|
|
О Панча макара –
сексуальной тантре.
Одна и та же
техника или пуджа на разных ступенях тантры выполняется по разному. То,
что на первых ступенях тантры может выглядеть как внешний ритуал
поклонения, на более продвинутом этапе практики становится работой с
внутренней энергией, а затем – с сознанием. Это
происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его
внутренний опыт становится всё более глубоким –
практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и
энергией и сознанием.
В качестве примера можно рассмотреть известную тантрическую практику
очищения панча макара садхана (практика пяти "м"). На начальном этапе
при её выполнении употребляют немного мяса (манса), рыбы (матсья),
зерна (мудра), вина (мадира) и практикуют сексуальное соединение с
партнёром (майтхуна). Зерно соответствует земле, рыба –
воде, вино – огню, мясо –
воздуху, секс – пространству. Практикующий этот
ритуал осознанно
использует каждое из первых четырёх "м" для пробуждения и активации
соответствующих собственных энергии и элементов. С их помощью намеренно
активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном
соединении тантрист отождествляет себя и партнёра с двумя божествами
(как правило, это Шива и Шакти). Визуализация этого должна быть
настолько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал
себя и партнёра как соответствующие божества. Возникающее состояние
возбуждения используется для открытия осознаванию тех глубин сознания,
которые обычно недоступны. При этом сексуальная энергия, отделённая от
сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет оджас –
тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм.
Поднимаясь вверх, в сахасрара чакру, оджас разжигает
теджас – огонь сознания, который усиливает
медхагни – огонь ума и восприятия; теджас и
медхагни сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и
медхагни осуществляется "внутренняя майтхуна" –
внутренняя Шакти (т.е. кундалини) сливается с внутренним Шивой (т.е.
сознанием). Сознание, освобождённое силой Шакти из плена материального
мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной
Реальности, Божественному. Не всякий практикующий тантру способен
правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей
несведущих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя своё незнание
бурными фантазиями, они составляют чудовищно искажённое мнение о тантре
как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности всё
интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, её достраивают до
целого в силу собственных представлений о нём. В этом одна из причин
того, почему тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное
соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва,
возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры
осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим
людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания
от невежественного истолкования.
В этом отношении очень интересен символический смысл
многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса
в Кхаджурахо (которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет). Фасады таких
храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но
внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа
Божественного Сознания и его творящей Энергии.
Если человек остаётся снаружи храма, то он видит лишь
эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только
Божественное. Во внутренней панча макаре пять "м" приобретают иное
значение: зерно – это асаны, способствующие
свободному движению энергии, в том числе кундалини, рыба –
это пранаямы, очищающие энергетические каналы, вино –
это амрита (буд. "Кнду" – нектар
бессмертия, особая энергия),
рождающаяся в голове и опускающаяся из неё в тело, мясо –
это речь, представляющая энергию всего организма, секс –
это "внутренняя майтхуна", тоесть соединение кундалини с сознанием в
сахасрара чакре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с
Божественным.
Высшая ступень этой практики называется адхидайвика
(запредельная) панча макара и связана с полным очищением пяти элементов
тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до
изначального состояния сияющего света, из которого были когда-то
сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход
физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие
преобразования реализуют "тело золотого света" –
высшее состояние Божественного бессмертия.
\
|
|
|