На главную страницу В начало раздела. Назад

На главную страницу В начало раздела. Назад
Чань буддизм.
Когда, взирая во внутрь, достигаешь недвижимости самоприроды, то зовём это "созерцанием-чань".



В 520 г. (называют разные даты этого события 486, 526, 527 г.) в Китай приходит 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, чьё имя дословно означало Учение о просветлении. По-китайски его имя тран­скрибировалось как Путидамо или просто Дамо. Он пришёл из Южной Индии, предположительно из Мадра­са. Легенды рассказывают, что Бодхидхарма был сыном бога­того индийского принца, однако оставил светские дела и посвятил себя колесу дхармы буддийскому учению. Что же привело буддийского патриарха в Ки­тай? По его мнению, буддизм в Китае понимается неправильно, его суть подвергается искажениям, внутреннее понимание подменяется чисто механичес­ким ритуалом.
Искренность как высшее выражение внутреннего ритуала, чистота сердца были для Бодхидхармы критериями заслуг и добродетели. Деяние (вэй) как активное человеческое вмешательство в естественность внут­реннего посыла и внутренней природы человека про­тивопоставлялись недеянию (увэй) следовательно естественно-спонтанному ходу событий. Как говори­лось в чань-буддизме, основателем которого и счи­тается Бодхидхарма, "позволить вещам проявляться в их та­ковости".
Бодхидхарма учил: "Умиротвори своё сердце (душу) в не­деянии, и тогда внешняя форма естественно после­дует за этим в своих проявлениях". А один из пат­риархов Чань Хуэйнэн (638-713 гг.) продолжил эту мысль: "Следуй истинности своего сердца, а не внешним проявлениям дхарм".
Однако Бодхидхарма не был понят в парадоксальности и непривычноси своего учения. Он удалился от двора императора Ляо, посетил соседнее государство Вэй. В городе Лояне, столице Вэй, его восхищение вызва­ла пагода монастыря Юннинсы (Вечного покоя). Пос­ле этого Бодхидхарма удалился в монастырь Шаолиньсы не­большую обитель, построенную недалеко от Лояна в провинции Хэнань на горе Суншань в уезде Дэнфэн. Монахи истощали себя долгим чтением сутр, уходя тем самым всё дальше и дальше от истинного прос­ветления. Прозрение собственной природы в её ис­тинности омрачалось начётничеством, верой в чужие слова, а не в веления собственного сердца.
Бодхидхарма объявил, что цель буддизма прозреть сер­дце Будды, то есть реализовать Будду внутри себя. Таким образом, каждый в потенции является Буддой, нужно лишь разбудить его. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного восприя­тия истины, свободно и полно входящей в незамут­нённый разум буддиста. Истина передаётся вне слов в письменных наставлениях, а как светильник, пере­ходящий от учителя к ученику.
Монахи не поняли наставлений Бодхидхармы, и тот удалился в пещеру, расположенную недалёко от мо­настыря, где он, обратившись лицом к стене, про­вёл в позе сидячего созерцания (цзочань) почти де­вять лет (по некоторым хроникам десять). Пат­риарх погрузился в состояние глубокой медитации, но, как гласит легенда, лишь однажды он заснул. Проснувшись, Дамо в гневе вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Из них выросли кусты ароматно­го чая, который пьют буддисты в период долгой ме­дитации, взбодряя сознание.
Через девять лет созерцания стены монахи про­никлись уважением к силе духа Бодхидхармы и того учения, которое он проповедовал. Но лишь двух людей согла­сился взять суровый патриарх в ученики монахов Даоюя и Хуэйкэ, которым он передавал истину в те­чение пяти лет. По легенде, Хуэйкэ, который стал преемником первого патриарха, отрубил себе руку и положил её перед Бодхидхармой, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость постигать учение чань одно из течений буддизма, широ­ко использующее идеи и методы индийской йоги и ки­тайского даосизма.
Духовное учение, проповедуемое Бодхидхармой, выража­лось кратким требованием: два вхождения и четыре действия. Два вхождения это достижение просвет­ления путём духовного внутреннего развития и со­зерцания (духовное вхождение) и путём совершения практических действий (вхождение через действие). Таким образом, постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, формы и глубинного образа, физического и психического, явления и его символа. Духовное вступление в состояние просветления соз­нания, которое не могут затронуть и загрязнить мирские дела, в основном базировалось на сидячей медитации, традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма. Как говорили чань-буд­дисты, "нынешнее состояние человека ложно, истин­но лишь возвращение к собственной природе".
В соответствии с данным учением, самым главным занятием для адептов внутренних стилей боевых искусств стала являтся внутренняя работа над собой. Она ведёт к достиже­нию "пустого сердца", то есть такого состояния ду­ха, которое свободно от всего житейского, запол­няющего обычно человеческое сознание. Это не отри­цание реальной жизни. Отвергается только отождес­твление жизненно важного (основ бытия) с житей­ской суетой, высших проявлений духа с повседнев­ной мелочёвкой. Разум человека вечно пребывает в суете мирских дел, мечется в условностях и грани­цах, им же самим и определённых, не понимая порой их противоестественности. Нужно лишь немногое узреть за обыденностью и монотонностью жизни Вели­кий Символ, познав глубину всех внешних форм, преодолеть её. Тогда все вещи воспринимаются в единстве, а человек преодолевает ту невидимо тон­кую, но чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему слиться с природной естественностью и обрести "спонтанность самопроявлений духа".
Освобождение от повседневной суеты, от всего, чем вдохновляется большинство людей, ведёт к тому, что "чань" называет "великой пустотой" к абсо­лютной духовной свободе. А эта свобода даёт воз­можность познать истинную сущность и смысл челове­ческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мышления. Интеллектуально "великая пустота" оказывается но­вым видением мира; эмоционально успокоением ду­ха, его безмятежностью, в волевом отношении незави­симостью от окружающих людей и обстоятельств.
Иными словами, адекватное постижение глубинной сути боевых искусств (того, что скрывается за тех­никой) требует изучения идей Будды и перестройки психических структур личности мето­дами "чань" в соответствии с этими идеями. Речь идёт о "четырёх благородных истинах", открытых Буддой две с половиной тысячи лет назад. Первая истина гласит: "Существует страдание, которое но­сит всеобщий характер". Вторая уточняет: "Причина страданий людей в их желаниях". Иными словами, под страданием Будда понимал стресс, психическое напряжение, в оснсве которого лежит чувство стра­ха, неразрывно связанного с надеждой (ведь стресс это не то, что происходит с человеком, а то, как он реагирует на происходящее. Человек, утративший всякую надежду, вместе с ней теряет и страх). Страдания (сплав страхов и надежд) проистекают из различных "хотений", которыми всегда и везде охва­чен человек. Желать чего-то, малого или большого не имеет значения, стремиться к получению желаемо­го, бояться, что не получишь его либо потеряешь, и надеяться в то же время на благополучный исход это и есть постоянное волнение, беспокойство, нап­ряжение, то есть страдание.
Третья истина Будды утверждает: "Освобождение от страданий заключается в уничтожении желаний". Четвёртая конкретизирует: "Путь к освобождению от страданий это восьмиричный "серединный путь", равно избегающий крайностей аскетизма и чувствен­ных удовольствий". Он складывается из правильного понимания, правильного размышления, правильных высказываний, правильных поступков, правильного образа жизни, правильных усилий, правильных стрем­лений и, наконец, правильного сосредоточения духа созерцания. Старое восточное стихотворение гово­рит об этом пути так:

Человек подвержен рождению,
Старости, болезни и смерти.
Поэтому он не свободен. Эти
Четыре погонщика палками определяют
Его путь.
Если ты молишься,
Или совершаешь обряды,
Чтобы освободиться
Ты глупец.
Хочешь погрузиться в Нирвану?
Тогда созерцай
Глубины своего духа...
Жизнь человека как молния.
Мелькнула и нет её.
Самые зелёные деревья
Тоже когда-то засохнут.
Если достигнешь просветления созерцанием,
Навсегда станешь спокойным.

Ты поймёшь, что вечное и преходящее,
Расцветающее и увядающее,

Хорошее и плохое
Всего лишь иллюзии твоего сознания...

В отличие от европейских мыслителей, на разные лады призывавших изменять окружающие условия для того, чтобы стать счастливыми, Будда отрицал зави­симость состояния духа от состояния внешнего мира. Он считал, что надо изменять не мир, а себя. Все мы знаем, что "богатые тоже плачут", что можно иметь полный набор материальных благ, и всё равно страдать. А ведь секрет счастья очень прост: надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощу­щать её ритм, строить своё поведение в соответ­ствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в без­донные глубины своего подсознания. Иными словами, Будда призывал людей быть счастливыми "здесь и сейчас", а не "потом", в результате каких-то внеш­них событий.
Вхождение через действие, предписанное первоу­чителем, предусматривает четыре вида поступков воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение дхарме (то есть буддийскому учению), сле­дование судьбе. Последний вид поступков позволяет исчерпать жизнь во всей её полноте, так как чело­век не мечется в поисках выхода из собственного предопределения, но рассматривает свою жизнь как реализацию универсального пути и закона всех ве­щей дао.
На уровне практических действий, позволяющих достигать устойчивых изменений психических состоя­ний личности, в буддизме возник ряд направлений. "Чань" является одним из них. Его практика вклю­чает в себя медитацию, работу с энергией, воздей­ствие на внутренние органы тела и происходящие в нём физиологические процессы. В совокупности, эти три группы методов называются "внутренней работой".
Задача медитативных методов в том, чтобы пос­редством направления ума, чувств и воли на внеш­ние или внутренние объекты отрабатывать вход, пре­бывание и выход по отношению к определённым прос­транственно-временным ситуациям, как реальным, так и воображаемым. При этом первой ступенью медита­ции (созерцания) является выполнение упражнений (или действий), связанных с концентрацией внима­ния на дыхании, движении, работе сердца, удержа­ния равновесия, циркуляции энергии, каком-либо предмете или его отдельном качестве. Уже на дан­ной ступени адепт начинает "слышать" слабые сигна­лы, исходящие из внешнего и внутреннего мира. Та­ким образом, ключевым постулатом духовного вхожде­ния стало успокоение духа и очищение сознания пу­тём регуляции собственного дыхания.
Вторая ступень позволяет человеку обретать сос­тояние "не-ум", благодаря чему он как бы раство­ряет своё "Я" в природных стихиях. Утратив ощуще­ние собственной личности, он воспринимает себя частицей великого целого всего Бытия. Его созна­ние полностью освобождается от всякого беспокой­ства, и он реализует принцип "единого тела", т.е. начинает ощущать "голоса", идущие изнутри окружаю­щих его существ: людей, животных, растений. Имен­но поэтому мастер боевых искусств не просто чув­ствует любое движение противника, но и заранее предвосхищает все его замыслы. Ведь он связан с ним этим "единым телом"!
Дыхательно-энергетические упражнения направле­ны на овладение жизненной энергией "ци" и разви­тие внутренней силы. Эта группа методов даёт воз­можность научиться проводить "ци" по трём середин­ным и двенадцати парным каналам, накапливать её в особом центре, находящемся внутри живота. Умеющий управлять "ци" может в нужный момент как бы выбра­сывать её в противника через ударную конечность, или защищаться ею от его ударов. Работа с энер­гией позволяет резко усиливать собственные боевые возможности, повышает способность переносить лю­бые экстремальные воздействия без ущерба для здо­ровья, а также способствует достижению безмятеж­ности духа.
Система воздействия на внутренние органы тела и происходящие в нём физиологические процессы вклю­чает в себя позы, близкие позам индийской йоги, воздействие на биологически активные точки тела приёмами самомассажа, оригинальные дыхательные уп­ражнения для глубинной вентиляции. В ней сочетают­ся статические и динамические упражнения. Однако и те и другие всего лишь оболочка, скрывающая глав­ное работу с энергией, концентрацию внимания, самовнушение. Именно через "внутреннюю работу" происходит изменение состояния психики, обретаю­щее устойчивый характер. В буддийских терминах та­кой переход называется "из сансары в нирвану".

\




 

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх