Нятри
Ценпо.
Первый
тибетский царь в
династии царей
Тибета.
Нятри
Ценпо (тиб.
gNya'-khri-btsan-po / Nyatri Tsenpo) – первый царь в династии
царей
Тибета.
В
одном из текстов традиции бон,
написанном Кюнгпо Лодро Гелценом в
14-м
веке1,
приводится следующая
версия появления этого царя.
Когда царь сошёл с неба на землю, два пастуха из Дагпо и Конгпо
увидели его и спросили: "Откуда ты?". Царь указал на небо и засмеялся,
при этом была ясно видна свастика на его языке. "Кто ты?" –
опять
спросили они его, и он ответил: "Я царского рода". Тогда они сделали
деревянный трон (три) и, водрузив его на свои шеи (ня-па), показали
всем (этого царя). Одни люди испугались, другие пришли в ужас, третьи
проявили недовольство, а четвертые трепетали. Его показали одному
брахману, который сказал: "Сначала он принесёт благо, но в конце
–
зло". Когда же его увидели жрецы (шенбон) Чодэн и Цедрон, они
воскрикнули: "Какое удивительное чудо! Сделаем же его царём Тибета".
После этого они омыли его святой водой, совершив бонский ритуал центру
и нарекли его именем Мидже (Владыка Людей) Нятри Ценпо.
Согласно другой версии Нятри Ценпо пришёл в Гималаи из Индии. Он был
сыном царя Удаяны из Ватсы и родился с перепонками. Отец испугался и
хотел положить его в свинцовый ящик и утопить в Ганге. Подрастя, Нятри
бежал в Гималаи. Когда он прошёл Лхари и вышел в долину "Цан с четырьмя
входами", он встретился с бонскими жрецами. Те спросили, кто он, и
получили ответ: "Я – ценпо (могучий)". Они спросили, откуда
он, и он
указал пальцем в небо. Они пытались понять его язык, но безуспешно.
После этого Нятри поместили на деревянный трон, который установили на
шеи четырёх человек. Жрецы сказали: "Мы сделаем его своим владыкой".
Его имя (Нятри Ценпо) переводят как "Могучий на троне шей", или
"Царь на троне, поддерживаемом шеями". Однако, согласно исследованиям
Намкая Норбу Ринпоче, слово "три" в имени царя имеет корни в языке
Шанг-Шунга, древней гималайской страны, располагавшейся между горой
Тисе (Кайлаш) и озером Мапам (Моносаровар). Культура раннего тибетского
царства была культурой Шанг-Шунга, то же самое можно сказать и о
религии. По традиции имена тибетским царям давали жрецы Шанг-Шунга на
шанг-шунгском языке. По многим текстам Шанг-Шунга видно, что слово
"три" употреблялось в этой стране с древнейших времён. Оно может нести
разный смысл: ум, природа ума, жизнь, долголетие. Имея любое из этих
смысловых значений, слово "три" было достойно составлять часть имени
первого тибетского государя. Значение "ня", первого слога в "Нятри",
также требует тщательного исследования. В древних документах этот слог
отражён в разных написаньях. Из них наиболее часто встречаются
варианты: gnya, snya и nyag (латинская транслитерация вариантов
тибетского слога, который произносится как "ня").
Сыном Нятри Ценпо был Мутри Ценпо.
1 –
Согласно
историческим
исследованиям, первый царь Тибета, ставший основателем династии Чогьял
(Chos rGyal, букв. Дхарма Царь), взошёл на трон в 127 году до н.э.