|
|
О
мантрах.
Мантра (тиб.
sngags). Мантры –
это слова или слоги, выражающие суть различных энергий. Мантра защищает
концентрацию ума и всегда делается в соединении с визуализацией,
которая выполняется соответственно предписаниям садханы, или
объяснениям своего гуру.
Джапа.
Повторение мантры
с
ведением счёта или без него называют
джапой. Эта практика используется
последователями всех религий – иудаистами,
христианами, индуистами, мусульманами,
буддистами, зороастрийцами и т.д. В тантрической джапе мантра
повторяется
предписанное число раз. После повторения
примерно девяти десятых общего количества
человеку следует провести кому (поклонение
огню). Остающиеся мантры необходимо
повторить во время жертвования огню
или гуру гхи (очищенного сливочного
масла), самагри (смеси из тридцати шести
трав) и семян чёрного кунжута (или другого
растения, указанного в шастрах). При
каждом повторении мантры проводится
приношение огню (ахути); это делается
на протяжении оставшейся одной десятой
общего предписанного количества
повторений. Другой подход заключается
в том, что сначала человек повторяет
предписанное число мантр и только после
этого проводит хому, предавая огню одну
десятую от необходимого объёма приношений.
Если джапа выполняется не для достижения
какой-то определённой цели, а например как
акт почитания божества,
поклонение огню не требуется. Джапу
можно выполнять:
1.
С мантрой (со
слогом
АУМ в начале и в конце или без него).
2. С именем
божества.
3. С
биджа-мантрами
(биджа – "зерно", семенной слог).
4. Вслух.
5. Мысленно (упаншу-джапа).
Мысленная
джапа,
считается более мощной, чем произносимая
вслух. Простейшим способом упражнения
в безмолвной джапе является достаточно
длительное выполнение джапы вслух,
когда уши слышат мантру, а мозг отмечает
её. Садхаке следует постепенно
уменьшать силу голоса, понижать тон, а
затем переходить к безмолвному
произнесению. Этот метод действительно
эффективен, так как кора головного мозга
продолжает повторять мантру в течение
определённого времени после того, как
произносимая вслух джапа завершена.
Джапа должна произноситься с равномерной
скоростью и на одном тоне.
Записанная джапа (санскр.
ликхита-джапа – популярна
в традиции Шивананды)
представляет собой мощную разновидность
безмолвной джапы. Имя божества или
другая мантра многократно записывается
на бумаге, бересте или листьях баньяна,
пипала, банана, манго. Если садхака
пишет на бересте или на листьях, он
должен пользоваться пером, сделанным
из ветки граната или баньяна. Чернила
изготавливаются из горочана, шафрана,
красного порошка из древесины сандалового
дерева или из смеси этих ингредиентов.
Записанная джапа вырабатывает привычку
к безмолвной джапе и многократно превосходит её по силе.
Записанные джапы
можно
сделать ещё более эффективными, если
мантры или имя божества складываются
в изображение этого божества. Использование
различных красок делает такую джапу
эстетичнее и сильнее.
При выполнении джапы
с использованием малы (чёток) садхака
должен соблюдать следующие правила:
1. Малу нужно удерживать
в правой руке (занята должна быть только
одна рука).
2. Указательный палец
и мизинец не должны прикасаться к
бусинам.
3. Бусины следует
поддерживать средним и безымянным
пальцем и перебирать с помощью большого
пальца.
4. Среди бусин, общее
число которых равно 108, всегда существует
одна дополнительная. Эта 109-я бусина
называется Сумеру.
5. Сумеру никогда не
перебирается. Таким образом, она
представляет собой неподвижную точку
малы.
6. Садхака должен
начинать с первой бусины рядом с Сумеру
и заканчивать последней бусиной перед ней.
7. Если садхаке
приходится пройтись по мале несколько
раз, он должен перевернуть её так, чтобы
последняя бусина (та, на которой завершился
предыдущий круг малы) стала первой (той,
с которой следует начать следующий
круг).
Если
джапу нужно
выполнить несколько раз (чаще всего это
количество равно одному, трём, пяти,
семи, девяти или одиннадцати повторениям),
практикующий должен вести счёт с помощью
соответствующего числа рисовых зёрен.
После завершения очередного круга малы,
человек отнимает одно зерно от их общего
числа – при этом ему не нужно расходовать
энергию на отсчитывание и запоминание
выполненных кругов. Джапа заканчивается,
когда перед ним не остаётся рисовых
зёрен.
Если число необходимых
повторений мантры очень большое – тысяча,
десять тысяч, двенадцать с половиной
тысяч или сто двадцать пять тысяч раз, – садхак
должен предварительно отсчитать
соответствующее количество рисовых
зёрен и сложить их в металлический
горшок. После каждого повторения мантры
он вынимает из горшка одно зёрнышко.
Существует и другой вариант: он вынимает
одно зерно после завершения очередного
круга малы – это показывает, что мантра
была повторена ещё 108 раз (горшок следует
ставить слева от себя, так как в правой
руке держат малу).
Самый удобный способ
заключается в том, чтобы разделить общее
число джап на 108 и определить таким
образом число рисовых зёрен, которые
следует положить в горшок. Если количество
джап не делится на 108 без остатка, следует
вычислить, сколько джап остаётся,
отсчитать соответствующее число зёрен
и положить их отдельно. После завершения
требуемого количества кругов малы, садхак может
прекратить перебирать
малу и начать повторять мантру, каждый
раз отнимая по одному зерну из числа
отложенных в сторону. К примеру, если
джапу необходимо выполнить тысячу раз,
то при вычислениях получится: 1000 : 108 = 9
28/108. Это означает, что нужно будет
совершить 9 кругов малы, а оставшиеся
28 повторений провести с использованием
рисовых зёрен: 9 зёрен следует положить
в один горшок, а 28 – в другой. После первого
круга малы нужно вынуть одно зерно из
того горшка, где их девять. Когда этот
горшок опустеет, следует прекратить
вращать малу и с каждым повторением
вынимать одно зерно из того горшка, где
их 28.
Типы
бусин малы.
Обычная мала,
счётное
приспособление для джапы, состоит из
108 бусин. Материал, из которого сделаны
бусины, оказывает влияние на химические
процессы в организме. В число рекомендуемых
материалов входят:
•
дерево туласи;
• сандаловое дерево;
• семена лотоса;
• рудракша (высушенные
семена дерева Eleocarpus ganitrus);
• коралл;
• жемчуг;
• кварц или хрусталь;
• раковины;
• серебро.
Небольшие малы,
которые
называют сумирни, состоят из меньшего
количества бусин, однако их число всегда
является делителем числа 108 – к примеру,
мала может состоять из двадцати семи
бусин. Четыре оборота сумирни соответствуют
108 повторениям мантры. Мала может состоять
из пятидесяти четырёх бусин, и в этом
случае два её оборота равнозначны джапе
в 108 повторений.
Мала из дерева туласи
лучше всего подходит почитателям Вишну,
Рамы, Кришны и Ханумана.
Мала из зёрен рудракши
подходит тем, кто поклоняется Шиве и
Шакти.
Самыми обычными являются
малы из сандалового дерева. Мала из
семян лотоса используется только для
маран – уччатан- и видвешан-карм.
Наиболее действенными
для шанти-кармы являются малы из коралла
или жемчуга. Коралловая мала полезна
для поклонения и джапы с целью обретения
богатства.
Самой благотворной
считается мала из рудракши; она лучше
малы из серебра, золота, коралла, жемчуга,
изумрудов или рубинов.
Выбираемые для этого
зёрна не должны быть ни слишком крупными,
ни слишком мелкими; лучшими считаются
семена размером с плод вишни.
Помимо того, что мала
является счётным устройством, мала
оказывает прекрасное уравновешивающее
воздействие. Задействованность кончиков
пальцев означает задействованность
сознания. Использование малы вызывает
привычку к уравновешенному состоянию
сознания.
При частом применении
для джапы мала заряжается энергией.
Если человек выполнил с помощью одной
малы 125 тысяч джап, она сама по себе
становится носителем заряда
энергии. Когда человек берёт её в руки,
он черпает из неё энергию, хотя он сам вложил в малу эту силу во
время джапы. Кроме того, мала обретает
особую связь с разумом, и каждый раз,
когда человек смотрит на неё, она
напоминает ему о соответствующей мантре.
Если человек начинает
новую джапу, ему непременно нужно
воспользоваться новой малой. Однако
при повторении одной мантры одну и ту
же малу могут использовать даже несколько
поколений садхаков.
К мале не
следует прикасаться указательным
пальцем и мизинцем. Не следует забывать
и о том, что при перебирании малы нельзя
трогать дополнительную бусину, Сумеру.
\
|
|
|
|