На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Нятри Ценпо.
Первый тибетский царь в династии царей Тибета.

Нятри Ценпо.
Нятри Ценпо (тиб. gNya'-khri-btsan-po / Nyatri Tsenpo) – первый царь в династии царей Тибета.

В одном из текстов традиции бон, написанном Кюнгпо Лодро Гелценом в 14-м веке
1, приводится следующая версия появления этого царя.
Когда царь сошёл с неба на землю, два пастуха из Дагпо и Конгпо увидели его и спросили: "Откуда ты?". Царь указал на небо и засмеялся, при этом была ясно видна свастика на его языке. "Кто ты?" – опять спросили они его, и он ответил: "Я царского рода". Тогда они сделали деревянный трон (три) и, водрузив его на свои шеи (ня-па), показали всем (этого царя). Одни люди испугались, другие пришли в ужас, третьи проявили недовольство, а четвертые трепетали. Его показали одному брахману, который сказал: "Сначала он принесёт благо, но в конце – зло". Когда же его увидели жрецы (шенбон) Чодэн и Цедрон, они воскрикнули: "Какое удивительное чудо! Сделаем же его царём Тибета". После этого они омыли его святой водой, совершив бонский ритуал центру и нарекли его именем Мидже (Владыка Людей) Нятри Ценпо.
Согласно другой версии Нятри Ценпо пришёл в Гималаи из Индии. Он был сыном царя Удаяны из Ватсы и родился с перепонками. Отец испугался и хотел положить его в свинцовый ящик и утопить в Ганге. Подрастя, Нятри бежал в Гималаи. Когда он прошёл Лхари и вышел в долину "Цан с четырьмя входами", он встретился с бонскими жрецами. Те спросили, кто он, и получили ответ: "Я – ценпо (могучий)". Они спросили, откуда он, и он указал пальцем в небо. Они пытались понять его язык, но безуспешно. После этого Нятри поместили на деревянный трон, который установили на шеи четырёх человек. Жрецы сказали: "Мы сделаем его своим владыкой".
Его имя (Нятри Ценпо) переводят как "Могучий на троне шей", или "Царь на троне, поддерживаемом шеями". Однако, согласно исследованиям Намкая Норбу Ринпоче, слово "три" в имени царя имеет корни в языке Шанг-Шунга, древней гималайской страны, располагавшейся между горой Тисе (Кайлаш) и озером Мапам (Моносаровар). Культура раннего тибетского царства была культурой Шанг-Шунга, то же самое можно сказать и о религии. По традиции имена тибетским царям давали жрецы Шанг-Шунга на шанг-шунгском языке. По многим текстам Шанг-Шунга видно, что слово "три" употреблялось в этой стране с древнейших времён. Оно может нести разный смысл: ум, природа ума, жизнь, долголетие. Имея любое из этих смысловых значений, слово "три" было достойно составлять часть имени первого тибетского государя. Значение "ня", первого слога в "Нятри", также требует тщательного исследования. В древних документах этот слог отражён в разных написаньях. Из них наиболее часто встречаются варианты: gnya, snya и nyag (латинская транслитерация вариантов тибетского слога, который произносится как "ня").
Сыном Нятри Ценпо был Мутри Ценпо.


\



Примечания.

1 Согласно историческим исследованиям, первый царь Тибета, ставший основателем династии Чогьял (Chos rGyal, букв. Дхарма Царь), взошёл на трон в 127 году до н.э.



На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх