На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Понимание бхавы в киртане и мантре.
Свами Ниранджанананда Сарасвати.



Киртан и чантинг, которые являются частью Мантра-Йоги, важной частью учения Йоги. В древнее время слова и музыка использовались, чтобы достигнуть измененного состояния ума. Музыка помогала развить ум, дух, эмоции и чувствительность. В наше время появились различные формы музыки, подобные року, хэви-металл, джазу и т.д., но до недавнего времени музыка использовалась не для доставления наслаждения уму, а для того, чтобы успокоить волнения ума. Мантра не означает 'слово силы'. Это – нечто такое, что вы чувствуете из глубины себя, нечто поднимающееся из глубин сознания к поверхности вашего ума. Мантра это невысказанный язык сердца. Надлежащее использование мантры может вызвать специфическое чувство и сделать чувствительным ум, чтобы он стал восприимчивым ко многим опытам, и внутренним, и внешним.
Хотя говорится, что Рама и Кришна являются именами индийских Богов, или что Деви является именем Богини, это
только религиозная интерпретация. Слово Рама является также звуком чакры, и йогины древности имели знание слова Рама в его различных мощностях прежде, чем был рождён Рама. Мантры предшествуют религии; они представляют связь между индивидуальной природой и божественным. Киртан является и искусством, и наукой. Он поётся, чтобы вызвать чувство, которое возвышает и очищает. Это не так много повторение имени, что является важным, как для пробуждения бхавы, так и для чувств или эмоций, связанных с ней.
Есть история о музыканте на суде императора Акбара. Всякий раз, когда музыкант начинал петь, все придворные начинали покачиватья в такт музыке головой, руками, телом и говорить: "О, какая замечательная музыка!" Акбар подумал про себя: "Действительно ли все эти люди понимают музыку и высоко ценят её, или они только делают вид, что её понимают?" Чтобы узнать это, он провозгласил указ: "Любой, кто будет замечен покачивающимся во время звучания музыки, будет казнён". После этого никто не двигался, каждый в суде сидел совершенно неподвижно
все, кроме немногих, кто был неспособен управлять собой всякий раз, когда играла музыка. Акбар спросил их: "Разве вы не слышали указ, что любой, кто будет замечен покачивающимся в такт музыке, будет казнён?" Те отвечали: "Да, мы слышали королевский указ, но согласны и на смерть, потому что наслаждение счастьем музыки для нас выше". Так Акбар узнал, что только эти немногие во всём суде были действительными ценителями музыки, а все остальные просто подхалимами. Чтобы действительно оценить музыку, вы должны следовать четырём стадиям киртана: (1) пение, (2) удержание ритма или тада, (3) вызывание соответствующего настроения так, чтобы ум начал покачиваться, и (4) покачивание тела в ритме музыки, которое случается естественно, когда ум начинает танцевать. Пронаблюдайте это, и вы увидите различие в качестве ваших переживаний в течение киртана.


Различные уровни опыта.

Киртан играет важную роль в йогической или духовной жизни так же, как Хатха-Йога, Раджа-Йога, медитация, или Кундалини-Йога. Это потому, что мы существуем на различных уровнях опыта одновременно: (1) на уровне чувств, куда впечатления поступают только через органы чувств, (2) на интеллектуальном уровне, где действует рациональный ум, взывающий к симпатиям и антипатиям, стремлениям и амбициям и т.д., (3) на эмоциональном уровне, когда мы находимся на уровне чувств и способны соединиться даже с чем-то нерациональным, (4) на психическом уровне, который включает скрытые впечатления, укоренившиеся отношения и привычки, самскары и карму, которые определяют характер и самооценку, и (5) на духовном уровне, который может быть испытан, только когда другие четыре уровня находятся в гармонии.
В процессе Йоги мы должны получать доступ к каждому уровню и входить туда постепенно, вместо того, чтобы сосредоточиться только на одном уровне или измерении
только на теле, или только на уме, или только на чувствах. Если мы способны полностью развить всестороннее понимание, то, согласно традиции, полная реализация, пурната, может быть испытана в этой жизни.
Так же, как в этом процессе могут быть важны Раджа-Йога, Джнани-Йога, Крийа-Йога или Кундалини-Йога, до той же степени и интенсивности рекомендуется и практика киртана. Почему? Что такое киртан? Киртан это пение различных имён Верховной Сущности, частью которой мы являемся; все мы выражаем его различные проявления и тождества. Эти имена составлены на санскрите акшарами, или звуковыми слогами, которые никогда не изменяются. Хотя они, как может показаться, указывают на форму проявления Божественного, в котором, например, Рама может призвать образ Рамы, и подобно же для Кришны, Будды и Христа, мантры представляют не персонифицированную идентичность с Божественным, а, скорее, выражения этой силы и энергии. Когда вы поёте имена, это
слоги, которые изменяют паттерны ума согласно различным звуковым частотам и колебаниям, делая его более ясным, спокойным, бессодержательным, восприимчивым, более полным, увеличивая, таким образом, чувствительность. Эта чувствительность поможет вам соединяться с источником того, чем вы были, и затем вы испытываете Йогу. Это цель и значение киртана.
Так же, как мы имеем показатель интеллекта, коэффициент умственного развития, мы также имеем коэффициент, характеризующий эмоциональный фактор. Эмоциональный фактор не только ограничен выражениями любви и привязанности, сострадания и милосердия. Скорее он выражен как чувствительность во всех областях, независимо от того, куда направлен ваш ум. Ваш ум может быть направлен к специфической точке или центру, но есть сознание, в котором охвачена целая область. В пении имени вы выражаете чувства, которые являются свободными от создания самскар, и вы выражаете свои чувства этому чистому бытию, которое является вашим личным Богом. И если чистота
это выражение Бога, почему бы не узнать, как соединиться с ним?
Киртан помогает достигать состояния, где каждый становится способен выразить свои чувства к чистой природе в их самой совершенной форме. Эта преданность отличается от выражения религиозного чувства. Ее производит чистая Верховная Сущность и увеличивает чувствительность, при этом каждый способен соединиться с Высшим Существом. И это эквивалентно Йоге.
Поэтому киртан занимает очень заметное место в жизни ашрама, в йогической жизни, а также в жизни всех, развивающих свою духовность. Киртан
это Йога для чувств. Так же, как Хатха-Йога это Йога для физической очистки, Раджа-Йога йогическая система для понимания ума, Крийа-Йога процесс психического пробуждения и Кундалини-Йога процесс пробуждения Кундалини, киртан является процессом пробуждения чувствительности.


Нужно ли мантру петь без эмоции?

Как можно даже думать об осуществлении мантры без бхава, без чувства? Если вы считаете, что можете думать о каком-либо действии в своей жизни без эмоций, то это лицемерие. Когда вы сердитесь или чувствуете испуг, это без бхава? Когда вы находитесь в напряжении, это без бхава? Любое умственное состояние, является ли это ненавистью, ревностью, расстройством, беспокойством, напряжением или страстью, не может существовать без бхава, без связанного с ним чувства.
В мантре должна быть страсть. В начале практики мантра повторяется механически, потому что ученик не знает, как соединиться с бхава. Но когда вы знаете это, энергия мантры, объединенная с бхава, усиливается. Она приобретает способность призвать перед вами Бога в физической форме, и это означает, что так можно изменить любое проявленное творение. Мантра, исполняемая с бхава, имеет потенциал и способность заставить Бога принять физическое тело и появиться перед вами. Так, если она имеет способность приказать, чтобы Бог дал даршан, можете ли вы вообразить себе в полной мере, насколько мощна мантра? Даже Бог подчинен власти и мощи мантры. Это
не человеческий ум, который делает Его или Её, прежде, чем появитесь вы. Это декларация Бога в форме мантры, и Он связан в соответствии с этой декларацией. Так, если Бог может признать над собой власть мантры, почему не может мощь мантры изменить какой бы то ни было вид естественного закона? Те, кто занимался мантрой с бхава, были способны совершенствовать это качество и понимали полный потенциал мантры.
Думать о любой практике без бхава
признак незрелого ума, потому что мантра станет плодотворной только, когда бхава связана с ней. Также, как чувство связано с состоянием гнева, ревности или напряжения, или с тем, что вы едите и пьёте, или с другом или врагом, таким же образом чувство связано и с мантрой. Как тогда возможно рассматривать практику мантры отдельной от ощущения себя, связанного с мантрой? Это не логично. Поэтому, всякий раз, когда вы занимаетесь мантрой, как частью мантра-садханы или поёте киртан, вы должны также стараться проецировать в неё эмоцию, связанную с мантрой. Тогда, в то время как вы повторяете или поёте мантру, вы способны направить ваши эмоции с полным контролем, и это настоящее достижение для любого человека.
Много раз в нашей жизни эмоции затуманивали логику, и много раз логика подавляла эмоции. Но когда они дополняют друг друга, тогда логика становится опытом, а эмоция становится пониманием, которое даёт вам мудрость. Поэтому старайтесь чувствовать эмоцию мантры, когда вы повторяете её. Это
реальная практика мантры. Механическое повторение является обычным на первой стадии практики мантры, чтобы остановить естественное блуждание ума. Однажды блуждания остановятся, и тогда, чтобы пробудить состояние осознания, чтобы испытать преобразованное состояние, свойственное мантре, необходимо добавить бхава, эмоции. Механическое повторение мантры на начальной стадии рекомендуется, чтобы создать паттерн ума, развить понимание мантры в течение более длительных периодов времени. Когда вы способны сделать это, тогда, во время второй стадии, добавьте к мантре компонент эмоции, бхава, и результат будет очень выгоден и возвышен.


Должен ли человек знать значение мантры?

На начальной стадии, если вы повторяете мантру механически, нет необходимости знать её значение. Но когда мантра укоренилась в уме, желание знать её смысл исчезло, тогда значение мантры обнаружится само. Бхава становится связанной с мантрой, и её значение будет понято. Оно будет понято интуитивно; вы признаете его как основную действительность мантры. Гуру может помочь вам понять значение мантры, но он не станет объяснять его вам. Обнаруженное в ходе практики значение мантры и объяснённое кем-то значение мантры две разных вещи.
"Ом Нама Шивая", переведённое буквально, означает: "Я поклоняюсь Шиве, я приветствую Шиву". Теперь прямое значение может указать на уважение, доверие, веру и преданность, на бхакти, которые индивидуум имеет в отношении Божественного. Те, кто понимает принцип Шивы, найдут эту мантру очень приятной своей природе, они коснутся бхакти, аспекта капитуляции, с уважением, благодарностью и верой к божественным качествам, которые они чувствовали в своей жизни. Тем же самым способом, различные люди нашли связь своего сердца и души с Рамой, Кришной, Дургой, Деви, Христом, Мухамедом, Буддой, или Махавирой, которые все являются различными образами божественной силы. Прямое, буквальное значение мантры будет стимулировать чувство в людях с таким видом своей природы. Но для большинства людей мантры выглядят как приверженность системе веры, представляющей религию. Выражение чувств к чему-то уникальному и чистому становится преобразованным в систему веры, и эта система веры становится религией. Экстравертивный характер человеческого ума будет всегда создавать логическое оправдание всему, даже если это является неточным или неверным.
Однако обнаруженное в процессе практике значение мантры отличается от буквального перевода. Обнаруженное значение мгновенно ведёт вас к опыту Шивы. Именно поэтому Гуру не может фактически назвать вам значение, но он может помочь вам понять это значение. Это касается любой мантры, будь то "Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе", "Джей Джей Рама Сита Рама, Джей Джей Рама Сита Рама", или "Ом Намо Бхагаватэ Васудева", или любая другая мантра. Значение мантры становится ясным, когда с ней связывается бхава, интенсивное чувство. Так, в конце концов, бхава
есть реальное значение мантры.


\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх