|
|
Агван Лобсан
Доржиев.
В
развитии буддизма в России огромную роль сыграл выдающийся буддийский
учёный, лама и общественный деятель Агван Доржиев. Получив блестящее
буддийское образование в Тибете и Монголии, он стал одним
из учителей Далай-ламы XIII, что
позволило
Дорджиеву впоследствии стать крупнейшей фигурой в тибетском
теократическом правительстве.
Агван Лобсан Доржиев (1853-1938) родился в
какомто из сёл Заиграевского района Бурятии (Ацагат или Хара-Шибирь). Окончив
богословское отделение в знаменитом тибетском монастыре Дрепунг (один
из трёх главных монастырей Лхасы), он получил высшую философскую учёную
степень хларампа. В числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, обучал его
буддийской философии и литературе.
В 1898 Агван Дорджиев был командирован в Китай, Россию
и Францию для
ознакомления с государственным устройством и жизнью. По возвращении в
Тибет был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса
во всех вопросах политики и веры.
Вcтретившись с императором Николаем II, Агван Доржиев получил
высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Петербурге.
Доржиев
был инициатором сближения Тибета и России. Он постоянно разъезжал между
этими странами, Монголией и Китаем с дипломатическими поручениями,
побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании.
Во французском Музее восточных культур Гиме он провёл первое во Франции
буддийское богослужение. На нём присутствовал Иннокентий Анненский,
впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в "Кипарисовый
ларец". А его гидом по Парижу был другой русский поэт – Максимилиан Волошин.
Будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его
сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. Помимо этого
он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл
издательство в Петербурге и типографию в Ацагате.
В Бурятии известен как реформатор монгольского вертикального письма,
приспособленного к бурятскому языку, составитель бурятского письма
вагинтара (вагиндрагиин
үсег), точно передававшего транскрипцию русских
слов; было в ходу с 1905 по 1910 годы.
Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой
деревне, за Чёрной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в
который входили академики В.В. Радлов и С.Ф. Ольденбург, князь Э.Э.
Ухтомский, приват-доценты В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, Ф. И. Щербатской,
врач-тибетолог П. Бадмаев, путешественники П. Козлов и Д. Клеменц,
калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны и Тундутовы, архитектор Г.В.
Барановский, инженер Н.М. Березовский, художники Н.К. Рерих и В.П.
Шнейдер.
Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена влиянию монгольской и
китайской традиций. Санкт-Петербургский храм строился в полном
соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 году в храме
прошла первая служба, посвящённая 300-летию династии Романовых.
Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали
представители правительств Николаям II, Далай-ламы XIII, сиамского короля
Рамы IV и монгольского Богдохана.
После
революции Агван Доржиев полностью отдаёт себя политической и
религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.
В 1919 году храм подвергся разграблению
красноармейцами: пропали сотни
бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы,
мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировка из китайской парчи,
личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека
тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвящённый
взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на
протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на
царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в
постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай
II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том
же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их
необходимости для процветания государства и его граждан. В 1929 году
деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым
антирелигиозным законом.
В 1935 году преследования буддийского духовенства начались и в
Ленинграде. В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская
община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 года 85-летний
Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в
тюремной больнице города Улан-Удэ, его место захоронения осталось
неизвестным. В этом же году Буддийский храм в Санкт-Петербурге был
закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная
база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осаждённый Ленинград,
когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического
института.
\
|
|
|