1. Три природы (трихсвабхавах) – воображаемая
(кальпита), зависимая (паратантра) и совершенная (паринишпанна) –
глубоко познаются мудрецами.
2. То что
предстаёт – зависимая, как
предстаёт – воображаемая.
Первая существует в следствии причин, вторая лишь умственный конструкт
(кальпана).
3. Совершенная природа есть неизменное отсутсвие того как предстаёт в
том что предстаёт.
4. Что предстаёт? Нереальный конструкт (асаткальпа). Как предстаёт?
Дуальностью. Что есть отсуствие дуальности в зависимой природе? Это её
сущность лишённая дуализма.
5. Что есть нереальный конструкт (асаткальпа)? Это ум (читта), который
создаёт зависимую природу так, что её объект не может быть обнаружен.
6. Можно разделить ум на два вида – причину и
следствие – хранилище (алая-виджняна) и
функционирующий (правритти-виджняна) семи видов.
7. Первый есть "ум" (читта) так как он заполнен семенами (биджа) васан
омрачений (клеша). Второй "ум" (читта) потому что он функционирует
различным (читра) образом.
8. Нереальный конструкт (асаткальпа) имеет три аспекта: созревающий
(вайпакика), причинный (или имеющий признаки) (наймиттика) и являющий
представления (пратибхашика).
9. Первый аспект есть корневое сознание (мулавиджняна), так как его
суть вызревание. Другой – функционирующее
сознание (правритти-виджняна), так как оно есть восприятие объекта и
субъекта.
10. Три природы глубоки так как все обладают качествами (лакшана)
существования и отсутсвия существования, дуальности (двая) и единства,
тождества сущности чистоты и загрязнений (клеша).
11. Воображаемая природа предстает существующей, но является полным
отсутствием существоания, таким образом она считается имеющей
характеристику (лакшана) существования и отсутствия существования.
12. Зависимая существует, но не так как предстаёт, таким образом имеет
характеристику существования и отсутвия.
13. Совершенная существует благодаря отсутствию дуальности, и есть лишь
это отсутствие, таким образом она имеет характеристику существования и
отсутствия.
14. Далее, природа воображаемая (кальпита) невеждами есть то, чья
сущность дуальность и единство. Дуальность благодаря дуальности
воображаемого, единство благодаря отсуствию существования этой
дуальности.
15. Зависимая природа дуальность и единство благодаря тому, что
предстаёт в виде дуальности и тому, что дуальность лишь иллюзия.
16. Совершенная природа дуальность и единство благодаря тому, что она
есть природа дуальности и тому, что она есть природа отсутствия
дуальности.
17. Воображаемая и зависимая природы признаки (лакшана) загрязнения
(клеша), совершенная природа признак чистоты.
18. Так как воображаемая есть сущностная природа отсутствующей
дуальности, а совершенная есть сущностная природа отсутствия
существования дуальности, то совершенная и воображаемая природы не
различны.
19. Так как совершенная есть сущностная природа отсутствия дуальности,
а воображаемая есть сущностная природа отсуствия существоания
дуальности, совершенная и воображаемая не различимы.
20. Потому что зависимая
существует не так как предстаёт, а совершенная есть сущностная
природа этого отсуствия существования, совершенная и зависимая природы
не различны.
21. Потому что совершенная есть сущностная природа отсутствующей
дуальности, а зависимая по природе не такова как предстаёт, зависимая и совершенная
природы не различны.
22. Они различаются в этом порядке только с точки зрения реальности
опыта и с точки зрения проникновения (правеша) в них.
23. Воображаемая природа есть реальность опыта, зависимая вовлекается в
реальность опыта, а совершенная природа есть отделение зависимой от
реальности опыта.
24. Сначала проникают в зависимую природу не имеющую дуальности, затем
в воображаемую являющуюся не существующей дуальностью.
25. Затем проникают в совершенную, которая есть существование
отсутствия существования дуальности, поэтому и говорят, что она
"существует и не существует".
26. Три сущностные природы недуальны и следовтельно непостижимы, потому
что воображаемая не существует, зависимая не существует так как
предстаёт, а совершенная является этим несуществованием.
27. Так же как произведённый магией, благодаря силе мантры, предстаёт
слон – есть только его образ, но нет самого
слона.
28. Слон – это воображаемая природа, его образ –
зависимая, а действительное несуществование слона –
это совершенная природа.
29. Таким же образом, нереальный конструкт (асаткальпа), благодаря
корневому уму (мула-читта), предстаёт в виде дуальности –
дуальность никак не существует, существует только образ.
30. Корневое сознание (мула-виджняна) подобно мантре, действительность
(татхата) подобна дощечке, умственный конструкт (викальпа) –
образу, а дуальность (двая) – слону.
31. Во время проникновения (prativedha) в это явление, одновременно
происходят три процесса – знание/выяснение
(париджня), устранение (прахана) и приобретение (прапти).
32. Знание есть отсутствие восприятия, устранение есть отсутствие
проявления (акхьяана), а приобретение есть восприятие вне пределов
причин – интуиция (сакшаткрия).
33. Через отсуствие восприятия дуальности образ (акара) дуальности
исчезает, с его исчезновением постигается совершенная природа.
34. Как при магии одновременно с прекращением восприятия слона исчезает
и его образ, и воспринимается дощечка.
35. Благодаря противоречивым взглядам по отношению одного и того же
момента, благодаря интелелктуальному видению без действительного
объекта, благодаря различному развитию трёх видов знания
(воображаемому, зависимому и совершенному) и благодаря тому, что без
всего этого достижение освобождения наступает без усилий, –
36. Наступает прекращение восприятия знаемого,
благодаря только сознанию (читтаматра) и через это отсутствие
восприятия познаваемого объекта, происходит прекращение восприятия
самого сознания.
37. Через прекращение восприятия любой дуальности, происходит
восприятие природы реальности (дхармадхату), а через это совершенство
(вибхутва).
38. А тот кто достиг совершенства, через совершенствование собственного
и чужого блага, достигает превосходного просветления (ануттара бодхи)
чья сущность три тела.