Синь
синь мин.
Письмена
истинного сознания.
Сэнцан – третий патриарх чань.
На пути
совершенства нет других трудностей,
Кроме той, что надо отказаться от предпочтений.
Только если ты свободен от ненависти и любви,
Путь открывает себя полностью и без утайки.
Достаточно различия в волосок,
Чтобы небо отделилось от земли;
Если ты хочешь увидеть, как открывается путь,
Не держись за мысль о его существовании и
не-существовании.
Противопоставлять то, что ты любишь, тому, чего
не любишь, –
Это болезнь ума:
Без поиска глубочайшего смысла
Нарушается мир в уме и в результате ничего не
достигнешь.
Путь совершенен подобно бескрайнему пространству,
В нём отсутствуют желания и излишества:
Только вследствии выбора
Теряется из виду его таковость.
Не привязывайся к внешнему,
Не пребывай во внутренней пустоте;
Если ум спокойно пребывает в единстве вещей,
Двойственность исчезает сама собой.
Если единство понимается не в полной мере,
Происходит двойная утрата:
Отказ от реальности может вести к её абсолютному
отрицанию,
А поддержка пустоты может привести к внутренним
противоречиям.
С такими спутниками, как многословие и
умствование,
Можно только заблудиться;
Стало быть, если отбросить многословие и
умствование,
То не останется места, которое создаёт
препятствия движению.
Если возвращаешься к корням –
обретаешь смысл;
Если преследуешь внешние объекты –
теряешь разум.
В момент, когда приходит просветление,
Мы выходим за пределы пустоты мира, который
перед нами.
Изменения, происходящие в пустом мире, который
перед нами,
Представляются реальными вследствии неведения:
Старайтесь не искать истины,
Просто прекратите лелеять мнения.
Не живите в двойственности,
Тщательно избегайте ей следовать;
Как только вы начинаете судить о правильном и
ложном,
Происходит смятение, ваш ум теряется.
Два существуют благодаря одному,
Но не цепляйтесь даже за это одно;
Когда единый ум не обеспокоен,
Десять тысяч вещей не представляют опасности.
Если они не представляют опасности, то будто не
существуют;
Когда ум не обеспокоен, вроде бы нет и самого
ума.
Субъект успокаивается, когда исчезает объект,
Объект исчезает, когда субъект успокаивается.
Объект является объектом для субъекта,
Субъект является субъектом для объекта:
Знай, что их взаимная относительность
Покоится исключительно на единстве пустоты.
В единстве пустоты два есть одно,
И каждое из двух содержит в себе все десять
тысяч вещей:
Если не делается различия между этим и тем,
Откуда взяться односторонности и предрассудку?
Великий Путь спокоен и дальновиден,
Ничто не просто и ничто не тяжело:
Мелкие взгляды нерешительны,
Чем более они спешат, тем сильнее опаздывают.
Цепляние никогда не удерживается в изначальных
пределах,
Оно с уверенностью идёт по ложному пути:
Если идёшь свободно, вещи оказываются такими как
они есть,
Так как сущность не уходит и не остаётся.
Чтобы соответствовать Пути,
Быть спокойным, простым и свободным от
раздражения, слушайся природы вещей;
Если же твои мысли привязаны –
ты не смотришь в сторону истины,
Они тяжелеют и тупеют, лишаясь глубины.
Если они поверхностны, душа беспокоится.
Тогда какая польза от того, чтобы быть
пристрастным и односторонним?
Если хочешь идти дорогой единой колесницы,
Не будь предвзятым в отношении шести чувственных
объектов.
Если ты не будешь предвзято настроен против
шести чувственных объектов,
То, в свою очередь, отождествишься с
просветлением;
Мудрые недеятельны,
В то время как невежды имеют стремления.
Несмотря на то, что в Дхарме отсутствует
индивидуальность,
Они в неведении привязываются к обособленным
объектам.
Это рождает в их собственных умах иллюзии –
Разве это не величайшее из внутренних
противоречий?
Неведение порождает двоиственность покоя и
движения,
Просветлённый же не имеет симпатий и антипатий:
Все формы двойственности
В неведении изобретаются самим умом.
Они подобны видениям и небесным цветам:
Зачем нам беспокоиться, чтобы их поймать?
Приобретение и потеря, правда и ложь –
С ними следует покончить раз и навсегда!
Если глаз никогда не смыкается,
Все сны прекращаются сами собой:
Если ум сохраняет своё единство,
Десять тысяч вещей обладают единой таковостью.
Когда изведана глубокая тайна единой таковости,
Внешняя путаница внезапно забывается;
Когда десять тысяч вещей предстают в их единстве,
Мы возвращаемся к истоку и остаёмся сами собой.
Забыв причину всех вещей, мы
достигнем состояния, не имеющего аналогии:
Остановленное движение перестаёт быть движением,
И покой, приведённый в движение, перестаёт быть
покоем.
Когда более не остаётся места двойственности, даже
само единство меняет свою таковость.
Наивысший предел всех вещей, за который им уже
некуда двигаться,
Не связан правилами и мерами:
Ум, который находится в гармонии с Путём,
Является принципом тождества, в котором все деяния –
в состоянии покоя;
С нерешительностью полностью покончено,
И правая вера восстановлена в своей природной
прямоте;
Ничто теперь не нужно удерживать,
Нет необходимости в запоминании,
Всё предстаёт как пустота –
ясная и самопросветлённая;
Больше нет грязи, нет напряжения, нет затрат
энергии –
Мышление никогда не достигает этого предела,
И воображение не способно его измерить.
В высшем царстве истиной таковости
Нет ни "иного", ни "я":
Если дать прямое определение,
То можно сказать: "Не два". [Тат твам аси]
В не-двойственном бытии всё едино,
Всё, что под ним понимается –
это
Мудрость в десяти направлениях,
Все они составляют эту абсолютную веру.
Эта абсолютная вера за пределами длительности и
протяжённости.
Одно мгновение –
десять тысяч лет;
Это проявляется перед тобой во всём,
Независимо от обусловленности вещей "бытием" и
"небытием".
Если внешние условия отброшены,
Бесконечно малое такое же, как и безмерное,
Если объективные границы не принимаются во
внимание,
Бесконечно большое такое же, как и малое.
То, что есть, не отличается от того, чего нет;
То, чего нет, неотличимо от того, что есть:
Старайся не задерживаться там,
Где нет такого отношения вещей.
Одно во всём,
Всё в одном –
Если только это осознать,
Прекращается беспокойство о своём несовершенстве!
Истинный ум не разделен,
И нераздельное есть истинный ум –
Здесь слова утрачивают силу,
Поскольку это –
ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем.
\