение к
собственной природе".
В
соответствии с данным учением, самым главным занятием для адептов
внутренних стилей боевых
искусств стала являтся внутренняя работа над собой. Она ведёт к
достижению
"пустого сердца", то есть такого состояния духа, которое свободно от
всего житейского, заполняющего обычно человеческое сознание. Это не
отрицание
реальной жизни. Отвергается только отождествление жизненно важного
(основ
бытия) с житейской суетой, высших проявлений духа с повседневной
мелочёвкой.
Разум человека вечно пребывает в суете мирских дел, мечется в
условностях и
границах, им же самим и определённых, не понимая порой их
противоестественности.
Нужно лишь немногое –
узреть за обыденностью и монотонностью жизни Великий
Символ, познав глубину всех внешних форм, преодолеть её. Тогда все вещи
воспринимаются в единстве, а человек преодолевает ту невидимо тонкую,
но
чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему слиться с природной
естественностью и
обрести "спонтанность самопроявлений духа".
Освобождение
от повседневной суеты, от всего, чем вдохновляется большинство людей,
ведёт к
тому, что "чань" называет "великой пустотой" – к
абсолютной
духовной свободе. А эта свобода даёт возможность познать истинную
сущность и
смысл человеческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мышления.
Интеллектуально
"великая пустота" оказывается новым видением мира; эмоционально –
успокоением духа, его безмятежностью, в волевом отношении
независимостью от
окружающих людей и обстоятельств.
Иными
словами, адекватное постижение глубинной сути боевых искусств (того,
что
скрывается за техникой) требует изучения идей Будды и
перестройки психических структур личности методами "чань" в
соответствии с этими идеями. Речь идёт о "четырёх благородных
истинах", открытых Буддой две с половиной тысячи лет назад. Первая
истина
гласит: "Существует страдание, которое носит всеобщий характер".
Вторая уточняет: "Причина страданий людей – в
их желаниях". Иными
словами, под страданием Будда понимал стресс, психическое напряжение, в
оснсве
которого лежит чувство страха, неразрывно связанного с надеждой (ведь
стресс
это не то, что происходит с человеком, а то, как он реагирует на
происходящее.
Человек, утративший всякую надежду, вместе с ней теряет и страх).
Страдания
(сплав страхов и надежд) проистекают из различных "хотений", которыми
всегда и везде охвачен человек. Желать чего-то, малого или большого – не
имеет
значения, стремиться к получению желаемого, бояться, что не получишь
его либо
потеряешь, и надеяться в то же время на благополучный исход – это
и есть
постоянное волнение, беспокойство, напряжение, то есть страдание.
Третья
истина Будды утверждает: "Освобождение от страданий заключается в
уничтожении желаний". Четвёртая конкретизирует: "Путь к освобождению
от страданий – это
восьмиричный "серединный путь", равно избегающий
крайностей аскетизма и чувственных удовольствий". Он складывается из
правильного понимания, правильного размышления, правильных
высказываний,
правильных поступков, правильного образа жизни, правильных усилий,
правильных
стремлений и, наконец, правильного сосредоточения духа –
созерцания. Старое восточное стихотворение говорит об этом пути так:
Человек
подвержен рождению,
Старости,
болезни и смерти.
Поэтому
он
не свободен. Эти
Четыре
погонщика палками определяют
Его
путь.
Если
ты
молишься,
Или
совершаешь обряды,
Чтобы
освободиться –
Ты
глупец.
Хочешь
погрузиться в Нирвану?
Тогда
созерцай
Глубины
своего духа...
Жизнь
человека – как
молния.
Мелькнула
–
и нет её.
Самые
зелёные деревья
Тоже
когда-то засохнут.
Если
достигнешь просветления созерцанием,
Навсегда станешь спокойным.
Ты
поймёшь,
что вечное и преходящее,
Расцветающее и увядающее,
Хорошее
и
плохое –
Всего
лишь
иллюзии твоего сознания...
В
отличие от
европейских мыслителей, на разные лады призывавших изменять окружающие
условия
для того, чтобы стать счастливыми, Будда отрицал
зависимость состояния духа от
состояния внешнего мира. Он считал, что надо изменять не мир, а себя.
Все мы
знаем, что "богатые тоже плачут", что можно иметь полный набор
материальных благ, и всё равно страдать. А ведь секрет счастья очень
прост:
надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощущать её ритм,
строить
своё поведение в соответствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в
бездонные
глубины своего подсознания. Иными словами, Будда призывал людей
быть
счастливыми "здесь и сейчас", а не "потом", в результате
каких-то внешних событий.
Вхождение
через
действие, предписанное первоучителем, предусматривает четыре вида
поступков –
воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение дхарме (то
есть
буддийскому учению), следование судьбе. Последний вид поступков
позволяет
исчерпать жизнь во всей её полноте, так как человек не мечется в
поисках
выхода из собственного предопределения, но рассматривает свою жизнь как
реализацию универсального пути и закона всех вещей – дао.
На
уровне
практических действий, позволяющих достигать устойчивых изменений
психических
состояний личности, в буддизме возник ряд направлений. "Чань"
является одним из них. Его практика включает в себя медитацию, работу
с
энергией, воздействие на внутренние органы тела и происходящие в нём
физиологические процессы. В совокупности, эти три группы методов
называются
"внутренней работой".
Задача
медитативных методов в том, чтобы посредством направления ума, чувств
и воли
на внешние или внутренние объекты отрабатывать вход, пребывание и
выход по
отношению к определённым пространственно-временным ситуациям, как
реальным,
так и воображаемым. При этом первой ступенью медитации (созерцания)
является
выполнение упражнений (или действий), связанных с концентрацией
внимания на
дыхании, движении, работе сердца, удержания равновесия, циркуляции
энергии,
каком-либо предмете или его отдельном качестве. Уже на данной ступени
адепт
начинает "слышать" слабые сигналы, исходящие из внешнего и
внутреннего мира. Таким образом, ключевым постулатом духовного
вхождения
стало успокоение духа и очищение сознания путём регуляции собственного
дыхания.
Вторая
ступень позволяет человеку обретать состояние "не-ум", благодаря
чему он как бы растворяет своё "Я" в природных стихиях. Утратив
ощущение собственной личности, он воспринимает себя частицей великого
целого –
всего Бытия. Его сознание полностью освобождается от всякого
беспокойства, и
он реализует принцип "единого тела", т.е. начинает ощущать
"голоса", идущие изнутри окружающих его существ: людей, животных,
растений. Именно поэтому мастер боевых искусств не просто чувствует
любое
движение противника, но и заранее предвосхищает все его замыслы. Ведь
он связан
с ним этим "единым телом"!
Дыхательно-энергетические
упражнения направлены на овладение жизненной энергией "ци" и развитие
внутренней силы. Эта группа методов даёт возможность научиться
проводить
"ци" по трём серединным и двенадцати парным каналам, накапливать её
в особом центре, находящемся внутри живота. Умеющий управлять "ци"
может в нужный момент как бы выбрасывать её в противника через ударную
конечность, или защищаться ею от его ударов. Работа с энергией
позволяет резко
усиливать собственные боевые возможности, повышает способность
переносить любые
экстремальные воздействия без ущерба для здоровья, а также
способствует достижению
безмятежности духа.
Система
воздействия на внутренние органы тела и происходящие в нём
физиологические
процессы включает в себя позы, близкие позам индийской йоги,
воздействие на
биологически активные точки тела приёмами самомассажа, оригинальные
дыхательные
упражнения для глубинной вентиляции. В ней сочетаются статические и
динамические упражнения. Однако и те и другие всего лишь оболочка,
скрывающая
главное –
работу с энергией, концентрацию внимания, самовнушение. Именно через
"внутреннюю работу" происходит изменение состояния психики, обретающее
устойчивый характер. В буддийских терминах такой переход называется
"из
сансары в нирвану".