|
|
Горакша-Паддхати.
"Горакша-Паддхати"
известна также под названием "Горакша-Самхита".
Вступление.
(Краткая
информация о трудах Горакши).
Возможно, самое раннее сочинение в этой области
традиции йоги – произведение под названием "Хатха-Йога", которое
приписывается самому Горакше. К сожалению, оно не сохранилось, хотя
некоторые шлоки, скорее всего, дошли до нас в составе других сочинений.
И действительно, в обширном своде трудов по хатха-йоге содержится много
таких шлок. Горакше также приписывают авторство ряда других сочинений,
включая "Горакша-Паддхати" ("Заветы Горакши"), который состоит из 200
строф, описывающих путь хатха-йоги и перевод которого приведён ниже;
"Горакша-Шатака" ("Сотня строф Горакши") представляющий собой отрывок
предыдушего сочинения; "Горакша-Самхита" ("Сборник Горакши"), который
похоже, совпадает с Паддхати и который надо отличать от одноимённого
алхимического трактата; "Хатха-Дипика" ("Светоч Хатхи"), о котором
ничего не известно; "Джняна-Амрита" ("Нектар мудрости") – сочинение, в
котором обсуждаются священные обязанности хатха-йогина; "Аманаска-Йога"
("Немысленная йога"), содержит 211 шлок; "Амараугха-Прабодха"
("Постижение бессмертного потока"), сочинение из 74 строф, где даётся
определение мантра-, лайя-, раджа- и хатха-йоги и говорится о бинду и
нади как о двух великих снадобьях, присутствующих в теле человека,
которые только и способны уберечь йогина от смерти; "Йога-Мартанда"
("Солнце йоги"), содержит 176 шлок, многие из которых напоминают о Хатха-йога-прадипике.
Другой важный текст, приписываемый Горакше, –
"Сиддха-Сиддханта-Паддхати" ("След учения совершенных"), обширный труд
в шести главах с 353 шлоками. Здесь разрабатывается филосифия тела
(пинда) натхизма. "Йога-Биджа" ("Семя йоги"), приписываемая Горакше,
представляет собой собрание 364 шлок, из которых 266 схожи с теми, что
имеются в Йога-шикха-упанишаде. Однако неясно, какой текст кто у кого
заимствовал, хотя возможно, что оба текста исходили из некоего общего
источника. Йога-биджа, представляющая собой запись беседы Богини с
Сада-Шивой, имеет философскую направленность, пытаясь прояснить
путаницу в царящих вокруг представлениях. Есть ещё "Горакша-Бодха" (санскр. "Наставление Горакши"),
трактат из 133 шлок, который написан на архаичном хинди в виде беседы
между Матсьендрой и Горакшей и относится, возможно, к четырнадцатому
веку. "Горакша-Упанишада", которая написана на смеси хиндустани и
раджастани, возможно, датируется пятнадцатым веком. Среди прочего здесь
перечисляются качества, отличающие истинного наставника и достойного
ученика. "Горакша-Вачана-Санграха" ("Собрание суждений Горакши"),
состоящая из 157 стихов, утверждает, что именно здесь изложено истинное
учение Горакши, но, скорее всего, текст относится к семнадцатому веку.
Дело в том, что мы не располагаем ни одним произведением, которое с
полной уверенностью можно было бы отнести к Горакше. Часто
последователи того или иного великого наставника приписывают тому свои
труды, как было, например, в случае с учителем двадцатого века,
тамильским брахманом Свами Шиванандой (1887-1963) из Решикеша, которого
сделали "автором" нескольких сотен трудов....
... О важности "Горакша-Паддхати" ("Заветы Горакши") можно судить по
тому обстоятельству, что многие его стихи мы находим повсюду в
позднейших трудах по Хатха-Йоге. Здесь приводится перевод текста,
сделанный по санскритскому изданию Кхемараджи Шрикришнадасы (Бомбей).
Георг Фёрштайн.
"Энциклопедия йоги", ИТД "Гранд", Фаир Пресс, М., 2002.
Горакша-Паддхати.
Часть 1.
(Текст первой части
"Горакша-Паддхати" известен также под названием "Горакша-Шатака").
ОМ, Горакша начинает сто стихов Хатха Йоги.
1. Я склоняюсь перед
великим Матсиендранатхом, кто высшее счастье, находясь рядом с которым,
любой становится ничем, только знанием и счастьем.
2. Я ежеминутно преклоняюсь перед тем, кто восхвалён
как йог, через практику адхарбандхи и других упражнений, в лучах
неизменного внутреннего света его души, отсчитывающего время через юги
и калпы, в ком находится сама божественная сущность, кто океан счастья,
принявший форму, кто превосходен в обоих качествах –
выраженного и невыраженного, кто есть гуру Шри Матсиендранатх.
3. Приветствуя своего гуру с преданностью, Горакша
описывает высшее знание, желанное йогом, для высшего счастья.
4. Горакша провозглашает 100 стихов знаний,
полученных, несомненно, от высшего сознания, с пожеланиями пользы для
йогов.
5. То сознание обманет
смерть, которое отвернулось от чувственных удовольствий и соединилось с
высшим духом, являющимся лестницей к полному освобождению.
6. О превосходные люди (те, кто достиг великих успехов
в йоге, чьи страсти дозрели до полного разрушения)! Практикуйте йогу,
плод дерева желаний, священное слово, ветви которого (школы) посещаются
птицами (Брахманам, двиджи), несущим конец страданиям мира.
7. Позы, управление дыханием, отвлечение чувств от
внешних объектов, фиксирование ума на единственном объекте, отвлечённая
медитация и идентификация с объектом медитации –
это называют 6 ступенями или методами йоги.
8. Существует так много
поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между
ними понимает только Шива.
9. Каждая из 8400000 поз была объяснена Шивой. Из них
он выбрал 84.
10. Среди этих 84 были выбраны две: превосходная поза –
сиддхасана и поза лотоса – камаласана.
11. Йогу следует твёрдо надавливать пятками левой ноги
на промежность и правой ногой чуть повыше мужского органа, удерживая
тело неподвижным, вертикальным и фиксированным, удерживая чувства под
контролем, неподвижно созерцая точку между бровей. Эта поза, которая
открывает дверь к освобождению, называется превосходной позой или
сиддхасаной.
12. Положив правую ногу на левое бедро и также левую
ногу на правое, зафиксировав подбородок на груди, созерцать кончик
носа. Эта поза, уничтожающая болезни, разрушающая физические и
умственные беспокойства, называется позой лотоса или падмасаной.
13. Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не
знает 6 центров (чакр), 16 приспособлений (адхар), 300000 каналов
(нади) и 5 оболочек (вьем) в своём теле?
14. Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не
знает своего тела, дома с одной колонной, 9 дверьми и опекаемый 5
божествами?
15. 4 лепестковый лотос –
адхара, а 6 лепестковый – свадхистхана. В пупке
находится 10 лепестковый лотос, а в сердце 12 лепестковый (сурья, 12
месяцев) лотос.
16. 16 лепестковый лотос в горле, 2 лепестковый между
бровей, 1000 лепестковый лотос находится в отверстии в черепе на
великом пути.
17. Адхара – это первая чакра,
свадхистхана – вторая, йонистхана находится
между ними и названа камарупа.
18. Гудастхана (анус) – 4
лепестковый лотос называется адхарой. Сказано, что посредине находится
йони (средний лепесток муладхары) – "глаз
любви", восхвалённый знающими.
19. Посредине йони лицом назад стоит великий линга.
Кто узнал диск света, подобный светящейся драгоценности в его голове (в
голове махалинга), тот есть знающий.
20. Сверкающий как пламя, выглядящий как расплавленное
золото, треугольная точка (йонистхана) огня находится ниже мужского
органа.
21. Видящий этот божественный нескончаемый свет,
сияющий во всех направлениях, знающий в самадхи не испытывает больше
временного (между рождением и смертью) существования.
22. С помощью слова "сва" прана поднимается. Место
отдыха праны в свадхистхане. От этого исходного места садхистхану
называют медхра.
23. Где канда напряжена на сушумне подобно
драгоценному камню на ните, та область пупка называется манипуракам.
24. Связанная душа странствует так долго, пока не
найдёт Настоящее в великой 12 спицевой чакре, где находится свобода от
плодов достоинства и недостатка.
25. Ниже пупка и выше мужского органа находится
кандайони, по форме подобная яйцу птицы. Там начало 72 тысяч нади.
26. Среди этих тысяч были выделены 72 нади. Снова, из
них 10, несущие прану, выделены как наиболее важные.
27. Ида, пингала, сушумна, гандхари, хастиджихва,
пуша, йашашвини.
28. Алмабуша, кухуш и самкхини –
10 авторитетно названы 10 главных нади. Йогу всегда должны быть
известны центры, содержащие эти нади.
29. Ида находится на левой стороне (левая ноздря),
пингала – на правой (правая ноздря), сушумна –
посредине. Гандхари – в левом глазе.
30. Хастиджихва – в правом
глазе, пуша – в правом ухе, йашашвини –
в левом ухе, алмабуша – во рту.
31. Кухуш – в области линга и
самкхини – в муладхаре. Так 10 нади присоединены
к дверям тела (9 дверей и отверстие в черепе).
32. Ида, пингала и сушумна связаны на пути праны. Они
всегда ведут прану. Их руководящие божества: луна, солнце и огонь.
33. Жизненные силы тела – это
прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух
пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух циркулирующий по
телу), нага (воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух
чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананьяйя.
34. Прана всегда находится в груди (сердце), апана –
в области прямой кишки, самана – в области
пупка, удана двигается посредине горла.
35. Вьяна наполняет всё тело. Сказано, что 5 воздухов,
начиная с праны, есть главные.
36. Нага функционирует при отрыжке, курма –
при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание,
а девадатта – зевание.
37. Дхананьяйя, наполнившая всё тело, не выходит даже
из мёртвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади.
38. Как подброшенный рукой мячик летит вверх, так и
джива (душа в неволе у самсары), ударяемая праной и апаной, не имеет
покоя и продолжает двигаться.
39. Т.к. душа под контролем праны и апаны, то она
движется вверх и вниз через левый и правый пути (ида и пингала). Из-за
беспокойности она ясно не воспринимается.
40. Так же как сокол, привязанный на верёвке, даже
улетая, притягивается назад, так и джива, связанная гунами и
контролируемая праной и апаной.
41. Апана толкает прану, и прана толкает апану (по
очереди). Знающий йогу создаёт союз этих двух –
нижнего и верхнего воздуха (пранаяма, хатха йога, союз солнца и луны).
42. Со звуком "ха" джива (в форме праны) выходит, со
звуком "са" (в форме апаны) она входит обратно в тело. Джива постоянно
повторяет мантру – хамса, хамса (главная мантра
дживы – гайятри).
43. Джива повторяет эту мантру 21600 раз день и ночь.
44. Гайятри, названная аджапа, даёт свободу йогу,
только с желанием повторять её вслух он освобождается от всех
недостатков.
45. Не было и не будет знания, подобного этому,
повторения, подобного этому, понимания, подобного этому.
46. Гайятри трескается (поднимается) в Кундалини и
поддерживает прану. Знание праны – великое
знание. Кто знает это – есть знающий.
47. Выше канды Кундалини шакти принимает форму 8
свёрнутых колец. Она остаётся постоянно там, закрывая устами "дверь
Брахмы" (нижний конец сушумны).
48. Закрыв дверь лицом, душа, освобождаясь от
болезней, должна идти к месту Брахмы, где богиня Кундалини лежит,
спящая.
49. Сознание, пробуждённое через союз огня (буддхи) и
праны , вытягивает Кундалини вверх по сушумне, как игла вытягивает нить.
50. Кундалини, пробуждённая в союзе с огнём,
поднимается вверх по сушумне как змея, светясь как нить лотоса.
51. Также, как каждый может открыть дверь ключом, так
можно открыть дверь свободы, зная Кундалини.
52. Сомкнув руки, приняв позу лотоса, надавив
подбородком на грудь и глядя на Кундалини, йог должен выталкивать апана
дыхание снова и снова после того, как наполнил лёгкие, и в это время он
достигнет бесподобного знания праны через пробуждение Шакти.
53. Надо растирать конечности с потом, проступившим от
этих усилий. Затем выпить молока и воздерживаться от горькой, кислой и
солёной пищи. (Пот выступает при пранаяме, и это нужно для возбуждения
Кундалини. Так дхату, или выделения тела, сохраняются).
54. Нужно воздерживаться от порока. Тот, кто ест мало,
и избегает мирских удовольствий, тот практикует Йогу. После года он
достигнет в этом мастерства. Нет в этом сомнений.
55. Тот, кто оставляет четверть мягкой, вкусной и
сладкой пищи, съеденной с удовольствием, называется митахара. (Две
четверти желудка наполняются пищей, одна четверть –
водой, и одна остаётся пустой для прохождения воздуха).
56. Кундалини шакти обвита восемь раз вокруг канда.
Для йогина – это дар к освобождению и рабская
зависимость для непосвящённого.
57. Тот йог готов к освобождению, кто знает махамудру,
набхомудру (кхечари), уддияну, джаландхару и мулабандху.
58. Очищение каналов нади, движение луны и солнца,
высушивание жидкостей тела – это махамудра.
59. Подбородок отдыхает на груди, большой палец левой
ноги давит на йони, двумя руками схватив правую ногу, наполнив воздухом
обе части желудка и удерживая его. Надо начать его медленно
выталкивать. Это великая мудра, разрушающая человеческие болезни.
60. Надо практиковать эту мудру одинаковое количество
раз с идой и пингалой (правая и левая сторона). Затем можно прекратить.
61. Нет пищи здоровой или
вредной. Всё одинаково безвкусно. Даже смертельный яд будет переварен
как нектар.
62. Болезни, туберкулёз, проказа, запоры, увеличение
селезёнки, старость уничтожаются при практике махамудры.
63. Махамудра, так, как она была объяснена,
гарантирует успех. Её значение надо хранить в секрете. Она не должна
быть никому открыта.
64. Поворачивая язык назад в ямку над глоткой и
фиксируя взгляд между бровями, выполняется кхечаримудра.
65. Болезнь, смерть, сон, голод, слабость
(заблуждения) отступают перед тем, кто знает кхечаримудру.
66. Тот, кто знает кхечаримудру, не страдает от
недугов, не опозорится в деяниях, не пострадает от смерти (не пойман
смертью).
67. Читта странствует в пространстве кхе (место между
бровями, характеризующееся свободой от универсума), т.к. язык введён в
ямку над глоткой и двигается. Поэтому кхечаримудра исключительно ценна
для всех сведующих.
68. Но бинду – это основа тела.
Из неё выходят все каналы, которые составляют тело с головы до ног.
69. Тот, чья ямка над глоткой запечатана кхечари, не
уронит бинду, даже в объятиях женщины.
70. Пока бинду остаётся в теле, нет страха смерти.
Пока удерживается кхечаримудра, бинду не опускается. (Бинду
дистилируется над нёбом и опускается через ложбинку над глоткой в
сушумну).
71. Даже если бинду опустилась к огню (йони), она
вернётся назад (поднимется), схваченная Шакти через йонимудру.
72. Есть две разновидности бинду: бледнобелая,
названная мужское семя, и кровавокрасная, названная менструальная
жидкость.
73. Раджас (менструальная жидкость) расположена в
месте солнца, и бинду находится в месте луны. Очень сложно достигнуть
их смешения.
74. Бинду – Шива. Раджас –
Шакти. Бинду – луна. Раджас –
солнце. Через их смешивание, йог достигает высшее состояние.
75. Двигая Шакти по вайю, двигается раджас и
соединяется с бинду. От этого тело становится богоподобным (не горит,
оружие не пронзает его) и прекрасно выглядит.
76. Шукра (бинду) соединена с луной, а раджас –
с солнцем. Тот, кто знает значение их объединения есть сведующий.
77. Как великая птица способна лететь без отдыха, так
уддияна становится львом, убивающим слона. (Как лев убивает слона, так
уддияна разрушает смерть).
78. Эта бандха (мудра) находится сзади живота и ниже
пупка и называется уддияна бандха.
79. Так как джаландхара бандха закрывает сеть каналов
(нади) и останавливает воду (нектар луны), текущую из головы, она
уничтожает массу болезней глотки.
80. Джаландхара бандха характеризуется закрытием
глотки. При её выполнении нектар (бинду) не падает в огонь, и воздух не
затронут.
81. Нажав на йони (промежность) левой пяткой и сжав
прямую кишку, йог тянет апану вверх – так
выполняется мулабандха.
82. Через союз праны с апаной, через снижение
количества урины, даже старый становится молодым через много практики
мулабандхи.
83. Приняв позу лотоса, удерживая тело и шею
устойчиво, фиксируя взгляд на кончике носа, в изолированном месте, йог
повторяет нетленный Ом.
84. В нём слова Бху, Бхава, Сва, в нём существует
божественность луны, солнца и огня. (С Ом можно на них медитировать).
Этот Ом – высший свет.
85. В нём 3 времени (настоящее, прошлое и будущее), 3
Веды, 3 мира, 3 акцента, 3 бога (Брахма, Вишну, Рудра). Этот Ом –
высший свет.
86. В нём действие, желание и знание, Брахмы, Рудры и
Вайшнавы, три кольца шакти. Этот Ом – высший
свет.
87. В нём 3 буквы А, У, М, в нём бинду, как его метка.
Этот Ом – высший свет.
88. Йог должен повторять голосом этот биджам. Йог
должен практиковать его с телом (асанами), помнить его, медитируя. Этот
Ом – высший свет.
89. Чистый или нечистый, тот, кто постоянно
декламирует Ом, неопорочен грехом, как листья лотоса не намокают в воде.
90. Пока двигается воздух, двигается бинду. И
становится неподвижной, когда воздух перестаёт двигаться. Так йог
должен управлять воздухом и достичь неподвижности (невосприимчивости к
теплу, холоду и т.д.)
91. Пока прана остаётся в теле, жизнь (джива) не
уходит. Её уход – это смерть. Значит йог должен
научиться удерживать прану.
92. Пока прана удерживается в теле (кумбхакой),
осознание (читта) свободно от болезни (ум не потревожен). Что вызовет
страх смерти, если взгляд фиксирован на межбровие?
93. Значит от страха смерти, Брахма –
цель пранаямы. Йог должен удерживать прану.
94. Прана выходит на расстояние 36 пальцев через левую
и правую ноздри. Поэтому она называется праной.
95. Когда все нади, полные выделений, очищены, тогда
йог действитльно готов удерживать прану.
96. Приняв позу лотоса, йог вдыхает прану через левую
ноздрю, затем удерживает так долго, как возможно. Затем он выдыхает
через правую ноздрю.
97. Медитируя на круглый образ луны, нектар белый как
творог, как коровье молоко, цвета чистейшего серебра, йог, практикующий
пранаяму, находит покой.
98. Вдыхая через правую ноздрю, йог медленно наполняет
живот, затем удерживает дыхание согласно правилу и выдыхает через левую
ноздрю.
99. Медитируя на круглый образ солнца, полный пламени
огня, обжигающий пупок, йог, практикующий пранаяму, находит покой.
100. Медитируя поочереди на два образа, луна и солнце,
йог должен вдыхать через левую ноздрю и выдыхать через другую, согласно
ограничению времени (как объяснено ранее). Затем, вдохнув через правую,
выдохнуть через левую ноздрю. Через три месяца нади практикующего будут
очищены.
101. Через очистку нади, прана удерживается,
желудочный огонь растапливается, внутренний звук слышен (первая
разновидность звуков слышна как молоток, барабан, океан, затем слышны
музыка, колокольчик, раковина, птица, флейта, бамбуковый инструмент), и
йог побеждает болезни.
Так заканчивает 100 стихов Шри Горакша.
Часть 2.
2.1. Через удержание
выдоха (апана), воздух, жизненная сила (прана) остаётся в теле.
Посредством лишь одного дыхания [йогину] следует проложить путь к
"пространству" (гагана), [что у макушки головы].
2.2. [Йогические] выдох, вдох и задержка имеют природу
немолчного звука (пранава), [то есть священного слога ом]. Регуляция
дыхания трояка и наделена двенадцатью мерами (матра).
2.3. [Внутренние] солнце и луна связаны с двенадцатью
мерами; они не опутаны сетью изъянов (доша). Йогин должен всегда знать
эти [две основы].
2.4. Поэтому солнце и луна также находятся внутри
тела. Первое светило считается расположенным в области пупка, второе –
в голове.
2.5. При вдохе отсчитывать двенадцать мер [слога ом].
При задержке он должен отсчитывать шестнадцать мер, а при выдохе –
десять слогов ом. Таково определение регуляции дыхания.
2.6. На нижней ступени [выдавливается] "вещество", [то
есть пот]; на средней [ступени] появляется дрожь; на высшей [ступени]
йогин поднимается [над землёй]. Посему он должен унять воздух (вайю).
2.7. Йогин, [сидящий] в переплетённой позе лотоса и
приветствующий Шиву и учителя, должен заниматься регуляцией дыхания в
уединении (эканта), сосредоточив свой взор между бровей.
2.8. Втягивая вверх воздух апану, он должен соеденить
его с праной. Когда тот поднимается с силой [кундалини], он
освобождается ото всех грехов.
2.9. Закрыв девять врат (двара) [то есть отверстия
тела], втянув воздух и удерживая его крепко, проведя его к
"пространству" вкупе с апаной и [внутричревным] огнём (вахни), запустив
силу кундалини и разместив её в голове, непременно согласуясь с данным
наставлением, покуда [йогин, что] соединён Я [у макушечного центра],
пребывает [так], его прославляет весь сонм великих.
2.10. Посему регуляция дыхания есть огонь,
[пожирающий] семена проступков (патака). Йогины всегда именуют его
"великой преправой", [ведущей через] океан [обусловленного]
существования.
2.11. Через выполнение поз удаляются хвори; через
регуляцию дыхания [заглаживаются] проступки; через устранение чувств
йогин избавляется от [всех] умственных изменений (викара).
2.12. Любовь к сосредоточению [вызывает] устойчивость
(дхарья); через созерцание [он обретает] чудесное [состояние] сознания.
В [состоянии] экстаза [самадхи], устранив благую и неблагую карму, он
достигает освобождения.
2.13. Устранение чувств, говорят, [приходит] после
двадцати шести регуляций дыхания; признают, что сосредоточение
[приходит] после двадцати шести устранений чувств.
2.14. Двенадцать сосредоточений, по знатокам знатоков
созерцания, означают созерцание. Экстаз (самадхи), как утверждают,
[наступает] после двенадцати созерцаний.
2.15. При узрении в том экстазе высшего Света –
немеркнущего и всеохватного – нет никакой деятельности или прошлой либо
нынешней кармы.
2.16. Приняв позу с удом [между] двух пяток, и [при
этом] запечатав отверстия глаз, ушей и носовой проход пальцами, вдыхая
воздух через рот и созерцая [прану] в груди вкупе с огнём [в чреве] и
апаной, он должен удерживать их неуклонно в голове. Посему владыка
йогинов, в виде той [Реальности], достигает одинаковости (самата) с
Реальностью (таттва) [то есть Шивой].
2.17. Когда воздух достигает "пространства", раздаётся
могущественный звук, [напоминающий звучание музыкальных] инструментов
наподобие колокола. Тогда близко совершенство (сиддхи).
2.18. [Йогину], что сплачиваем регуляцией дыхания,
удаётся удаление всех хворей. Кого не сплачивает практика йоги, у того
проявляется всякая хворь.
2.19. Различные хвори [наподобие] икоты, кашля, удушья
и недугов головы, ушей и глаз вызываются дурным обращением (вьятикрама)
с воздухом.
2.20. Как льва, слона и тигра приручают весьма
осторожно, иначе те убьют укротителя, – так и
воздух не [должен быть] используем [без великого тщания].
2.21. Он должен выпускать воздух весьма осторожно, и
должен также вдыхать весьма осторожно. Сверх того, он должен удерживать
[дыхание] весьма осторожно. Так и близится совершенство.
2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди
приличествующих им чувственных предметов. Их отвлечение от них именуют
"устранением чувств" (пратьяхара).
2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток,
так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое
умственное изменение (викара).
2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего
панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя.
2.25. Признавая во всём, что
бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги
устраняет [свой слух].
2.26. Признавая во всём, что
бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем , само Я – знаток йоги
устраняет [своё обоняние].
2.27. Признавая во всём, что
бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги
устраняет [своё зрение].
2.28. Признавая во всём, что
бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги
устраняет [своё осязание].
2.29. Признавая во всём, что
бы он не пробовал языком, солёном либо несолёном, само Я – знаток йоги
устраняет [свой вкус].
2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным
нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется "устранением
чувств".
2.31. Женщиной, пришедшей с лунной области,
наслаждаются двое, тогда как третий [в добавок] к двоим, именно тот,
кто подвержен дряхлению и смерти.
2.32. В области пупка пребывает одно солнце, с
естеством огня. А луна, с естеством нектара, всегда покоится в
основании нёба.
2.33. Луна, обращенная вниз, льёт [нектар]; солнце,
обращённое вверх, пожирает [сей лунный нектар]. Посему необходимо знать
[перевёрнутую] позу (карани), чтобы можно было получить амброзию.
2.34. [Когда] пупок находится вверху, а нёбо внизу,
[то есть когда] солнце находится вверху, а луна внизу, [сие] известно
как перевёрнутая поза. Её следует постигать согласно наставлениям
учителя.
2.35. Где трижды стреноженный бык издаёт могучий рёв,
йогины должны знать, что центр "безударного" (анахата) [звука
расположен] у сердца.
2.36. Когда жизненная сила достигает великого лотоса
[у макушки головы], после приближения к манипуре и прохождения через
анахату, йогин обретает бессмертие (амрита).
2.37. [Йогину], следует созерцать высшую силу (шакти),
размещая свою язык сверху в [брахмической] полости, как предписывают.
[Нектар], капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху,
получается натужным подъёмом языка к нёбу. Сей безупречный йогин, что
пьёт из дома (кула) языка [особую] шестнадцатую часть исключительно
чистой воды волны калы, [текущей из] этого [лотоса], живёт долго с
телом нежным, как волокна лотоса.
2.38. Он должен пить прохладные струи [воздуха] ртом
[принявшим облик] вороньего клюва. Управляя праной и апаной, йогин не
старится.
2.39. У того, кто пьёт воздух праны языком,
[размещенным у] основания нёба, на целых полгода отступят все хвори.
2.40. Кто созерцает весь нектар в пятом центре,
[именуемом] "чистым" (вишуддха), удаляется через верхний путь,
ускользнув тем самым от пагубы [внутреннего] солнца [у пупка].
2.41. Под звуком ви подразумевается "лебедь"
(хамса) [то есть самопроизвольное дыхание]; шуддхи [или "чистота"]
именуется "незапятнанной".
2.42. [Жизненная сила], избежав пагубы [внутреннего]
солнца, поднимаеся самотёком в полость на конце носа, [после того как
йогин] поместил нектар в эту полость.
2.43. Собрав исключительно чистую воду калы луны,
[льющейся] сверху из области горла, он должен провести её к полости в
конце носа и затем повсюду посредством "пространства" [у макушки
головы].
2.44. Знаток йоги, что пьёт амброзию (сома), твёрдо
упирая язык кверху [о нёбо], несомненно побеждает смерть на полмесяца.
2.45. Кто управляет корневым отверстием, преодолевает
[всякое] препятствие и достигает [состояния, что] вне дряхления и
смерти, подобно пятиликому Харе [то есть Шиве].
2.46. Прижимая кончик языка к великой полости
"царственного зуба" (раджа-данта) [то есть язычка] и созерцая дивную
Богиню, он становится поэтом-мудрецом (кави) на шесть месяцев.
2.47. Великий ток сверху [язычка] преграждает путь
всем [остальным] токам [в теле]. Кто бы не приступал к высвобождению
нектара, [должен сперва ступить на] путь пяти сосредоточений.
2.48. Если язык непрестанно лобзает кончик "крючка"
[то есть язычка], заставляя течь сок (раса) по вкусу солёный, острый
или кислый, либо подобный молоку, мёду и топлёному маслу, тогда
удаляются хвори, старость и смерть, славятся учения (шастра) и их
подспорье, и он обретает бессмертие и восемь [сверхъестественных]
качеств и привлечёт спутников (анга) подвижников (сиддха).
2.49. Спустя два или три года йогин, чьё тело
наполнено нектаром, посылает своё семя (ретас) вверх и [радуется]
появлению [сверхъестественных] качеств наподобие "малости" (аниман).
2.50. Как огонь [пребывает, покуда] есть топливо, и
свет [сохраняется, покуда] есть масло и фитиль, так и воплощённая
[душа] не покидает тело, когда то наполнено с лунной стороны (кала).
2.51. В случае йогина, чьё тело ежедневно наполняется
с лунной стороны, яду нет хода, даже если тот будет укушен самим
[владыкой змей] Такшакой.
2.52. [Когда йогин] оснащён позой, приобщён к
регуляции дыхания и наделён отстранением чувств, ему следует заниматься
сосредоточением.
2.54. [Стихия] земли, размещённая в сердце,
представляет чудный жёлтый или желтоватый квадрат со слогом ла и
восседающим на лотосе [богом Брахмой]. Растворив в нём [то есть в
сердце] жизненные энергии вкупе с умом, он должен быть сосредоточен
пять гхатик [то есть два часа]. Он должен постоянно заниматься несущим
уравновешенность сосредоточением на земле, чтобы овладеть землёю.
2.55. Стихия воды (амбу-таттва), подобная полумесяцу
или белому жасмину, размещается у горла и наделенна семенным слогом ва
нектара (пиюша), и всегда она связана с Вишну. Растворяя в нём [то есть
в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен
пять гхатик [то есть два часа].
2.56. Треугольная стихия огня, размещённая у нёба и
схожая с [красным] кошенилем, вся сверкает и связана с рефой [то есть
со слогом ра], яркая, как коралл, и пребывающая в обществе с Рудрой.
Растворяя в нём [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он
должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа ]. Он должен
быть постоянно занят сосредоточением на огне, дабы овладеть огнём.
2.57. Стихия воздуха, которая размещена в междубровье,
похожа на чёрную примочку и связывается с буквой я и Ишварой, как
[покровительствующим] божеством. Растворяя в нём [то есть в сердце]
жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик
[то есть два часа]. Ямин должен осуществлять сосредоточение на воздухе
так, чтобы он мог пересечь небо.
2.58. Стихию эфира/пространства, которая размещается в
"брахмической дыре" (брахма-рандхра) [у макушки головы] и которая схожа
с исключительно прозрачной водой, связывают с Сада-Шивой, [внутренним]
звуком (нада) и слогом ха. Растворяя в нём [то есть в сердце] жизненные
энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть
два часа]. Сосредоточение на эфире/пространстве, как пологают,
открывает врата к освобождению.
2.59. Пять сосредоточений на стихиях [обладают
соответственно силой] остановки, запружения, сжигания, расшатывания и
иссушения.
2.60. Пять сосредоточений трудно исполнить посредством
ума, речи и действия. Йогин, который сведущ [в применении этих
приёмов], избавляется от всякого страдания.
2.61. Памятование (смрити)
содержит единственный элемент (дхату) всех мыслей. Созерцание
разъясняется как чистое представление (чинта) в уме.
2.62. Созерцание двояко –
составное (сакала) и нераздельное (нишкала). Именно составное отвечает
за различия в действиях, а нераздельное [созерцание] лишено качеств
(ниргуна).
2.63. Принимая удобную позу (сукха-асана) с обращённым
вовнутрь умом и устремлённым вовне потупленным взором (чакшус), и
созерцая сосредоточенно змею (кундалини), он избавляется от вины
(килбиша).
2.64. Первый центр, [именуемый] "опорой" (адхара),
четырёхлепестковый и схож с золотом. Созерцая сосредоточенно змею
(кундалини) [в сём месте тела], он избавляется от вины (килбиша).
2.65. Созерцая Я в шестилепестковом "собственном
остове" (свадхиштхана) [центре, размещённом в области половых органов],
который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно]
на кончик носа, [действительно] счастлив.
2.66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра,
сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на
кончик носа, потрясает мир.
2.67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве
(акаша) сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая нос на
кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман).
2.68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем
подобно молнии, [выполняя] при этом различные [виды] регуляции дыхания
и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
2.69. Постоянно созерцая Я в центре "колокольчика"
(гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно
светильнику, он принимает облик блаженства (ананда).
2.70. Созерцая Я, Бога, что пребывает в междубровье и
подобен истинному драгоценному венцу, взирая [при этом недвижно] на
кончик носа, он принимает облик блаженства.
2.71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно
созерцающий Я, Вседержителя тёмно-синего в междубровье, взирая при этом
на кончик носа, достигает [высшей цели].
2.72. Созерцая бескачественное, покойное, благое
(шива), всестороннее [высшее Сущее] в пространстве
[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на
кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
2.73. Где в эфире/пространстве [можно слышать]
[внутренний] звук, то место именуют "властным центром" (аджня-чакра).
Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение.
2.74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид
пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает
освобождение.
2.75. Задний проход, уд, пупок, сердечный лотос, тот
повыше [то есть горло], колокольчик, местоположение "крючка" [то есть
язычка], межбровье и пространственная полость [у макушки головы]…
2.76. …Эти девять мест (стхана) созерцания
рассматриваются йогинами как освобождающие от ограниченной реальности и
приносящие восемь [сверхъестественных] качеств.
2.77. Созерцая и познавая непревзойдённый свет
блистательного Шивы, который тождествен Абсолюту, он освобождается. Так
говорил Горакша.
2.78. Управляя обращением воздуха у пупка и натужно
сжимая внизу корень апаны, [который] подобен проводнику
жертвоприношений [то есть огню] и появляет тонкую форму наподобие нити,
а также стягивая сердечный лотос и пронизывая даланаку, нёбо, и
брахмическую дыру, они достигают Пустоты, где бог Махеша [то есть Шива]
вступает в эфир/пространство (гагана).
2.79. Поверх чудесного лотоса, что у пупка, имеется
чистый круг (мандала) палящего солнца (чанда-рашми). Я кланяюсь печати
мудрости (джняна-мудра) йогинь, которая удаляет страх смерти, состоит
из мудрости, имеет тот же облик, что и мир (сансара), и есть матерь
троякой вселенной, дарователь дхармы человеческим существам, достойная
похвалы Чхиннамаста в тройственном тонком токе у центра тройного пути.
2.80. Тысяча жертвоприношений коня или тысяча славных
[жертвенных] возлияний (ваджапея) не сравняются и с шестнадцатой частью
одного йогического созерцания.
2.81. Двойственная реальность объясняется наложением
(упадхи). Наложение полагают покровом (варна), а Реальность (таттва)
обозначается как Я.
2.82 Посредством постоянного изучения (абхьяса) знаток
всякого наложения познаёт состояние Реальности, открываемой через
мудрость, как отличную от видимого мира, вызываемого наложением.
2.83. Покуда потенция
(танматра) звука и прочее представляется ушам и другим [органам
чувств], будет памятование (смрити), [которое есть состояние]
созерцания. Затем наступит экстаз.
2.84. Сосредоточение [устанавливается] после пяти нади
[то есть двух часов]; созерцание [устанавливается] после шести нади [то
есть двадцати четырёх часов]. После управления жизненной силой на
протяжении двенадцати дней наступит экстаз.
2.85. Экстаз (самадхи) описывается как исчезновение
всякого примысливания (санкальпа) и [постижение] равенства (айкья) всех
пар противоположностей (двандва) и отдельного "я" с высшим Я.
2.86. Экстаз описывается как [постижение] равенства
ума с Я, подобно тому, как сливающаяся с морем вода становится равной
[с ним].
2.87. Экстаз описывается как равновесие (самарасатва),
[состояние, при котором] жизненная сила растворяется и ум оказывается
поглощённым.
2.88. Йогин, сплочённый
(юкта) экстазом, не [воспринимает] себя или другого, как запах, вкус,
образ, прикосновение и звук.
2.90. Йогин, сплоченный
экстазом, не тяготится временем, не пятнается действием, не оборим
никем.
2.91. Йога устраняет страдание у того, кто сдержан
(юкта), [то есть дисциплинирован] в еде и посте, сдержан в
осуществлении деяний, и сдержан во сне и бдении.
2.92. Знаток йоги ведает Реальность, как без конца и
начала, без опоры, свободную от дурного, без тверди, непроявленную
(нишрапанча) и внеобразную.
2.93. Знатоки Абсолюта ведают, что великий Абсолют
есть пространство, сознание, и что оно блаженно, незапятнано,
недвижимо, вечно, бездеятельно и бескачественно (ниргуна).
2.94. Знатоки Реальности ведают, что Реальность
(таттва) есть пространство, сознание, блаженство, находясь вне
логического довода (хету) или свидетельства (дриштанта), преодолевая ум
(манас) и прозрение (буддхи).
2.95. Посредством упражнений йоги йогин оказывается
погружённым в высший Абсолют, который свободен от страха, лишён опоры,
поддержки и вне пределов дурного.
2.96. Как масло, сливаемое в масло, так и пребывает
маслом, или молоко, [вливаемое] в молоко, [так и пребывает молоком],
равно и йогин есть лишь [единственная] Реальность.
2.97. Йогин, погружённый в высшее состояние, принимает
этот образ, подобно молоку, вносимому в молоко, маслу в масло, или огню
в огонь.
2.98. Тайну (гухья), открытую Горакшей, что
величественней всякой иной тайны, люди именуют лестницей освобождения,
которая избавляет от страха [обусловленного] существования.
2.99. Людям следует изучить сие йогическим образом
сотворённое (Йога-бхутам) прибавление Горакши. Избавившись от всякого
греха, они обретут совершенство в йоге.
2.100.Следует каждодневно изучать сию йогу, что изошла
от лотосовых уст самого Адинатха [то есть Шивы]. Какой прок во многих
иных писаниях?
\
|
|
|